Актуальные проблемы здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой в условиях семьи

Ю.Б. Баранова магистрант МПГУ

(Московский педагогический государственный университет, г. Москва,

научный руководитель – д.п.н., профессор Дмитриев Ю.А.)

Использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в современном дошкольном образовании объясняется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. На сегодняшний день ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является формирование у него психологической готовности к жизни в цифровом обществе, широко использующем информационные коммуникационные технологии. На занятиях с применением компьютеров дошкольники получают первые представления, умения и навыки работы с электронной техникой. Применение средств ИКТ в дошкольном образовательном процессе приводит к активизации умственной деятельности, способствует увеличению объема получаемой информации, развивает теоретическое мышление, внимание, память, быстроту реакции и визуальное восприятие.

Однако, наряду с перечисленными положительными факторами применения компьютерных технологий в дошкольном детстве, использование компьютера сопровождается рядом негативных факторов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние и работоспособность детей, на физическое и психическое здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на организм дошкольников во время использования компьютерных средств можно разделить на следующие группы: физические отклонения, психические отклонения и социальные отклонения (Ю.А. Дмитриев, Т.В. Калинина).

Во избежание вредного влияния компьютерных технологий на здоровье ребенка, необходимо строго контролировать его использование и руководить компьютерной игровой деятельностью ребенка.

В современном обществе зачастую дети с раннего возраста имеют неограниченный доступ к средствам ИКТ без предварительной подготовки к их использованию. Таким образом, дошкольники не осознают значения и возможностей современных компьютерных технологий, у них изначально формируется неправильное отношение к компьютерной технике, которая используется в основном для развлечения.

Процесс формирования здоровьесберегающих знаний, умений и навыков при общении с компьютером у детей дошкольного возраста не возможен без помощи взрослого. Задачей педагогов и родителей является подготовка ребенка к жизни в современном информационном обществе. Впервые ребенок начинает взаимодействовать с современными компьютерными средствами в домашних условиях.

На сегодняшний день родители детей старшего дошкольного возраста достаточно активно применяют компьютерные технологии в семейном воспитании. Из 30 опрошенных родителей 28 человек (93,3%) ответили, что их дети в домашних условиях используют компьютер, планшет, смартфон. И только 2 человека (6,7%) стараются не допускают своих детей к средствам ИКТ.

По мнению большинства родителей, компьютерная техника обеспечивает детям подготовку к жизни в современном обществе, развивает мышление, память, координацию, познавательные активности, дает ребенку возможность получать дополнительное образование, первоначальные знания, умения и навыки использования компьютера. Также родители отмечают, что компьютер используется их детьми в качестве проведения досуга (компьютерные игры, просмотр мультфильмов), для общения со сверстниками, в это время они сами могут заняться личными делами, пока их ребенок общается с компьютером.

Большинство родителей видят и отрицательные стороны в использовании ИКТ в дошкольном детстве: формирование зависимости детей от компьютера; получении нежелательной информации; ухудшении зрения, осанки; перевозбуждение; снижению общения в реальной жизни. Некоторые родители, наоборот, считают, что применение компьютеров у дошкольников соответствует современному компьютеризированному миру и не отмечают никакого негативного воздействия на их детей. И только один человек из опрошенных считает, что компьютер ребенку до 7 лет вообще не нужен, так как вредит физическому и психическому здоровью.

Таким образом, можно отметить, что при понимании негативных сторон использования компьютера у детей старшего дошкольного возраста, многие родители активно внедряют средства ИКТ в семейное воспитание. Можно утверждать, что родители не владеют достаточно полной информацией по использованию компьютерной техники их детьми. Многие современные родители не видят или не хотят замечать негативных последствий в использовании детьми средств ИКТ в домашних условиях.

В дошкольных образовательных организациях основное применение компьютерных технологий – это образовательная деятельность, в том числе как и дополнительная. Большинство педагогов рекомендуют родителям использовать ИКТ в семейном воспитании. Однако большинство родителей реализуют эти советы педагогов не с целью развития, а скорее, с целью развлечения. Так из 30 опрошенных семей у 19 (63,3%) компьютер в основном используется ребенком для проведения досуга, дети играют в коммерческие компьютерные игры. 20 человек (66,7%) отмечают, что осуществляют контроль того, как проводит их ребенок время за компьютером и какие программы, игры он использует. Остальные родители не уделяют этому особого внимания.

В настоящий момент очень важно осуществлять выбор безопасной компьютерной программной продукции для детей. Сложность выбора связана с огромным количеством коммерческой продукции, качество которой, порой очень сложно определить и оценить родителям. Педагоги могут корректировать выбор полезной для развития ребенка программной продукции для использования в условиях семьи, однако они также не всегда обладают достаточной компетенцией в данном вопросе. Качество современных программных средств, которыми пользуются дошкольники зачастую не соответствует требованиям и может скорее принести вред ребенку, чем пользу [2].

По итогам опроса родителей выяснилось, что 17 человек (56,7%) позволяет детям использовать компьютер более 20 минут в день, 2 человека (6,7%) – 10 – 15 минут в день, 9 человек (30%) – 15-20 минут и 2 человека (6,7%) не ограничивают своего ребенка в использовании ИКТ.

Следует отметить, что 13 опрошенных родителей (43,3%) разрешают детям пользоваться компьютером ежедневно, 10 человек (33,3%)- 2-3 раза в неделю, 5 человек (16,7%) - очень редко и 2 человека (6,7%) - не используют ИКТ в семейном воспитании.

Также, по результатам опроса, 36,7 % родителей позволяют детям использовать ПК в вечернее время.

Таким образом, результаты опроса демонстрируют, что большинство родителей разрешают детям применять ИКТ слишком долго для их возраста.

Можно сделать заключение о том, что основными проблемами здоровьесбережения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с компьютерной техникой можно обозначить отбор содержания и длительности применения средств ИКТ в условиях семьи.

Зрение - это величайшая ценность для любого человека. Зрение человека – результат согласованной работы зрительного аппарата и работы мозга. Свыше 80% информации человек получает за счет зрения. Для выполнения заданий, таких, как чтение, занятия на компьютере, необходимо чтобы зрительная система была соответственно подготовлена к данным нагрузкам. Повышение зрительных нагрузок, увеличение требований к работоспособности и качеству функционирования зрительного аппарата в образовательной среде, насыщенной электронными информационными ресурсами, практически неизбежно создают условия угрозы нарушения развития и формирования патологии зрения.

Перечислим факторы, негативно влияющие на развитие органа зрения: наследственная предрасположенность; не соблюдение режима зрительной нагрузки и гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещенности, лежа, игры и чтение в положении лежа, длительная работа с электронными ресурсами); компьютерные игры, неограниченные по времени и содержанию.

При формировании у детей 6-7 лет здоровьесберегающих знаний и умений при использовании средств ИКТ необходимо тесное взаимодействие педагогов с родителями.

Оно направлено на процесс ознакомления родителей в отношении пользы и вреда использования компьютера детьми в семейном воспитании, санитарно-гигиенического режима работы с ИКТ, а также на оказание родителям квалифицированной помощи в подборе развивающих и образовательных программ, компьютерных игр для развития и образования детей.

Приведем рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста для создания условий формирования основ здоровьесбережения при общении с компьютерными средствами в семейном воспитании:

  1. Взаимодействие родителей и педагогов ДОО по вопросам формирования здоровьесберегающих знаний, умений и навыков у детей при общении с компьютерной техникой, создания развивающей информационной среды в домашних условиях.
  2. Обеспечение психологической защиты детей от негативной информации. Для этого нужна строгая фильтрация компьютерных программ, видеоматериалов.
  3. Показать детям на личном примере функциональные возможности компьютерных средств, обратить их внимание на то, как разнообразно и полезно можно проводить время за компьютером, не ограничиваясь только компьютерными играми и просмотром мультфильмов.
  4. Во избежание формирования компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста, родителям следует привлекать детей к различным видам другой деятельности (прогулки, спортивные секции, кружки).
  5. Познакомить детей с основными правилами безопасности при общении с компьютерной техникой:
  • не трогать провода и монитор компьютера;
  • сохранять правильную осанку и безопасное расстояние до монитора;
  • не приносить еду и напитки за компьютер.
  1. Соблюдать правила здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста во время деятельности за компьютером:
  • ограничение времени, проведенного ребенком за компьютером (для детей старшего дошкольного возраста это не более 20 минут в день), а также выбор оптимального времени для деятельности за компьютером (за 1,5-2 часа до сна).
  • отбор и анализ развивающих программ, компьютерных игр, видеоматериалов для детей;
  • контроль деятельности ребенка за компьютером. В данном случае рекомендуется совместное проведение времени за компьютером родителей и ребенка;
  • соблюдение правильной осанки и безопасного расстояния до монитора;
  • оборудование «рабочего места» для компьютерной деятельности дошкольника (использование специальной мебели, освещения);
  • использование современных средств защиты от нежелательной информации для детей (специальные программы, настройки компьютера);
  • проводить профилактические меры после использования компьютерной техники: зрительная гимнастика, физические упражнения, спокойные тихие занятия и игры.

Применение средств ИКТ в семейном воспитании будет эффективным в том случае, если родители будут грамотно осуществлять подбор компьютерных игр, развивающих программ а также учитывать требования к безопасному применению ИКТ в дошкольном возрасте. При данной организации работы с компьютерной техникой в семье ИКТ могут стать мощным средством образования детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Проблемы здоровьесбережения в процессе ознакомления детей с компьютерной техникой в компьютерно-игровых комплексах ДОУ. / Журнал «Здоровьесберегательное образование» 2011 №1 (13) стр. 56-61.
  2. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для обучения и развития детей дошкольного возраста // В мире научных открытий. – 2015. - № 11 (61). – С. 517-530.
  3. Кротова Т.В. Информационно-коммуникативные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. – 2016. - № 4. – С. 110-113.
  4. Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., Кротова Т.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования – Москва:, 2015. – Прометей, 225 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Читайте также

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам»

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам» Экологический, исследовательско-творческий проект. Первая младшая группа № 3 «Капитошка» Среднесрочный, сроки реализации: декабрь 2022 г. – февраль...

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе…

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «День космонавтики» Беседа о времени года. Какое время года наступило? (Весна.) Весна какая?...