Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей, родителей и педагогов

Нужны ли народные праздники и развлечения в детском саду? Безусловно, да! В том числе и потому, что они могут стать заключительным аккордом, итогом совместной деятельности взрослого и детей. Идея организовать в детском саду музей русской культуры «Русская изба» возникла в 2014г. Музей начинался с маленького уголка в группе. Со временем для него было выделено отдельное помещение, оформленное как уголок русской избы: печь с ухватами и чугунками; кровать с подзором, лоскутным одеялом и подушками; лавки, три расписных сундука, угольные утюги, прялка, люлька. И это все не бутафория, а подлинные вещи, которыми в старину пользовались наши предки. Для театрализованных представлений подобраны русские народные костюмы, музыкальные инструменты и многое другое.

Наша гордость - совместные с родителями праздники «Ярмарка», «Масленица». Родители, нарядившись в народные костюмы, принимают активное участие в играх и забавах. Дети болеют за своих мам и пап, помогают им отвечать на вопросы, обучают их танцевальным движениям. В гости к участникам праздников приходят взрослые: «Русские напевы», гармонист дедушка Паша, частушечница бабушка Зина, мастера декоративно- прикладного искусства.

В народных праздниках нет зрителей и исполнителей: зритель в любой момент может стать активным участником действия, что способствует истинному переживанию праздничных событий, развитию чувства сопричастности с происходящим и творческих способностей. А чего стоит общение детей разного возраста - это пища не только для ума, но и для души. Старшие исполняли для малышей попевки, усадив их рядом или на колени, играли с ними в ладушки, заботливо поправляли на них одежду, бережно обращались с ними в общей пляске. А дети и родители испытывали от своего единения необыкновенно теплые, трепетные ощущения!

«Если праздников не хватает, их следует выдумывать». Мудрая пословица пришлась нам по душе. И мы организуем народные праздники круглый год, благо этому способствуют экспонаты и дух нашего музея, а также опыт воспитания детей в духе народной культуры, прежде всего музыкальной.

Год начинается с Рождественских колядок. Дети с песнями и пожеланиями богатства и счастья обходят детский сад. Все ждут колядовщиков, заранее готовят для них сладости.

Масленицу отмечаем после дневного сна, когда родители приходят за детьми и присоединяются к ним. И тогда музыка и радостный смех буквально окутывает весь детский сад.

Седьмое июля Иван Купала в венке из трав приглашение всех на Праздник воды. На участке устраиваются хороводы и народные забавы. Все обливают друг друга водой. Дети и взрослые мокрые и счастливые. Вода смывает все невзгоды.

Обо всех праздниках не расскажешь! На что хотелось бы обратить внимание. Фольклорный театр - часть культуры, в различных формах он задействован практически во всех календарных праздниках и обрядах. Самый яркий элемент народного театра - ряженые. У ряженых поскакать да поплясать - главное дело. Вот где фантазии нет предела, потому что все направлено на то, чтобы не быть узнанным. Большое удовольствие, как известно, дети получают от встреч с Петрушкой, от театра за ширмой. Пестушки, потешки, сказки, прибаутки и песенки, разыгранные с помощью игрушек, приобретают для ребенка особенную притягательность.

Рекомендуемая литература:

  1. Алексеева В. Фольклор в контексте современной культуры. М. ,1988
  2. Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.1-10. М. , 1994.
  3. Ветлугина Н. Музыка в детском саду. М. , 1990.
  4. Князева О., Маханева М. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: Программа: Учеб.- метод. Пособие. СПб, 1998.
  5. Кононова Н. Музыкально- дидактические игры для дошкольников. М., 1982.
  6. Некрылова А. Круглый год. М., 1991.
  7. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1988.
  8. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  9. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини- музей в детском саду. М., 2008.
  10. Народное искусство в воспитании детей/ Под ред. Т. Комаровой. М., 2000.
  11. Праздники и развлечения в детском саду/ Сост. С.Бекина М., 1986.
  12. Фольклор- музыка- театр: Прог.- метод. Пособие/ Под ред. С. Мерзляковой. М., 1999.


Новые публикации

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей…

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Чудесная сила камня» в старшей группе Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Цель: Познакомить детей с разнообразием...

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей»

Доклад на тему: «Влияние исследовательской деятельности на поисковую активность детей» Одно из предпосылок учебной деятельности - это воспитание познавательных интересов и...

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед»

Консультация для родителей «Осторожно тонкий лед» Уважаемые родители! Как известно, каждому родителю хочется доставить своему ребенку гору удовольствия и положительных эмоций. Особенно...

Читайте также

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми…

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной группы по теме: «Звук [С] и буква С» {pdf=download/files/presentation/file654.pdf|90%|700|native}

Конспект досуга в подготовительной группе. Тема: «Инопланетянин в беде»

Конспект досуга в подготовительной группеТема: «Инопланетянин в беде»   Цели: - закреплять понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их...

План-конспект по познавательному развитию детей 6-7 лет «Права ребёнка»

План-конспект по познавательному развитию детей 6-7 лет «Права ребёнка» {pdf=download/files/presentation/file491.pdf|90%|700|native}






Комментарии

  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    очень актуальный и познавательный конспект.Спасиб о за творческий подход.

    Подробнее...

     
  • Ольга Клименко
    классный конспект, спасибо за творческий подход

    Подробнее...

В блогах

Тематическая неделя «Мир профессий» подготовительная группа.

Цель тематической недели  формировать у детей представление о важности и нужности любой профессии взрослых, уважения к труду взрослых, представляющих различные профессии. Расширение познавательного интереса к профессиям. Побуждать детей к стремлению учиться и к выбору будущей профессии. Одна из основных задач дошкольного...

Картотека пальчиковых игр для детей 2 - 3 лет

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель:  развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю:  (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю,  (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём...

Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста

 Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Целью малоподвижных игр и игровых упражнений является: снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному; снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство