Творчество в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст: огромные возможности для развития творчества.

Уважаемые педагоги! Хочу с вами поделиться мыслями, которые заставили меня остановиться и задуматься над важными аспектами нашей с вами педагогической деятельности.

«Без творчества невозможно познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…» (В.А. Сухомлинский).

Как утверждает Международный детский художественный фонд, «исследования показывают, что ребенок, который занимается творчеством, становится оригинальным, делает открытия, внедряет инновации и создает интеллектуальную собственность. Все это — ключевые признаки личного успеха и социального преуспевания в двадцать первом веке».

Вы, конечно же, скажете, что мы всегда предоставляем детям огромные возможности для развития детского творчества?

Несомненно, мы в детских садах активно занимаемся художественно – творческой деятельностью, стараемся в детях разбудить их творческие способности. В.А. Сухомлинский сказал, что «в каждом ребенке дремлет птица, которую надо разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»

Вот мы ее и будим, кто как умеет. Он же продолжал свою мысль, что только «творческий педагог может развить творческое начало в ребенке».

Но, мы же с Вами, творческие люди? Без этого нельзя в нашей с Вами работе! Только беда, что в этом своём творчестве мы не можем порой остановиться, оставив место и для творчества самих детей.

Даже, занимаясь с детьми в рамках технологии «художественно – творческих мастерских», я понимаю, что мы – педагоги больше стремимся, чтобы дети реализовали наши творческие задумки, чем свои собственные.

И делаем мы это часто из-за большого количества детей, из–за нехватки времени и большого объема образовательной программы, которую надо успеть реализовать.

Мы все с Вами в одной лодке, очень переполненной, очень зарегламентированной, а творчество – это свобода, считает писательница Инесса Давыдова, если ее нет, то это уже не творчество.

Так, развиваем ли мы в наших детях творчество или просто «тешим себя» этой мыслью?

Мы с Вами стараемся по максимуму создать условия для накопления ребенком жизненного опыта детей, этому посвящена вся наша программа. Д.Д. Шостакович утверждал, что «без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта – нет творчества».

Только акцент всей нашей работы необходимо сместить на эмоции и максимально самостоятельное накопление ребенком этого опыта.

Как? Детские практико-ориентированные проекты, экскурсии, чтение, рассматривание картин, слушание музыки, просмотры хороших учебных видеофильмов и фотопрезентаций и др.

В книге «Привычка к творчеству» Твайла Тарп указывает нам на следующий аспект нашей с детьми работы: «Творчество – это способность соединить по – новому, на свой лад, все накопленные факты, мысли и чувства». В педагогике благодаря ТРИЗУ накоплен богатый запас различных игр, упражнений по раскрытию творческого потенциала детей. Например.

Сегодня день Космонавтики, как будет выглядеть житель планеты Грусляндия, а планеты Длинноносия? Пофантазируйте!

Вот уже и пошло творчество, ведь как считает Джин Вант Хал: «Одна из важнейших функций творчества – дать возможность детям выразить то, что они еще не умеют сказать словами». Резонен вопрос: где и когда они смогут его выразить?

Вот для этого и надо создать условия для реализации всех творческих порывов детей в нашей среде. Ведь «порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» (К. Паустовский).

Одной из преград, как мне кажется, является наша попытка все заранее спланировать. Увлекаясь тем, чтобы все соответствовало лексической теме, педагог порой не видит этих порывов, не может быстро за ними последовать, ведь у него по плану не театрализация, а математика, не рисование, а лепка, не тема «Космос», а тема «Одежда».

Самое важное, ответить для себя на вопрос: что же для нас важнее, следовать своему плану или идти за творческим планом детей, насыщая их нужным для этого творчества опытом, эмоциями, восторгами и впечатлениями?

Тогда, как справится с тем, что у всех детей свой творческий план, кого – то захлестнула тема «Динозавры», а кого – то «Специальные машины».

А как быть с теми темами, которые дети сами никогда нам не активизируют? А как быть, если детям будет интересно все время одно и то же? Как быть, если детей интересует только один вид творческого самовыражения, а в других они «пассивны»?

Вот Вам рецепт от Э. Энштейна: «Творчество заразительно, распространяйте его!», т.е. попробуйте детей увлечь, заразить жаждой открытий, а затем жаждой творчества.

Давайте детям возможность творить везде, будите их фантазию на любом занятие, в любой деятельности, уберите по максимуму, где это возможно свой показ, свои монологи…

Не стремитесь бежать в творческих видах детской деятельности за темами… В работе с детьми за циклограммой … Не бойтесь вместе с детьми увлечься творчеством и забыть про все это…

Ведь мы так много с детьми поем и танцуем, а попросите ребенка придумать под музыку любое движение, мы увидим, что их набор не велик… Тогда зачем мы их этому учим, если они это не могут применить на практике без нас, проявив творчество?

Мы так много рисуем, лепим, клеим, но попросите ребенка нарисовать «дом», «дерево», «человека», «собачку», «машину», он выдаст Вам шаблон один и тот же. Очень часто дети в старшем дошкольном возрасте, как бы замирают в своей фантазии.

Вообще, пока нет готовых ответов… Мы все с Вами в поиске… Самое главное помнить, что «взрослый творческий человек – это тот же ребенок» (Урсула Ле Гуин).

Желаю Вам жить творчеством – творить вместе с детьми, когда угодно, где угодно и из чего угодно… Успехов и творческого вдохновения!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством…

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством танцевальной деятельности «Танцевальное конфетти» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Развитие творческого потенциала у...

Читайте также

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом…

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом пахнуло» Программные задачи:Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для...

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...