Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции

«Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний, проявление общекультурных, профессиональных и личностных качеств.

Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в конструктивной деятельности, которая включает в себя различные виды конструирования (например-бумага). В создании поделок из бумаги с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата. Технология работы с бумагой может быть различной. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа с бумагой способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное при работе с бумагой - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, и зрительный контроль. В нашем детском саду дети с большим удовольствием мастерят поделки в технике «оригами», «модульное оригами» и «кирогами». Мною разработана программа кружка «Хотелки-умелки» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, где являюсь руководителем.

Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким. Интегрированное обучение детей позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. В своей работе применяю интеграцию дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса, то есть провожу интегрированное обучение.

Интегрированное обучение представляет собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на занятии «Поможем «Принцессе Четыре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:

1) Математические (Счёт до четырёх, число 4; закрепление геометрических фигур, классификация геометрических фигур по одному признаку);

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. («Принцессой Четыре» с детьми рассматривает и закрепляет перелётных птиц);

3) Задания, направленные на развитие речи.( При помощи художественного слова дети попадают в «Страну «Математика» );

4) Продуктивная деятельность (Дети «Принцессе Четыре» решили сделать птиц в технике оригами из квадрата.);

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

1) социальные, в том числе нравственно-этические;

2) эмоционально - чувственные, включая музыкальные;

3) художественно-эстетические;

4) логико-математические;

5) естественно – научные.

Это хорошо видно на примере занятия «Сказочная птица-лебедь» (для детей 5-6 лет). Здесь даются:

  • естественно - научные знания: об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам;
  • социально-экологические: поведение людей в природе по отношению к животному миру;
  • эмоционально-чувственные: идёт разговор о сказках «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок», где описывается образ лебедя. Детям предлагаются для прослушивания фрагменты из балета П. Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь». Дети выполняют творческие задания – покажи, как двигаются лебеди под ту или иную мелодию;
  • художественные: на занятии используются картины Рылова «В голубом просторе», Врубеля «Царевна Лебедь»;
  • продуктивная деятельность: дети изготавливают лебедей в технике «кирогами» и дорисовывают не достающие детали.

Тематика занятий может быть разнообразна. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

  • необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
  • логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
  • свободное размещение наглядного материала;
  • смена динамических поз;
  • привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Так, часть занятий проводится совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «В некотором царстве, бумажном государстве», «Путешествия по сказкам Г. Х.Андерсена».

Занятия с преподавателем по изодеятельности включает задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию.

Одним из условий реализации программы «Радуга» является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение детско-родительских занятий интегрированного характера. Целью таких занятий является: формирование способов взаимодействия детей и родителей на занятии. Так на заседаниях «Семейного клуба оригами» дети обучают родителей изготавливать поделки в технике «оригами» и «кирогами»: для игровой и театрализованной деятельности. После чего проводится конкурс на самую лучшую и интересную сказку или красивую игрушку.

Работа по данной теме проводится много лет и теперь уже можно сделать выводы: 

1. Планирование занятий интегрированного характера, и использование новых технологий в своей практической деятельности даёт возможность для самореализации, самовыражения, способствуют повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, ведёт целенаправленному поиску, то есть развивается инновационная культура педагогов.

2. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность.

4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 

5. Такие занятия способствуют более тесному контакту детей, специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.



Новые публикации

Конспект занятия

Конспект занятия  Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цели: Формировать способность детей к диалогической речи. Задачи по образовательным...

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Проектная деятельность в первой младшей группе «Все котятки мыли лапки»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного …

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой...

Читайте также

Мастер – класс в технике «декупаж» по изготовлению новогоднего магнита…

Мастер – класс в технике «декупаж» по изготовлению новогоднего магнита в старшей группе детского сада   Декупаж появился в России совсем недавно...

План работы по ЗОЖ с детьми старшего дошкольного возраста (5-7…

План работы по ЗОЖ с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Сентябрь Тема: Ребенок и социум Цели: - Формировать представление о человеке как о...

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие колобка»

Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие колобка» Цель: Продолжать развивать у детей устойчивый интерес к логико-математическим играм. Закрепить умение воспроизводить...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

Доклад из опыта работы по теме: «Развитие творческих и познавательных интересов детей 2 – 3…

Актуальность Ранний возраст - очень важная ступень в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Потребность в рисовании заложена у ребёнка на генетическом...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» …

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Родничок"       Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4 лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  « Откуда хлеб на столе » Подготовила воспитатель:...

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности»Котовой Т.В.

 Старшая группа. Конспект «Мои права и обязанности» Программное содержание: -   Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях; - Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; - Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; - Воспитывать чувство самоуважения и...

Проект "В детский сад с улыбкой"

Паспорт проекта Тип проекта: групповой проект. Участники проекта: дети – педагоги – родители. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. Проблема: Как облегчить процесс  адаптации  детей младшего дошкольного возраста к  детскому  образовательному учреждению? Гипотеза: если, сформировать единый подход к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство