Обогащение эмоциональной сферы ребенка через музыкально-театрализованную деятельность

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю,

нужно уметь с помощью воображения перенестись в

положение другого человека, мысленно стать на его место»

Б.М.Теплов.

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Работаю музыкальным руководителем 26 лет и за это время накопила очень много материала, эта тема мной еще не исчерпана и интересна. В сентябре оценив уровень развития детей в музыкально-театральной деятельности, получила неплохие результаты. В начале учебного года начинаю работу в младших и средних группах с «малых форм фольклора», которые можно считать первыми драматизациями. В играх-потешках, попевках и других формах малого фольклора органично соединяются слово, музыка, движение. Дети очень любят подобные игры, эмоционально реагируют на музыку, образное слово, движение. Чтобы заинтересовать детей и вызвать эмоциональный отклик, применяю в своей работе потешку «Водичка, водичка, умой мое личико». Благодаря этой потешке, дети учатся импровизировать, придумывать свои движения. Появление на занятиях игрушек (петушка, кошечки, собачки), вызывает живой интерес и массу положительных эмоций. Создавая игровые ситуации, прошу ребят с помощью звукоподражаний («гав-гав», «мяу-мяу», «ку-ка-ре-ку») изобразить ласковую кошечку, злую или добрую собачку, кричащего петушка, тем самым развивая навыки интонации голоса. Так же работать над интонацией помогает пособие «Ромашка с потешками». Применяя перчатку с потешкой «Пальчик – мальчик» и с нарисованными по содержанию картинками, ставлю задачу развивать интонационные стороны речи, эмоционально воспринимать содержание потешки. Используя другую перчатку к потешке «Этот пальчик-дедушка», ребята находят разные интонации голоса к каждому персонажу-пальчику. Приучая детей к выразительности жеста, использую прибаутку «Сорока-сорока», потешку «На двери висит замок», русскую народную песню «Баю-бай». Развивать основные эмоции помогает моя авторская игра «Путешествие в мир эмоций».

К концу средней группы дети научились сочинять сказку с помощью взрослого, передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, проявляли желание участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях, создавать выразительные образы в этюдах, драматизациях, танцевальных и песенных импровизациях, понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами, уметь выразить свое настроение.

В старшей группе продолжаю работать над жестами, мимикой, движениями, ритмопластикой. Для развития изображения мимических эмоций, которые развивают у ребенка способность понимать эмоциональное состояние персонажей песен, сказок, диалогов использовала игру «Попробуй, изобрази». Играя в эту игру детям нужно изобразить разное выражение лица. На следующих занятиях ребята смотрят на выражение лица на картинке и пробуют изобразить их. Дети творчески подходят к выполнению заданий, эта игра даёт им возможность осознать себя, импровизировать, развивать воображение.

В свои занятия включаю музыкально-пластические импровизации, они помогают детям раскрепоститься, ощутить возможности своего тела. Упражнения ритмопластики развивают гибкость, пластичность и представляют собой задания, несущие художественно-смысловой образ, затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Режиссер Ф.Комиссаржевский отмечал «тело отражает внутренние эмоции прежде, чем выражение в слове или звуке». Ребята очень любят и с удовольствием выполняют задания под музыку, импровизируют, фантазируют. Слушая произведение Грига «Утро», дети передают в пластике, как они просыпались, потягивались, поднимались, подходили к окну и, открыв его, любовались ранним утром. Затем импровизируют, как под утренним солнышком просыпаются и распускаются цветы, просыпаются птички и лесные звери. Под музыку П.И.Чайковского « Новая кукла» ребята с удовольствием передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Ребята фантазируют, что получили куклу в подарок к Новому году или ко дню рождения, а потом ночью кукла ожила и стала знакомиться с другими игрушками. Затем изображают эти игрушки. Очень нравилось мальчикам импровизировать на музыку Э.Грига «В пещере горного короля». Ребята придумали, что они сказочные гномы, идут издалека проверять свои клады. Не появился ли кто-нибудь чужой в их землях. Но как только они подошли к месту, где добывали клады, увидели, что там орудуют злые тролли. На кульминацию в музыке дети изображали битву гномов и троллей. Благодаря этим упражнениям, ребята постепенно научились придумывать свои образы, владеть своим телом, импровизировать.

Активизировать интеллектуальное развитие детей мне помогали составленные мной кроссворды и ребусы на музыкальнотеатральную тему. Искомое слово в них составляется из первых, средних или последних букв слов, которые надо отгадать, ответив на вопросы. Использование кроссвордов ребусов делает занятие увлекательным и вызывает положительные эмоции.

К концу старшей группы ребята научились искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), импровизировать на темы знакомых сказок, равномерно размещаться и двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом, создавать образы с помощью выразительных пластических движений, передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

В начале года подготовительной группы, делая обследование развития детей в музыкально-театральной деятельности, пришла к выводу, что большинство ребят добились хороших результатов.

Работая с детьми над спектаклями, театральными играми избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Каждый ребенок талантлив от природы, и каждому нужно помочь раскрыть свои способности. Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский говорил: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Занимаясь с детьми музыкально-театральной деятельностью, ставлю перед собой цель сделать жизнь своих воспитанников интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, научить выражать разнообразные эмоциональные состояния, чтобы полученные навыки они смогли использовать в повседневной жизни. Я стремлюсь создать такую атмосферу, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир – название которому – театр.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом» Есть город один в Подмосковье, Разделенный Клязьмой рекой, Символ орешек и зуйки, Орехово-Зуево город родной! Люблю я леса...

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках»

Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» Дидактическая игра «Посчитай семечки в яблоках» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме…

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Письмо из леса»

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: Расширять представление детей о домашних животных. Задачи: Закрепить...

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи…

Методическая разработка «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»