Сайт для воспитателей детских садов



Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

У детей 4-5 лет отмечаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.

Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти. Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.

М.Ю. Кистяковская отмечала, что одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов.

Многочисленные исследования, проведенные Е. Флейшманом, позволили ему выявить следующие направления изучения мелкой моторики:

Тонкая координация движений – это точные движения больших мышечных групп (движения руками, ногами).

Координация – отражает движение рук, ног, или одновременное движение ногами и руками.

Ловкость рук – координированные и быстрые движения, действия рук с относительно большими объектами.

Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.

В развитии у детей мелкой моторики М.М. Кольцова и Н.И. Озерецкий выделяют следующие параметры ее сформированности:

– развитие кинестетического праксиса (системы произвольных действий);

– развитие сформированности тонких движений пальцев рук;

– развитие сформированности «содружества» обеих рук в работе;

– развитие сформированности координации движений.

У детей 4-5 лет постепенно повышается активность, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место, начинают активнее использовать пальцы, учатся рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать одежду.

Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию.

Нетрадиционные техники рисования позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждый из нетрадиционных методов рисования - это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Их использование развивает воображение, мышление, а также мелкую моторику. Дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д. рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д (О.В. Бруева).

На первых этапах с детьми используют: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей 4-5 лет знакомят с более сложными техниками: оттиск поролоном или печатками из ластика, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки. Дальше дети могут освоить еще более трудные методы и техники: кляксография обычная и с трубочкой, монотипия пейзажная и предметная, печать по трафарету.

Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой центр. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Большую роль играет взаимодействие с родителями воспитанников через различные формы работы: мастер-классы, практикумы, наглядные материалы, консультации. Такие мероприятия дают возможность родителям не только научиться самому, но и поучаствовать в совместном с детьми творчестве.

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
  2. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» Педагогика, 1973. - 143 с. 
  3. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. Просвещение, 2008. – 256 с.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду детей. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008.
  5. Рузанова, Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток [Текст] / Ю. В. Рузанов. – СПб.: КАРО, 2009.– 53 с.




Новые публикации

Как подготовить малыша к поездке в отпуск

Как подготовить малыша к поездке в отпуск Вопрос, как организовать летний отдых с наибольшей пользой для здоровья ребенка, волнует всех родителей...

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подг…

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные ценности и будущее человечества: Добрым быть совсем не просто …» Цель:...

Сценарий спортивного досуга «Если только захотеть, можно в Космос полететь»

Сценарий спортивного досуга «Если только захотеть, можно в Космос полететь» Цель: способствовать развитию у детей познавательного интереса и спортивных качеств. Задачи: расширение и...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «…

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о профессиях?»   Цель: обобщить представления детей о разнообразии профессий и их назначении. Задачи. Образовательная. Обобщить знания о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного…

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по художественно - эстетическому развитию«Пчелка на цветочке»   Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие»...

Тема занятия: «Загадки дядюшки Кактуса»

Тема занятия: «Загадки дядюшки Кактуса» Образовательная деятельность экологического цикла   С детских лет детям нужно прививать любовь и бережное отношение к природе. Для успешной работы...




Комментарии

  • Елена
    Здравствуйте! Как можно получить конспекты занятий по вашей программе?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

В блогах

План работы с родителями

План работы с родителями в средней группе на 2019-2020  учебный год Цель: Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели необходимо...

Проект «Что нам Осень принесла»

Проект «Что нам Осень принесла» (краткосрочный) Срок проведения 16.09.2019 – 30.09.2019 Тип: тематически-познавательный Цель проекта: Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты». Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в дошкольном...

Рабочая программа "Давайте поиграем…

Пояснительная записка Изменения в социально-экономической сфере обществен­ной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Рос­сию, перед необходимостью реформирования образователь­ной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики...

Репка

Репка

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство