Профессиональная компетентность современного воспитателя детского сада

Актуальность. В современном мире рынок труда перенасыщен рабочей силой. Но качество специалистов не всегда соответствует необходимому уровню. Можно выделить множество факторов, влияющих на уровень профессиональной компетенции. Понятие профессиональная компетенция подразумевает способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Практика показывает, для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования методы обучения и воспитания, необходимо повышать свою профессиональную компетенцию.

Цель статьи. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать факторы и условия, обеспечивающие развитие профессиональной компетентности воспитателя в процессе трудовой деятельности.

Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей, а именно: подобрать правильную технологию работы с детьми и грамотно организовать предметно-развивающую среду. Данные вопросы в своих трудах затрагивали Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, А.А. Зимняя, А.Н. Леонтьева, С.Г. Молчанова, Г.В. Яковлева и другие.

К сожалению, сейчас упор в оценке деятельности делается на результаты, а не на сам процесс их достижения. Учитывая быстро растущее количество детей со специальными образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, необходимо регулярно пересматривать установленные к детям требования, соответственно и к педагогам. Количество грамот за участие в конкурсах не всегда может отобразить реальную картину происходящего. Прогресс воспитанников детских садов необходимо определять с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка: с каким уровнем общего развития, уровнем развития речи, какие психомоторные способности были изначально и что мы имеем в конце учебного года.

Воспитатели, в первую очередь, должны быть заинтересованы максимальным вовлечением детей в воспитательно-образовательный процесс. Педагогическим составом должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия (согласно ФГОС ДО) [3]:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [3];

9) систематически повышать свой профессиональный уровень [4].

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей со сложившимися педагогическими стереотипами. В условиях постоянно развивающегося современного мира, каждый специалист вынужден регулярно обновлять и совершенствовать свои знания, умения и навыки. Особое внимание необходимо уделять профессиональной компетенции.

Основные пути её развития могут быть следующими: курсы повышения квалификации, исследовательская, экспериментальная деятельность, освоение новых педагогических технологий, умение ориентироваться в информационном потоке, обобщение собственного педагогического опыта, но самое главное - самообразование. Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования лежит интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. (2)

Важно понимать значимость самообразования и стремиться к саморазвитию. К. И. Чуковский говорил: «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…».

Захарова Г.И. считала, что «профессиональная компетентность» являлась интегративным свойством личности педагога, характеризующим его осведомленность в психолого-педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом есть необходимость того, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе и был открыт к динамическому общению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов. (1)

Критериями самообразования являются: эффективность профессиональной деятельности, творческий рост педагога, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Самообразование – это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание благоприятных условий для гармоничного развития детей.

Таким образом, можно подытожить, что ключевым компонентом профессиональной компетенции педагога является самообразование. Высокий уровень профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

 

Список литературы:

  1. Давыдов В.В. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.
  2. Захарова Г.И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. - 180 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст.4036.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД «Проказы матушки - зимы»

НОД «Проказы матушки - зимы» Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного...

Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик…

Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик детей в школу провожали» 1 ведущий: Сегодня праздник удивительный!Он не простой...

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ

Steam-образование – наиболее перспективная технология в ДОУ «Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на...

Читайте также

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Спортивно-развлекательный досуг «Педагоги, дошколята - все спортивные ребята»

Спортивно-развлекательный досуг «Педагоги, дошколята - все спортивные ребята» (Старший дошкольный возраст) Цель: Приобщение детей и взрослых к физической культуре и спорту. Задачи: 1. Совершенствовать...