Детские страхи
Для того чтоб разобраться с детскими страхами, давайте рассмотрим само понятие страх. Страх – это негативная, внутренняя и ярко выраженная эмоция, защитная реакция.
В возрасте до восьми лет дети имеют свои собственные страхи, тревоги и беспокойства в отличие от взрослых. В основном эти страхи основаны на возникновении опасности. С восьми до десяти лет у детей наступает баланс между общественными, а также природными страхами (страх наказания, боль, опоздания, одиночества).
Если рассматривать детские страхи более детально, то необходимо акцентировать внимание на отдельные виды страхов, которые свойственны каждому отдельному году жизни ребенка.
В первый, самый главный год жизни малыша, характерны следующие страхи:
- Страх нового пространства, окружающей среды.
- Боязнь потеряться от мамы.
- Боязнь чужих, незнакомых людей (в возрасте около 6-7 месяцев).
Раннее младенчество (от 1-3 лет):
- Основной и важный страх данного возраста – страх темноты.
- Следующая по важности тревога - остаться без мамы, потерять ее.
- Страх ночного кошмарного сновидения.
Возраст от 3-5 лет:
- Наиболее важное проявление беспокойства в этот возрастной период – это одиночество.
- Следующий страх - страх темноты.
- Страх изоляции, замкнутого пространства.
- Страх сказочных персонажей (именно в этот возрастной период, дети ассоциируют их с настоящими людьми).
Возраст от 5-7 лет:
- Тревога стихийного бедствия.
- Боязнь, того, что накажут родители.
- Страх животных и насекомых.
- Страх кошмарного сновидения.
- Боязнь потерять родителей.
- Боязнь смерти.
- Страх опозданий.
- Страх заболеваний.
От 7-11 лет:
- Школьные страхи, в основном это связано с получением неудовлетворительных оценок, а также самого учебного заведения (школы).
- Взаимодействие со сверстниками и учителями.
- Опасение несоответствия.
- Беспокойство совершить что-то не так.
От 11-16 лет, данный период времени характеризуется подростковыми страхами и волнениями:
- Страх изменения собственной внешности (физиологические изменения).
- Боязнь общаться со своими сверстниками.
- Межличностные страхи, навязчивые страхи, опасения.
Все перечисленные виды страхов, являются «возрастными» и считаются абсолютной нормой.
Теперь давайте рассмотрим что же является причиной возникновения детских переживаний:
- Угрозы и запугивание родителей (дядя заберет, …).
- Разговоры взрослых, которые вызывают у детей негативные эмоции (например, о смерти, болезни, убийстве и т.п.)
- Телевидение: Мультфильмы, в частности негативные герои из сказок (например, Баба-Яга, Волк, Змей-Горыныч); фильмы «ужасы»; передачи для взрослых, раскрывающие тему насилия.
- Частые запреты родителей.
- Конфликты и споры со сверстниками, отрицание и не понимание ими ребенка.
- Психотравмирующая ситуация, которую пережил малыш и боязнь возможности ее повторения (например, укус пчелы).
Если ребёнок развивается по своим годам и полностью здоров и крепок, то примерно к годам 15-16, всевозможные виды страхов должны пройти. Самой большой ошибкой окружающих является точка зрения, что дети вообще никогда не должны ощущать страхи, тревоги. Ребенок растет, познает окружающую нас среду и поэтому избежать того или иного страха просто нереально. Но если вдруг страхи и тревоги мешают ребенку полноценно жить и развиваться, то от них нужно избавляться. Ведь все страхи и беспокойства ребенка влияют на него, в основном это отражается на психическом здоровье ребенка.
Чего бы не боялся ваш ребенок, важно помнить о том, что может усугубить ситуацию:
- Угрожать и кричать на ребенка за его страх и тревожность.
- Высмеивать ребенка из-за того, что он выдумывает свои страхи.
- Не окружать ребенка в его страхе (например, если малыш боится темноты, то никогда не оставлять его в темноте).
- Контролировать ребенка, чтобы он не увлекался просмотром негативных фильмов и телепередач, не играл в компьютерные игры с жестокими сюжетами, а также не читал книги и журналы с негативными и тяжелыми историями.
Самое важное, какие бы страхи и тревоги не испытывал ваш ребенок, каким бы незначительным для нас взрослых казался его страх, необходимо дать понять ребенку, что вы понимаете его тревоги, и что в его страхах нет ничего плохого, и все дети испытывают тревожность. Расскажите ему, что когда вы были маленькими, вы тоже испытывали страх и что, вы любите его и поддерживаете и он в любой момент может обратиться к вам за помощью.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить…
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно» Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: 1. Развивать связную речь...
Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура…
Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ Задачи. Упражнять детей в умении...
Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…
Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...