Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими в обществе и модернизации Российского образования. Доказано, что период дошкольного детства один из ключевых периодов в социальном развитии личности, так как это период эмоционального развития ребенка.

(Слайд.) Впервые термин эмоциональный интеллект был введен в 1990 г американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Майером и его определение звучит так – Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание, как свои собственные, так и других людей, а та же способность правильного управления эмоциями.

(Слайд.) Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит на 80% от эмоционального развития (так называемого EQ) и только лишь на 20% от умственного развития (IQ). Под успехом здесь понимается не только профессиональная карьера, но и успех в отношениях с окружающими, в семье и в повседневном общении с другими людьми. Человек, не способный понимать свои эмоции и эмоции других людей, не умеющий регулировать им – не может в жизни быть успешным. Так вот главный смысл развития эмоционального интеллекта – умение выстраивать отношения в любых условиях.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослой жизни, а еще в детском возрасте.

(Слайд.) Существует 7 базовых эмоций - это:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • страх,
  • призрение,
  • брезгливость (отвращение),
  • грусть.

И эти эмоции выглядят так – (слайд).

(Слайд.) Чтобы развить эмоциональный интеллект необходимо научить ребенка овладеть определенными способностями, а именно:

  • Умение определять свои эмоции и признавать их – на начальных этапах развития эмоционального интеллекта проводником распознавания своих эмоций для ребенка должен стать взрослый. Нужно дать понять ребенку, что все его эмоции и чувства имеют право на существование. Как именно это показать ребенку? К примеру это может быть такая фраза – «Ты сейчас злишься, злиться это нормально. Я тебе сочувствую или мне жаль, что так вышло. Давай поговорим о том, как исправить эту ситуацию?», либо «Я вижу, что ты расстроен из за того, что Вася не дал тебе свою игрушку», либо, если ребенок чему то рад, он улыбается, здесь тоже нужно проговорить в слух какую эмоцию он испытывает на данный момент – «Я вижу, как ты радуешься, когда рисуешь. Ты улыбаешься».
  • Способность контролировать свои эмоции – опять же таки, нужно учить ребенка проговаривать свои эмоции, иногда ребенок не понимает, что он испытывает в той или иной ситуации. Но когда ребенок осознает какую эмоцию он испытывает, особенно если это злость, обида, разочарование, градус напряжения сразу же снижается. Если у ребенка не будет возможности сказать о своей боли или досаде, он выплеснет ее другим способом – толкнет обидчика, отберет игрушку. Как правило дети, которые поступают именно так просто не умеют по-другому, их не научили выражать свои эмоции экологично для окружающих.
  • Способность распознавать и признавать чувства других называется эмпатия. Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а так же растениям и животным. Но будут ли развиты задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от воспитания. И здесь, опять же таки решающую роль играют взрослые (родители, педагоги), которые служат детям примером. Если педагог и близкие люди ребенка обладают высокоразвитой эмпатией, то они способны вырастить чуткого, доброго, отзывчивого, понимающего других человека.

(Слайд.) Модель эмоционального интеллекта предполагает развитие четырех основных функций:

  • Самосознание;
  • Самоконтроль;
  • Социальная чуткость;
  • Управление отношениями.

(Слайд.) Эти функции и способности эмоционального интеллекта развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Какими же инструментариями и формами обучения должен владеть педагог для того, чтобы развить это самый эмоциональный интеллект?

Рассмотрим методические средства, такие как:

  • Ролевые игры (сюжетами игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоций, чувств «На дне рождения друга», «На приеме у врача»).
  • Психогимнастические игры.
  • Коммуникативные игры.
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности, воображения.
  • Релаксационные методы.

(Слайд.) Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  • Комфортная организация режимных моментов.
  • Трудовая деятельность.
  • Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение, а вот у малоподвижных детей развиваются такие негативные черты характера как нерешительность, агрессивность, неуравновешенность).
  • Арттерапия.
  • Игры-драматизации, сказкотерапия.
  • Психогимнастика (мимика, пантомимика).
  • Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы).
  • Художественная литература, музыка.

(Слайд.) Хотелось бы заострить особое внимание на сказкотерапии и на ролевых играх - на их значении в развитии эмоционального интеллекта у детей. Именно сказки, сказочные существа, а главное переживание эмоций через сказки очень важны для развития эмоционального интеллекта. Как через сказкотерапию, так и через ролевые игры можно проработать, например, страхи ребенка (страх темноты, боязнь стоматологов – врачей, проблемы общения со сверстниками у более старших детей и многое другое). Хочется представить вашему вниманию книгу автора Хухлаевой Ольги Владимировны «Терапевтические сказки». Считаю, что данное издание должно стать настольной книгой каждого воспитателя и родителя.

(Слайд.) Особое место в развитии личности ребенка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям (зачастую это родители и педагог). В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми формами общения («нельзя драться», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить», «нужно поблагодарить за помощь»). Чем старше становится дошкольник, тем все более сложные правила взаимоотношений он усваивает. И стоит отметить, что бытовые правила усваиваются куда проще, чем правила отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, иногда делают мелкие пакости – все эти отношения окрашены массой разных эмоций и очень остро переживаются ребенком.

(Слайд.) У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку приобрести этот опыт умения справляться с трудностями взаимоотношений, опыт, способствующий комфортному проживанию разнообразных эмоций, опыт переживания успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ и достичь желаемого результата.

Ежедневные баталии ребенка в детском саду, иногда успешные, иногда нет, требуют со стороны воспитателя большого терпения и внимания. Воспитатель становится для ребенка близким человеком, но чтобы он смог развивать у детей эмоциональный интеллект, он должен сам своим собственным поведение стать им примером для подражания. Больше шансов у того воспитателя, который обращает внимание на положительные качества ребенка и постоянно их совершенствует.

(Слайд.) Целью воспитателя должно быть не безусловное подавление эмоций, а формирование у ребенка способности к сохранению их равновесия и управления ими, потому что каждая эмоция имеет свою ценность и значение. Очень важно с малых лет научить детей способам обуздания своих эмоций. Дети должны знать , что человек не может повлиять на то, когда и какие чувства у него возникают, но он может решить , как долго их удерживать. Следует объяснить ребенку, возможные последствия своего негативного поведения и предложить другие варианты поступков.

(Слайд.) Каждый день нам приходится сталкиваться с разными детьми, главное найти подход к воспитанию каждого ребенка.

(Слайд.) Агрессивных детей, например, следует учить снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации. Нужно помнить, что причинами агрессивности ребенка могут быть не только недостатки семейного воспитания, но и негативное отношение взрослого к ребенку (педагога, родителя). У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом.

К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, нужно стараться исключать ситуации, провоцирующие на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).

Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых задании, поощрять за самые малые достижения.

(Слайд.) Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Опираться на его сильные стороны.
  • Избегать подчеркивания промахов.
  • Уметь и хотеть демонстрировать свою любовь к нему.
  • Демонстрировать оптимизм.
  • Проявлять эмпатию и веру в ребенка.
  • Чаще применять слова поддержки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя все получится», «Ты делаешь это очень хорошо») и избегать слов, выражающих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя («Ничего-то ты не можешь», «Это для тебя слишком трудно», «Опять у тебя ничего не получается»).

!!! Здесь очень важно не путать поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность, а похвала заключается в том, что ребенка хвалят за что-то хорошее или за какие-то успехи.

(Слайд.) Поддерживать ребенка можно с помощью:

  • Отдельных слов («красиво», «здорово», «прекрасно», «аккуратно», «великолепно», «продолжай»).
  • Высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты работаешь», «Я рада, что ты помог мне», «У тебя все идет прекрасно»).
  • Прикосновений (дотронуться до руки, обнять ребенка).
  • Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его).
  • Выражения лица (улыбка, кивок).

(Слайд.) Взрослые, окружающие ребенка, должны помнить, что эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья. Эмоции не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Эмоции являются важной составляющей жизни каждого ребенка, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие эмоционального интеллекта дошкольников – важный и необходимый этап в развитии личности ребенка.

Спасибо за внимание!!!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики

Интеллектуальное развитие ребенка с помощью нейрогимнастики Интеллектуальное развитие ребенка начинается с движений. Сначала ребенок учится управлять своим телом: переворачивается, ползает, ходит...

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Читайте также

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста (Обобщение опыта работы воспитателя Даньщиковой В.В.) Одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является нацеленность...