Роль педагога в формировании физических качеств детей дошкольного возраста

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. Поэтому, охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Физическое воспитание является мощным фундаментом всестороннего развития ребенка - ни в каком другом возрасте физическое воспитание так тесно не связано с общим воспитанием, как первые семь лет. В дошкольном детстве у ребенка закладываются основы здоровья, физического развития и всесторонней двигательной подготовленности.
На сегодняшний день формирование физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам затруднено.
Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных умений навыков и основанных на них физических качеств, проявление интереса к различным доступным ребенку видам движений. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость. Формирование физических качеств есть долговременный, но естественный процесс их качественного изменения посредством физических упражнений.

Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного, полноценного и гармоничного развития.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к занятиям спортом.
Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решались путем комплексного подхода, одномоментно.
Для успешной организации физического воспитания детей необходимы следующие условия и факторы, которые создает педагог:

  1. Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.
  2. Формулировать задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей.
  3. Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.
  4. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей.
  5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.
  6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
  7. Сформировать развивающую предметно-пространственную среду в группе (уголок здоровья).

В процессе своей деятельности педагог должен стремиться решить следующие задачи:

- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

- реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

- формировать основы безопасности жизнедеятельности;

- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Деятельность воспитателя по формированию физических качеств детей отражают ряд принципов:

  1. Принцип фасцинации (от англ. fascination - очарование).
  2. Принцип синкретичности (от греч. synkretismos - соединение, объединение).
  3. Принцип творческой направленности.

Целью вышеперечисленных принципов является то, что воспитатель обязан организовать процесс так, чтобы сотворчество с детьми было системным.

Соблюдение указанных принципов, целевых установок в деятельности детей требует от воспитателя продуманных действий, усилий в работе.

Деятельность педагога по формированию физических качеств заключается в создании необходимых условий.

Воспитатель:

  1. Составляет картотеку по содержанию занятий, утренней гимнастики, подвижных игр.
  2. Изготавливает пособия, атрибуты для занятий, игр.
  3. Целенаправленно отбирает игровой материал.
  4. Планирует последовательность применения игр и игровых упражнений.
  5. Разрабатывает и проводит игры-занятия с детьми с высокой и низкой двигательной активностью.
  6. Организует предварительную работу с помощником воспитателя.
  7. Проводит занятия с детьми по подгруппам.
  8. Ориентируется на допустимые нагрузки на сердечно-сосудистую систему ребенка для каждого вида движений.
  9. Следит за самочувствием детей.
  10. Следит за тем, чтобы использовалось все пространство помещения.
  11. Учит элементарной страховке и сам подстраховывает детей.
  12. Показывает движения и все упражнения выполняет вместе с детьми, как бы становясь старшим ребенком.
  13. Отвечает за темп и длительность занятия. Придает развивающий характер процессу обучения воспитанников.
  14. Осуществляет взаимодействие с родителями по проблемам физического воспитания и развития детей.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом данной возрастной группы. Он включает их в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При этом воспитатель должен следить, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре.

При проведении подвижных игр педагог должен следить за тем, чтобы дети сразу включались в игровую деятельность, а не строились специально перед игрой; во время игры не толпились, не мешали друг другу; чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как все это быстро утомляет их.

Воспитатель может сам принимать участие в игре с детьми, путем показа, объяснения, обучать детей новым движениям, регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечивая определенную физическую нагрузку.

Одним из необходимых условий успешного проведения физкультурных занятий является правильное планирование и правильная организация. Дети должны по возможности заниматься в физкультурном зале (если его нет, то в групповой комнате). Это необходимо для развития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в большей мере проявить двигательную активность. Перед занятием воспитатель подготавливает необходимые пособия, хорошо проветривает помещение, проверяет одежду детей.

Для проведения занятий физическими упражнениями воспитатель подготавливает простейшие пособия: палки, каталки, мостики, доски, скамейки (для развития ходьбы и равновесия), бревна, деревянные лесенки (для развития лазания), большие корзины, коробки, обручи, сетки (для упражнений в метании). Применяемые пособия по размерам, массе и удобству пользования ими должны соответствовать возрасту детей.

В ходе проведения физкультурного занятия педагог следит за тем, чтобы ребенок не уставал, если он длительно находится в одном и том же положении, если он повторяет движения одного и того же характера. Нужна частая смена одних движений другими, чередование движений с отдыхом. Чередование упражнений разного характера и для разных мышечных групп обусловливает активный отдых; чередование физической нагрузки с рассказом и показом упражнений обеспечивает переключение видов деятельности и сохраняет хорошую работоспособность и активность детей.

Воспитатель методически правильно должен составлять комплексы физических упражнений для занятий по физической культуре и утренней гимнастики. В комплексы необходимо включать упражнения общеразвивающего характера, для укрепления мышц туловища, плечевого пояса и ног. Также важны упражнения, содействующие формированию у детей правильной осанки, особенно упражнения, выполняемые из положения лежа в виде разных видов ползания (переползания, подползания и др.).

При составлении комплексов физических упражнений, помимо возраста и уровня развития основных движений, воспитатель должен учитывать физическое развитие и состояние здоровья детей. Воспитатель учитывает трудность упражнений, включаемых в комплексы, которая должна постепенно нарастать. Он меняет содержание комплексов частично или полностью по мере усвоения детьми входящих в комплекс упражнений, в среднем через 2 — 4 недели.

Очень важно создать положительное эмоциональное настроение у детей красивым, ярким показом движения самим воспитателем. Потому что выполнение движений доставляет радость, когда ребенок способен не только воспроизвести его, но и преодолеть определенную трудность при его выполнении. При выполнении упражнений воспитатель должен проверить исходное положение, помочь, если надо, выполнить движение правильно.

Двигательная активность детей на занятиях увеличивается по мере того, как они овладевают движениями.

Наряду с физкультурными занятиями велика роль воспитателя и при организации занятий утренней гимнастикой, которую проводит ежедневно и одновременно со всей группой в течение 8-10 мин.

Перед занятием утренней гигиенической гимнастикой педагог проверяет одежду детей, которая должна быть свободной и легкой. Вначале гимнастики воспитатель организовывает группу детей, сосредотачивает их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу). Затем педагог перестраивает детей для выполнения ОРУ. В содержании утренней гимнастики педагогу следует планировать не только ходьбу и бег, но и простейшие движения рук и ног, повороты, наклоны туловища и др. Заканчивать короткой пробежкой (вернее, ускоренной ходьбой) и заключительной ходьбой. При проведении гимнастики воспитатель следит за качеством выполнения требуемых движений, исправляет ошибки и своевременно сигнализирует необходимость сменить, усложнить тот или иной комплекс упражнений, как только дети овладели достаточно хорошо предыдущим комплексом.

В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких-либо отклонений от норм, а так же дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее, застенчивые. На основе учета типологических особенностей и состояния здоровья каждого ребенка задачи воспитателя при индивидуальной работе по физическому воспитанию заключаются в обучении детей, не усваивающих программный материал, в общем со всеми темпе; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.

Индивидуальную работу педагог планируется в течение всего дня в часы игр и прогулок. Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, воспитатель должен несколько раз позаниматься с ним индивидуально. Кроме того, в режиме дня в часы бодрствования педагогу следует проводить отдельные физические упражнения с отстающими детьми, а также с небольшой группой детей ежедневно в виде игры (например, бросание мелких мячей в обруч, бросание и ловля мячей и др.). С детьми, значительно отстающими в развитии двигательных умений, проводятся специальные занятия по индивидуальным комплексам.

При обучении двигательным действиям воспитатель не только предлагает ребенку правильно выполнить упражнение, но и старается вызвать интерес к задаче. Он обращает внимание ребенка на основные, опорные элементы движения (упражнения), помогает ему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагает решить ее самостоятельно.

Наряду с организованными формами двигательной деятельности большое значение имеет и самостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты.

У ребенка дошкольного возраста сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. С этой целью важно создать условия в групповой ячейке и на участке для свободной двигательной активности детей. Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. В групповой комнате должно быть просторно, что достигается правильной расстановкой мебели, подобранной в соответствии с ростом детей.

Участок и игровую площадку также оборудуют специальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно и др.). Детей надо учить ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимулировал у детей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал к самостоятельным действиям, обучая при этом правильным движениям (как правильно влезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детей движения.

Все указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.

Педагогу необходимо стараться не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его радостей преодоления некоторых посильных для него трудностей. Если ребенок не слишком подвижен, используйте все формы по физическому воспитанию, как приятное время препровождения. Все это позволит развеселить ребенка и приведет к правильному его развитию.

Итак, дошкольный возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития, а правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Учитывая, что необходимый эффект в правильном физическом воспитании ребенка даёт непосредственное воздействий на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, идущей из окружающей среды невозможно не сказать об огромной роли воспитателя в данном процессе т.к. дети большее время проводят в дошкольном учреждении.

Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Особенности физического развития детей дошкольного возраста требуют от воспитателя глубоких знаний и творческого подхода. Воспитателю во время планирования и проведения работы по физическому воспитанию, необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка и особенности формирования физических качеств, создать все условия для нормального физического развития детей.

Исходным положением для дифференцированного стимулирования двигательной активности является систематическое наблюдение за поведением ребенка. Регулярные наблюдения позволяют вовремя увидеть и понять состояние ребенка, которое иногда он не может выразить словами. При подозрении на двигательные отклонения необходимо при согласии родителей обратиться к профессионалам для уточнения состояния ребенка и, возможно, необходимой специализированной помощи. Важно оценивать двигательные умения ребенка, не сравнивая его с другими детьми, а акцентируя внимание на совершенствовании его собственных умений. Поддержки и положительной оценки заслуживают индивидуальные решения двигательных задач, старание и прогресс в качестве движений. Критика должна быть конструктивной, высказываться в форме предложений.
Самостоятельно выбранные детьми виды деятельности дополняются регулярными предложениями педагога по двигательной активности как для групп, так и для отдельных детей. Педагог должен уделять внимание каждому ребенку, доходчиво объяснять требования, подбадривать. Необходимо проследить, чтобы все дети могли принимать участие в играх и упражнениях.

Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества (анатомо-физиологические), которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Это качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности, среди которых значатся четыре основные: сила, быстрота, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость, меткость и так называемые комплексные качества, представляющие собой сочетание основных.

Формирование физических качеств у детей дошкольного возраста в полной мере зависит от педагога, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы, приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них.

Именно физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. В дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических качеств.

Для того чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий. Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, стрейтчинг, занятия танцами и прочее.

Изучение теоретической литературы показывает, что большую роль в формировании физических качеств играют знания психофизиологического развития ребенка, зная их особенности, воспитатель грамотно организует условия для их эффективного формирования.

Таким образом, в связи с вышеизложенным, можно сказать о том, что ведущая роль в формировании физических качеств ребенка-дошкольника отводится воспитателю-профессионалу, компетентному в области педагогики.

Список использованной литературы:

  1. 1.Алямовская, В.Г., Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская – М:LINKAPRESS, 1993. – 87с.
  2. 2.Бренштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А.Бренштейн- М.: Физкультура и спорт, 1991.-288с.
  3. 3.Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада / Е.Н. Вавилова- М.: Просвещение, 1983. - 144 с., ил.
  4. 4.Высоцкая, Л.А., Организация работы по физическому воспитанию со старшими дошкольниками / Л.А. Высоцкая, М.В. Косенко, Н.В. Финогенова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 10. – С. 17-18.
  5. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ о от29.12.2012г.[электронныйресурс].http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/
  6. Ильина Г. В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании : учеб.-метод. пособие / Г. В. Ильина, М. В. Овчинникова– Магнитогорск :МаГУ, 2011. – 80 с.
  7. Кенеман, А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»/А.В.Кенеман– М: Просвещение, 1985.- 144с.
  8. Литвинова, О.М., Физкультурные занятия в детском саду: учебное пособие / О. М. Литвинова - 2-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 492 с.
  9. Новоселова, С.Л., Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 2011. – 89 с.
  10. Физическая культура в детском саду – 3-е изд.,перераб. / Т.И. Осокина – М.: Просвещение,1986. – 304с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Изд-во стандартов, 2014. – 34 с.
  12. Степаненкова, Э.Я., Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /Э.Я. Степаненкова– М.: Издательский центр "Академия", 2001. -368с.
  13. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста : методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 176 с
  14. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии // Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Академия, 2000. – 304 с.
  15. Холодов, Ж.К., Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет

Дидактическая игра «Большой - маленький» для детей 5-6 лет Аннотация: Данная игра «Большой - маленький» предназначена для детей c 5- летнего возраста...

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки»

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки» Аннотация Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь...

Читайте также

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Проект «Наша дружная семья»

Проект «Наша дружная семья»

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...