Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

У детей 4-5 лет отмечаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.

Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти. Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.

М.Ю. Кистяковская отмечала, что одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов.

Многочисленные исследования, проведенные Е. Флейшманом, позволили ему выявить следующие направления изучения мелкой моторики:

Тонкая координация движений – это точные движения больших мышечных групп (движения руками, ногами).

Координация – отражает движение рук, ног, или одновременное движение ногами и руками.

Ловкость рук – координированные и быстрые движения, действия рук с относительно большими объектами.

Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.

В развитии у детей мелкой моторики М.М. Кольцова и Н.И. Озерецкий выделяют следующие параметры ее сформированности:

– развитие кинестетического праксиса (системы произвольных действий);

– развитие сформированности тонких движений пальцев рук;

– развитие сформированности «содружества» обеих рук в работе;

– развитие сформированности координации движений.

У детей 4-5 лет постепенно повышается активность, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место, начинают активнее использовать пальцы, учатся рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать одежду.

Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию.

Нетрадиционные техники рисования позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждый из нетрадиционных методов рисования - это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Их использование развивает воображение, мышление, а также мелкую моторику. Дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д. рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д (О.В. Бруева).

На первых этапах с детьми используют: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей 4-5 лет знакомят с более сложными техниками: оттиск поролоном или печатками из ластика, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки. Дальше дети могут освоить еще более трудные методы и техники: кляксография обычная и с трубочкой, монотипия пейзажная и предметная, печать по трафарету.

Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центр. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Большую роль играет взаимодействие с родителями воспитанников через различные формы работы: мастер-классы, практикумы, наглядные материалы, консультации. Такие мероприятия дают возможность родителям не только научиться самому, но и поучаствовать в совместном с детьми творчестве.

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
  2. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» Педагогика, 1973. - 143 с. 
  3. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. Просвещение, 2008. – 256 с.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду детей. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. Рузанова, Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток [Текст] / Ю. В. Рузанов. – СПб.: КАРО, 2009.– 53 с.


Новые публикации

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного …

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой...

Читайте также

Конспект занятия по образовательной области «Познания» (математика), по программе «Детство»…

Конспект занятия по образовательной области «Познания» (математика), по программе «Детство» во второй младшей группеТема занятия «Круг»   Задачи. - Закрепить свойства круг через...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и аппликации в…

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой и аппликации «Небесный слон» (по рассказу В.Бианки) в средней группе Задачи. Воспитывать интерес к познанию природы...

Сюжетно-ролевая игра «Поможем Лунтику»

Сюжетно-ролевая игра «Поможем Лунтику»   Цель: развитие внимания, групповой сплоченности. Задачи. - Способствовать созданию спокойной доверительной обстановки в группе. - Развивать умение чувствовать и понимать другого. -...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности»Котовой Т.В.

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности» Программное содержание: -   Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; - Воспитывать чувство самоуважения и...

Проект "В детский сад с улыбкой"

Паспорт проекта Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей...

Выступление не педагогическом совете по проекту " Я вижу музыку".

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя Нечаевой Т.Г. и воспитателя Дорофеевой А.Ю. по проекту  «Я вижу музыку» (февраль 2020 года) по теме: «Совершенствование деятельность ДОО по художественно- эстетическому развитию дошкольников через различные инновационные технологии» Дорофеева А.Ю. Художественно-эстетическое воспитание – это...

Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Sample Image

Тема: Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста Актуальность Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство