Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать…

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем Российского образования. В Концепции Российской системы народного образования усилена взаимосвязь между содержанием, методами и организационными формами воспитания и обучения в детском саду и в начальной школе.
Такая преемственность создает условия для того, чтобы переход детей из одного учреждения в другое был безболезненным, и адаптация к новым условиям проходила быстро. Сотрудничество детского сада и школы во многом определяет уровень подготовленности дошкольников. [1].

Характеристику понятия «готовность к школе» нельзя ограничивать предметным содержанием (подготовкой к чтению и письму, изучением иностранного языка или математики и т.д.). В характеристику понятия необходимо включить новое содержание: предпосылки учебных умений, новые социальные роли ученика, умственные операции, познавательные интересы будущего школьника. Любая воспитательно-образовательная деятельность в дошкольном учреждении протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно. Все это имеет отношение к учебной деятельности, которая протекает более успешно, если у воспитанников сформулировано положительное отношение к обучению, если у них есть познавательный интерес.

Познавательный интерес в психологическом смысле – стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности. В основе интереса ребенка лежит потребность узнать предмет, привлекший его внимание теми или иными свойствами. Иначе говоря, интерес можно рассматривать как осознанную потребность, мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

В ходе воспитательно-образовательной работы познавательный интерес дошкольников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому они делают особенно ощутимые очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от профессиональных знаний педагога. Но при этом, сначала познавательные интересы не долговечны. Существенными условиями в развитии интересов воспитанников с точки зрения Н. Ф. Талызиной являются следующие:

1. Начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собой связанных систем, приобретенных известную устойчивость;

2. Переключение познавательных интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения;

3. Одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни;

4. Рост интереса к психологическим переживаниям других людей и особенно к своим собственным;

5. Начинающаяся дифференциация и специализация познавательных интересов [2,18].

Высокий уровень развития интереса возможен лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, определенной ситуации, но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением – как организуемым со стороны, так и образующимся в зависимости от осознания успеха, от удовлетворения определенного вида потребностей.

Познавательные процессы во всех его многомерных проявлениях можно рассматривать как частицу технологии развивающего обучения, остро и тонко реагирующего на все его подъемы и отклонения. Систематическое использование элементов данной образовательной технологии при подготовке детей к школьному обучению дает положительные результаты в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости воспитанников.

Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, необходимо соблюдение главных условиях, соблюдение которых способствует развитию познавательного интереса:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность воспитанников. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей детей старшего дошкольного возраста являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышлений, ситуации мыслительного напряжения;

2. Развитие познавательных интересов состоит в том, чтобы вести воспитательно-образовательный процесс на оптимальном уровне развития воспитанников. Путь обобщений, отыскания закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы – это путь, который в освещении множества вопросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на оптимальный уровень развития современного дошкольника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений;

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус воспитательно-образовательного процесса – третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения сопряжена с двумя главными источниками развития дошкольника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения воспитанника.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они все время взаимно переплетаются в воспитательно-образовательном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны и различно влияние их на личность: одни из них непосредственно влияют на познавательный интерес к знаниям, другие – опосредовано.

4. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности воспитанников – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности дошкольника в воспитательно-образовательном процессе. Из этого вытекает и четвертое важнейшее условие - благоприятное общение в воспитательно-образовательном процессе. Общение воспитанников друг с другом и с воспитателем создает многообразнейшую гамму отношений, опосредованное влияние которой на интерес к воспитателю очень велико. Именно благодаря отношениям, которые складываются в воспитательно-образовательном процессе и в общении, и будет создана благоприятная атмосфера, развития познавательных интересов и личности детей старшего дошкольного возраста.

Познавательный интерес, представляя собой, важный фактор в подготовке детей к школе, является в тоже время жизненно необходимым фактором становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса, тускнеет, личность лишена того значительного внутреннего стимулятора, который постоянно подталкивает ее движение, открывает перед ней новые перспективы, позволяет переживать радость интеллектуального удовлетворения.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»,- писал Венгер.

 

Список литературы.

1. Лихнер Н.А. Доклад «Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»// Материалы городской конференции работников образования «Преемственность муниципальной системы образования в условиях модернизации» 2005, Омск.

2. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. - М.: Academia, 2013. – С.288.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Агрессивное поведение детей 4-5 лет

Агрессивное поведение детей 4-5 лет Актуальность данной темы состоит в том, что мы вместе с другими коллегами стали отмечать, что в...

Лэпбук «Безопасность в интернете»

Лэпбук «Безопасность в интернете» Цель: Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в «Интернете», выявить пользу или вред он приносит людям. Задачи: расширить представление...

Читайте также

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…

Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...