Детские страхи

Для того чтоб разобраться с детскими страхами, давайте рассмотрим само понятие страх. Страх – это негативная, внутренняя и ярко выраженная эмоция, защитная реакция.

В возрасте до восьми лет дети имеют свои собственные страхи, тревоги и беспокойства в отличие от взрослых. В основном эти страхи основаны на возникновении опасности. С восьми до десяти лет у детей наступает баланс между общественными, а также природными страхами (страх наказания, боль, опоздания, одиночества).

Если рассматривать детские страхи более детально, то необходимо акцентировать внимание на отдельные виды страхов, которые свойственны каждому отдельному году жизни ребенка.

В первый, самый главный год жизни малыша, характерны следующие страхи:

  • Страх нового пространства, окружающей среды.
  • Боязнь потеряться от мамы.
  • Боязнь чужих, незнакомых людей (в возрасте около 6-7 месяцев).

Раннее младенчество (от 1-3 лет):

  • Основной и важный страх данного возраста – страх темноты.
  • Следующая по важности тревога - остаться без мамы, потерять ее.
  • Страх ночного кошмарного сновидения.

Возраст от 3-5 лет:

  • Наиболее важное проявление беспокойства в этот возрастной период – это одиночество.
  • Следующий страх - страх темноты.
  • Страх изоляции, замкнутого пространства.
  • Страх сказочных персонажей (именно в этот возрастной период, дети ассоциируют их с настоящими людьми).

Возраст от 5-7 лет:

  • Тревога стихийного бедствия.
  • Боязнь, того, что накажут родители.
  • Страх животных и насекомых.
  • Страх кошмарного сновидения.
  • Боязнь потерять родителей.
  • Боязнь смерти.
  • Страх опозданий.
  • Страх заболеваний.

От 7-11 лет:

  • Школьные страхи, в основном это связано с получением неудовлетворительных оценок, а также самого учебного заведения (школы).
  • Взаимодействие со сверстниками и учителями.
  • Опасение несоответствия.
  • Беспокойство совершить что-то не так.

От 11-16 лет, данный период времени характеризуется подростковыми страхами и волнениями:

  • Страх изменения собственной внешности (физиологические изменения).
  • Боязнь общаться со своими сверстниками.
  • Межличностные страхи, навязчивые страхи, опасения.

Все перечисленные виды страхов, являются «возрастными» и считаются абсолютной нормой.

Теперь давайте рассмотрим что же является причиной возникновения детских переживаний:

  1. Угрозы и запугивание родителей (дядя заберет, …).
  2. Разговоры взрослых, которые вызывают у детей негативные эмоции (например, о смерти, болезни, убийстве и т.п.)
  3. Телевидение: Мультфильмы, в частности негативные герои из сказок (например, Баба-Яга, Волк, Змей-Горыныч); фильмы «ужасы»; передачи для взрослых, раскрывающие тему насилия.
  4. Частые запреты родителей.
  5. Конфликты и споры со сверстниками, отрицание и не понимание ими ребенка.
  6. Психотравмирующая ситуация, которую пережил малыш и боязнь возможности ее повторения (например, укус пчелы).

Если ребёнок развивается по своим годам и полностью здоров и крепок, то примерно к годам 15-16, всевозможные виды страхов должны пройти. Самой большой ошибкой окружающих является точка зрения, что дети вообще никогда не должны ощущать страхи, тревоги. Ребенок растет, познает окружающую нас среду и поэтому избежать того или иного страха просто нереально. Но если вдруг страхи и тревоги мешают ребенку полноценно жить и развиваться, то от них нужно избавляться. Ведь все страхи и беспокойства ребенка влияют на него, в основном это отражается на психическом здоровье ребенка.

Чего бы не боялся ваш ребенок, важно помнить о том, что может усугубить ситуацию:

  1. Угрожать и кричать на ребенка за его страх и тревожность.
  2. Высмеивать ребенка из-за того, что он выдумывает свои страхи.
  3. Не окружать ребенка в его страхе (например, если малыш боится темноты, то никогда не оставлять его в темноте).
  4. Контролировать ребенка, чтобы он не увлекался просмотром негативных фильмов и телепередач, не играл в компьютерные игры с жестокими сюжетами, а также не читал книги и журналы с негативными и тяжелыми историями.

Самое важное, какие бы страхи и тревоги не испытывал ваш ребенок, каким бы незначительным для нас взрослых казался его страх, необходимо дать понять ребенку, что вы понимаете его тревоги, и что в его страхах нет ничего плохого, и все дети испытывают тревожность. Расскажите ему, что когда вы были маленькими, вы тоже испытывали страх и что, вы любите его и поддерживаете и он в любой момент может обратиться к вам за помощью.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно» Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: 1. Развивать связную речь...

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура…

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ Задачи. Упражнять детей в умении...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...

Читайте также

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса…

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса изучала правила дорожного движения» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации осознанного...

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора…

Музыкально-спортивное развлечение для детей и родителей младшей группы «Путешествие Доктора Айболита в весенний лес», посвященное всемирному Дню Здоровья Цель: повышение интереса...

Картотека пошаговых рисунков «Животные»

Картотека пошаговых рисунков «Животные» Аннотация. К шестому году ребёнок успешно, самостоятельно и с интересом применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает...