Сайт для воспитателей детских садов



Адаптация детей младшего дошкольного возраста средствами фестивальной педагогики

При попадании в особую микросреду детского сада, условия которой значительно отличаются от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием адаптационный синдром. Малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная активность, речевая активность, трансформируются двигательные реакции.

Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. [1, С.50].

Выделяют несколько этапов, характеризующихся выраженностью негативных реакций.

Лёгкая адаптация. В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям: он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении; способен озвучить просьбу о помощи; первым идёт на контакт с ровесниками; способен занять себя на короткий промежуток времени; с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок; адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики.

Привыкание средней тяжести. В данном случае не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив. При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он: с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки; при отвлечении забывает о расставании и включается в игру; общается со сверстниками и воспитателем; придерживается озвученных правил и распорядка; адекватно реагирует на замечания; редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация. Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации: нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми; слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени; отказ заходить из раздевалки в игровое помещение; нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку.

Трудности адаптации:

  • отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада$
  • наличие у ребенка своеобразных привычек$
  • неумение занять себя игрушкой$
  • несформированность культурно-гигиенических навыков$
  • отсутствие у ребенка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

Цель эффективного процесса адаптации: создание педагогом оптимальных условий в ДОУ для успешной социализации и адаптации детей раннего возраста. В нашем детском саду это осуществляется по средствам участия детей в массовых мероприятиях, праздниках, фестивалях с привлечением родителей, т.е. по средствам фестивальной педагогики.

Задачи:

- координация деятельности всех участников адаптационного периода: дети, родители, сотрудники ДОУ;

- формирование устойчивого интереса к детскому саду у ребёнка, заинтересованности в сотрудничестве у родителей;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Фестивальная педагогика – это система образования и воспитания, организованная по законам направленной творческо-развлекательной, продуктивной деятельности, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве администрации, педагогов, воспитанников, родителей, широкого социума и социокультурных партнеров, способствующая постижению явлений окружающего мира и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах с одной стороны; сплачивающая социум вокруг единого социокультурного центра путем организации и проведения совместных с администрацией, педагогами, воспитанниками, родителями, социумом и социокультурными партнерами праздников, сезонных ярмарок, флэш-мобов, творческих медиа-презентаций с другой. [2, С.8].

Праздник, фестиваль – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни детей. Современная методологическая ситуация в педагогике и психологии выявляет понимание важности значения детского праздника, фестиваля в деятельности всех учреждений системы образования. Большинство фестивалей в нашем детском саду повторяется, чаще всего циклически, именно повторяемость ритуальных мероприятий открывает множество внутренних возможностей для самовыражения детей. У ряженья есть удивительное, буквально потрясающее свойство: он может пробудить и вывести на социальный простор сокровенную детскую способность к культурному творчеству, всеохватывающей любви, беспредельной радости. Это и есть праздник. «Особая психологическая ценность привлечения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к участию в праздниках, фестивалях заключается в том, что это может помочь маленькому человечку социализироваться к новой жизни в детском саду, в новом для него коллективе, воспитывать коммуникативные качества, поскольку сам процесс празднования, вызывает положительно окрашенные эмоциональные переживания и создает уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» [3, с.9].

Фестиваль как деятельность, должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности – праздник, фестиваль представляется в качестве всестороннего развития личности ребенка. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса адаптации.

Самый главный результат нашей работы – это успешная адаптация детей к ДОУ. В совместной деятельности и участия детей в массовых мероприятиях, фестивалях, родители лучше узнавали возможности своего ребенка, была создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями, педагогами и детьми, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, адаптации, развития и социализации детей младшего возраста.

По всем наблюдениям адаптация проходила успешно: более 50% детей к середине учебного года и 100 % к концу учебного года привыкали к новым условиям, проявляли любознательность и активность, и как следствие этого мы получили эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.

Литература:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребёнок в детском саду. – 2003. - №5. – С.49 – 53.
  2. Л.Д. Данилова, А.С. Данилова. Фестивальная педагогика как средство преобразования дошкольного учреждения в социокультурный центр /Издатель Качалин А. В., Ульяновск, 2017. – 104 с.
  3. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Мордовский гос. ун-т. - Саранск, 2001. – 185 с.




Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

Планирование воспитательно–образовательной работы в подготовительной группе. Тем…

Планирование воспитательно–образовательной работы в подготовительной группеТема: «Путешествие в глубины океана»   Цели: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей об...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Елочка – красавица всем н…

Конспект занятия по познавательному развитию на тему:«Елочка – красавица всем нам очень нравится» 2-я младшая группа Программные задачи: - Формировать у детей понятие...

Педагогический проект на тему: «Зимняя мозаика» (для детей младшего и среднего д…

Педагогический проект на тему: «Зимняя мозаика» (Для детей младшего и среднего дошкольного возраста)   Название проекта – «Зимняя мозаика» Тип проекта – познавательно-исследовательский. Возраст детей...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Консультация для воспитателей «Коррекция…

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство