Системно-деятельностный подход на занятиях по конструированию

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход к каждому ребенку, формирование у подрастающего поколения способности решать сложные проблемы и задачи. Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения.

Новые технологии обеспечивают плавный переход от дошкольного воспитания к ступени школьного обучения. Это дает нам педагогам возможность работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью. Моя задача, как воспитателя состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а в том, чтобы создать каждому воспитаннику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Деятельностный подход - это целенаправленный процесс, когда деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребёнка.

Деятельностный подход к образованию предполагает:

  • наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться);
  • наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию.

Наш детский сад уже 7 лет, является соисполнителем инновационного федерального проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиции непрерывного образования (ДО-НОО-ООО)».

Освоение дидактической системы деятельностного метода обучения, которая лежит в основе программы «Мир открытий» дает нам педагогам возможность системно и надежно формировать у дошкольников весь спектр деятельностных способностей и готовность к саморазвитию, которые необходимы ему для жизни и труда.

Постепенно осмысливая и апробируя инновационные идеи деятельностного метода (на дошкольной ступени модификацией технологии деятельностного метода является технология «Ситуация», которая вместо занятий предлагает развивающие ситуации) я стараюсь воплощать их жизнь.

Работая в настоящее время в старшей группе, большое внимание я уделяю основным видам детской деятельности – игре и экспериментированию, что соответствует возрастным потребностям дошкольников.

В группах нашего детского сада можно увидеть современное игровое оборудование, в том числе разные виды конструктора.

Использование разных видов конструктора в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, моделирование физических процессов и явлений, экспериментирование). Использование деятельностного подхода в конструктивной деятельности предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора, дает возможность проявить каждому ребенку инициативу и активность, реализовать свои способности. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса.

Рассмотрим данные положения на примере конкретного занятия по конструированию с использованием природного и бросового материала «Морское путешествие черепашки».

Структура занятия включала в себя игровую мотивацию (организационный момент) – Помощь черепашке, которая хочет найти своих друзей и совершить путешествие на море» (побуждение детей к проявлению внимания и оказание помощи)

1 часть: введение в образовательную ситуацию, постановка детской цели, мотивирование к деятельности, обращение к опыту детей, проектирование решения проблемной ситуации.

2 часть: практическая реализация поставленной проблемы, во время выполнения творческой работы детей, воспитатель организует взаимодействие на обогащение и закрепление знаний детей о море и морских обитателях. Педагог создает условия для моделирования дошкольниками из различных изобразительных средств и природного материла морского дна, включения детей в работу в творческой группе, умения выслушивать мнения друг друга, договариваться во время создания общей композиции, проявлять самостоятельность и инициативность в работе.

3 часть: подведение итогов занятия включало в себя рефлексию собственной детской деятельности: уточняющие вопросы и беседу с детьми, анализ коллективной деятельности, опрос, эмоциональную оценку деятельности.

Рассматривая структуру данного занятия можно увидеть, что дети умеют анализировать полученные знания, имеют положительную мотивацию в обучении. Владеют коммуникативными навыками, оценивают собственный результат и результат сверстника.

Таким образом, в процессе реализации системно - деятельностного подхода в образовании, формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект мероприятия «Игры с друзьями»

Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...

Читайте также

Конспект по конструированию из бумаги в технике оригами. Тема: «Кошка»

Конспект по конструированию из бумаги в технике оригами. Тема: «Кошка» Подготовительная группа Цель: формирование навыков работы с бумагой в технике оригами. Задачи: закреплять...

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый...

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха»

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха» Под музыку выбегают девочки. Весенний вальс с цветами. В конце танца выходят мальчики и встают на свои...