Творчество в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст: огромные возможности для развития творчества.

Уважаемые педагоги! Хочу с вами поделиться мыслями, которые заставили меня остановиться и задуматься над важными аспектами нашей с вами педагогической деятельности.

«Без творчества невозможно познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…» (В.А. Сухомлинский).

Как утверждает Международный детский художественный фонд, «исследования показывают, что ребенок, который занимается творчеством, становится оригинальным, делает открытия, внедряет инновации и создает интеллектуальную собственность. Все это — ключевые признаки личного успеха и социального преуспевания в двадцать первом веке».

Вы, конечно же, скажете, что мы всегда предоставляем детям огромные возможности для развития детского творчества?

Несомненно, мы в детских садах активно занимаемся художественно – творческой деятельностью, стараемся в детях разбудить их творческие способности. В.А. Сухомлинский сказал, что «в каждом ребенке дремлет птица, которую надо разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»

Вот мы ее и будим, кто как умеет. Он же продолжал свою мысль, что только «творческий педагог может развить творческое начало в ребенке».

Но, мы же с Вами, творческие люди? Без этого нельзя в нашей с Вами работе! Только беда, что в этом своём творчестве мы не можем порой остановиться, оставив место и для творчества самих детей.

Даже, занимаясь с детьми в рамках технологии «художественно – творческих мастерских», я понимаю, что мы – педагоги больше стремимся, чтобы дети реализовали наши творческие задумки, чем свои собственные.

И делаем мы это часто из-за большого количества детей, из–за нехватки времени и большого объема образовательной программы, которую надо успеть реализовать.

Мы все с Вами в одной лодке, очень переполненной, очень зарегламентированной, а творчество – это свобода, считает писательница Инесса Давыдова, если ее нет, то это уже не творчество.

Так, развиваем ли мы в наших детях творчество или просто «тешим себя» этой мыслью?

Мы с Вами стараемся по максимуму создать условия для накопления ребенком жизненного опыта детей, этому посвящена вся наша программа. Д.Д. Шостакович утверждал, что «без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта – нет творчества».

Только акцент всей нашей работы необходимо сместить на эмоции и максимально самостоятельное накопление ребенком этого опыта.

Как? Детские практико-ориентированные проекты, экскурсии, чтение, рассматривание картин, слушание музыки, просмотры хороших учебных видеофильмов и фотопрезентаций и др.

В книге «Привычка к творчеству» Твайла Тарп указывает нам на следующий аспект нашей с детьми работы: «Творчество – это способность соединить по – новому, на свой лад, все накопленные факты, мысли и чувства». В педагогике благодаря ТРИЗУ накоплен богатый запас различных игр, упражнений по раскрытию творческого потенциала детей. Например.

Сегодня день Космонавтики, как будет выглядеть житель планеты Грусляндия, а планеты Длинноносия? Пофантазируйте!

Вот уже и пошло творчество, ведь как считает Джин Вант Хал: «Одна из важнейших функций творчества – дать возможность детям выразить то, что они еще не умеют сказать словами». Резонен вопрос: где и когда они смогут его выразить?

Вот для этого и надо создать условия для реализации всех творческих порывов детей в нашей среде. Ведь «порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» (К. Паустовский).

Одной из преград, как мне кажется, является наша попытка все заранее спланировать. Увлекаясь тем, чтобы все соответствовало лексической теме, педагог порой не видит этих порывов, не может быстро за ними последовать, ведь у него по плану не театрализация, а математика, не рисование, а лепка, не тема «Космос», а тема «Одежда».

Самое важное, ответить для себя на вопрос: что же для нас важнее, следовать своему плану или идти за творческим планом детей, насыщая их нужным для этого творчества опытом, эмоциями, восторгами и впечатлениями?

Тогда, как справится с тем, что у всех детей свой творческий план, кого – то захлестнула тема «Динозавры», а кого – то «Специальные машины».

А как быть с теми темами, которые дети сами никогда нам не активизируют? А как быть, если детям будет интересно все время одно и то же? Как быть, если детей интересует только один вид творческого самовыражения, а в других они «пассивны»?

Вот Вам рецепт от Э. Энштейна: «Творчество заразительно, распространяйте его!», т.е. попробуйте детей увлечь, заразить жаждой открытий, а затем жаждой творчества.

Давайте детям возможность творить везде, будите их фантазию на любом занятие, в любой деятельности, уберите по максимуму, где это возможно свой показ, свои монологи…

Не стремитесь бежать в творческих видах детской деятельности за темами… В работе с детьми за циклограммой … Не бойтесь вместе с детьми увлечься творчеством и забыть про все это…

Ведь мы так много с детьми поем и танцуем, а попросите ребенка придумать под музыку любое движение, мы увидим, что их набор не велик… Тогда зачем мы их этому учим, если они это не могут применить на практике без нас, проявив творчество?

Мы так много рисуем, лепим, клеим, но попросите ребенка нарисовать «дом», «дерево», «человека», «собачку», «машину», он выдаст Вам шаблон один и тот же. Очень часто дети в старшем дошкольном возрасте, как бы замирают в своей фантазии.

Вообще, пока нет готовых ответов… Мы все с Вами в поиске… Самое главное помнить, что «взрослый творческий человек – это тот же ребенок» (Урсула Ле Гуин).

Желаю Вам жить творчеством – творить вместе с детьми, когда угодно, где угодно и из чего угодно… Успехов и творческого вдохновения!





Новые публикации

Методическая разработка «Веселый бисер»

Методическая разработка «Веселый бисер» (Старший дошкольный возраст) Пояснительная записка. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Н. Кант. «Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской...

Режим дня дошкольника

Режим дня дошкольника О необходимости соблюдать режим дня говорится постоянно. Ложиться и вставать в одно и то же время, принимать пищу...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней группы «Посылка от Мишутки» Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: Закреплять знания детей...

Читайте также

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста   В этой статье раскрывается значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Она  является самым...

Организованная образовательная деятельность по коммуникации по теме: «Дикие животные в…

Организованная образовательная деятельность по коммуникации по теме: «Дикие животные в лесу». Заяц Цели: Продолжать пополнять знания о диких животных, развивать диалогическую...

Перспективное планирование трудовой деятельности (средняя группа)

Перспективное планирование трудовой деятельности (средняя группа) Вид труда Неделя Задачи Сентябрь Самообслуживание: - одевание – раздевание; - содержание в порядке одежды и обуви. 1,2,3,4 - совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Абдрахмановой Гулии Ришатовны на 2016-2021 учебные…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстана Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя Абдрахмановой Гулии Ришатовны на 2016-2021 учебные года Методическая тема: «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс «Черное море. Его обитатели. Водный мир»

Актуальность: Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Вокруг нас много ещё неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Цветик- семицветик»

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. Задачи: 1.Развивающие задачи: развивать речевую активность детей; учить отвечать на вопрос полным предложением. развивать мелкую моторику. развитие двигательной активности, координации движений в сочетании с речью. 2. Обучающие задачи:...

Сценарий на 8 марта.

МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района РТ»             Сценарий праздника 8 Марта для средней группы «Весенний сюрприз от весны».         Выполнила: муз. руководитель Калимуллина Р.Р.   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство