Психолого-социальная адаптация детей к школе

С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, ведь от того, как пройдет адаптация, во многом зависят эмоциональное состояние и работоспособность ребенка, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы.

Школа предъявляет новые, большие и разнообразные требования к организму ребенка - интеллектуальные, физические и социальные.

Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад его жизни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках.

Ребенка пришедшего впервые в школу, окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые не умеют принимать помощь учителя, и это сказывается на результатах обучения. Первоклассникам необходимо научиться выполнять требования школьной дисциплины. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников трудна социальная адаптация, так как еще не сформировалась личность способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут возникнуть жалобы детей на усталость и головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Случаются и трудности психологического характера, такие, как на пример, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

В этот трудный для ребенка период в школе, дома его необходимо окружать вниманием, проявлять доброжелательность и терпимость. И тогда, неблагоприятные явления через какое-то время проходят.

Сроки адаптации первоклассников могут быть различные. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако не редки случаи когда этот процесс длиться в течении всего первого года обучения Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К окончанию учебного года у них не редко выявляться ухудшения в состояние здоровья, которые чаще всего проявляться нарушениями со стороны нервной и сердечно сосудистой системы.

Что же затрудняет процесс приспособления к школе? Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка к школе, как мы уже знаем, является недостаточный уровень «школьной зрелости».

Психологическая подготовка детей к школе понятие далеко не однозначное даже в современной психологии. Люди, не занимающиеся детской психологией профессионально, под готовностью к школе не редко понимают определенный уровень знаний и умений ребенка, главным образом связанных с письмом, чтением и счетом. Специалисты, напротив, считают эти показатели не столь важными.

Из чего же складывается психологическая готовность ребенка к школе? Как она формируется? Можно ли, и каким образом, развить у ребенка психологическую готовность к школе? Обратимся к детской психологии, где принято считать, что в своем развитии ребенок проходит определенный ряд ступеней и этапов, на каждой приобретая что то новое для себя. Это новое и является тем итогом развития, благодаря которому ребенок способен перейти на другой этап.

Поступление в школу и есть один из таких важных этапов в развитии ребенка, а готовность к школе итогом его предыдущих семи лет развития. Психологическая готовность, соответственно, итог психологического развития ребенка.

Другими словами, это такой уровень развития, которого психологически и физически здоровый ребенок может достигнуть к концу дошкольного этапа жизни. Это не значит, что ребенок к семи годам должен стать зрелым школьником, наоборот означает, что к данному возрасту он должен быть зрелым дошкольником, а не зрелым школьником. Хотя не редко под готовностью к школе подозревают школьную зрелость, специалисты по детской психологии, говорят именно о дошкольной зрелости. Это подозревает, что будущий школьник должен полноценно прожить свое дошкольное детство, и максимально использовать возможность этого периода жизни для своего развития. Таким образом, только зрелый, «сложившийся» дошкольник психологически готов к обучению в школе - с одной стороны. С другой стороны – психологическая готовность к школе представляет собой комплекс качеств. Характеризующих зрелого дошкольника. Для простоты понимания условно представим психологическую готовность к школе в такой форме:

Желание («хочу учиться»)+возможность(«могу учиться»)=психологическая готовность к школе

Желание ребенка учиться - это мотивационно – потребностный компонент психологической готовности к школе. Желание учиться у многих детей снижается ближе к средним и старшим классам школы.

Но маленькие дети, стоящие еще на пороге школьной жизни, как правило, хотят учиться, пусть и не все из них ясно понимают, что собой представляет учение.

Скорее они хотят не учиться, а стать учениками. Поступление в школу ребенок связывает для себя с удовлетворением определенных потребностей и желаний. Именно они и являются теми побудительными силами или мотивами, которые побуждают его идти в школу и формируют его отношение к ней.

Психологи называют следующие основные мотивы: познавательный, игровой, социальный, позиционный, оценочный и внешний.

Познавательный – когда ребенка к поступлению в школу побуждает социальный мотив, в основе которого лежит понимание важности и необходимости обучения и стремление быть «как взрослый», желание узнать что-то новое, ранее неизвестное, чему-то научиться.

Оценочный – развит оценочный мотив - сильное желание получать высокие оценки.

Внешний – не связан с содержанием обучения, ребенка может привлекать в школе что угодно, кроме учебы и всего с ней связанного, или он может сам толком не осознавать, почему хочет идти в школу.

Игровой – школа – словно новая интересная игра, где можно весело провести время.

Каждый из этих детей связывает поступление в школу с удовлетворением важных для себя, в данный момент времени, потребностей.

Для кого-то важно успеть поиграть, для кого-то чему-то научиться, для кого-то почувствовать себя взрослым, изменить что-либо в своей жизни. Но в большинстве случаев детей к школе побуждает не один какой-то определенный мотив, а несколько.

Важно понять, что, в зависимости от типа сочетания мотивов поступления в школу, одних детей можно считать психологически готовыми к школе, а других нет. Это связанно с тем, какие именно мотивы побуждают ребенка идти в школу. Поэтому психологически готовым к школе ребенка в мотивационно - потребностном плане можно считать такого ребенка, у которого присутствуют любые из рассмотренных выше мотивов, при доминирование познавательного и социального.

Благодаря сочетанию познавательного («Хочу учиться, потому что это интересно») и социального («Хочу учиться потому что, это нужно и важно») у ребенка формируется то, что психологи называют внутренней позицией школьника – психологически он уже школьник, хотя может по прежнему ходить в детский сад. И наоборот, бывает, что ребенок уже школьник, но в психологическом плане по-прежнему остается дошкольником. О таком ребенке психологи говорят, что он, психологически не готов к школе.

Одного желания учиться явно недостаточно для удачного вхождения в школьную жизнь.

Ребенок, хорошо мотивированный к школе, но плохо подготовленный к ней интеллектуально, может столкнуться в будущем с самыми разными трудностями. Ситуация, когда «Я хочу учиться, но у меня ничего не получается» может негативно сказаться на развитии и поведение ребенка.

Конечно, ребенку необходимо обладать определенным количеством знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Это тот материал, на основании которого происходит его умственное развитие. Ребенок получает такие знания на занятиях в детском саду, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками.

Но готовность к школе далеко не исчерпывается лишь количеством накопленной ребенком информации. В плане психологической готовности к школе ребенок сам должен уметь добывать элементарные знания там, где они отсутствуют.

Поэтому под возможностями ребенка мы будем понимать особенности его интеллектуального развития, благодаря которым он способен находить новые знания, решать поставленные перед ним задачи и проблемы. Они включают в себя особенности развития памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи и предпосылки учебной деятельность.

Все нужные ребенку психологические качества можно сформировать в естественных для него видах деятельности (лепка, рисование, игра, конструирование, аппликация), а также в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие умственных способностей. Как правило, подобные упражнения представляют собой игровые задачи, для решения которых ребенок должен сосредоточиться, подумать, сравнить, классифицировать, обобщить, воспринять, проанализировать, запомнить и т.д.

Представление об окружающей жизни, знания, полученные на занятиях должны быть осмысленными, что бы дети могли ими пользоваться в разнообразной самостоятельной деятельности: в играх, рассказах, рисунках, в конструктивной деятельности. Очень важно, чтобы дети умели устанавливать связи между имеющимися у них знаниями и вновь узнаваемыми явлениями жизни, видеть простые закономерности явлений. Необходимо развивать мыслительные способности детей. Различные умственные операции, умственные действия обнаруживаются в умении наблюдать заданное, выделять главное, подбирать примеры к какому-то правилу, проводить сравнения чисел, геометрических фигур, картин и др.

Специалисты считают, что все виды деятельности имеют огромное значение для развития ребенка. Можно, как пример, привести работу с пластилином. Когда ребенок учиться лепить из пластилина, он учиться сосредотачивать свое внимание на этом занятие. (Школьник тоже сосредотачивает свое внимание на содержание урока) Ребенок лепит что-то определенное, т о есть он ставит перед собой цель и планирует свои действия. (Школьник тоже ставит учебные цели и планирует свою работу.)

Но цель не только необходимо поставить перед началом деятельности, но и запомнить ее, удержать в понятие, не упустить по ходу работы - так ребенок учиться запоминать. Кроме этого, желая достичь определенного результата ребенок должен прилагать немалые усилия, постепенно контролировать ход своей работы, сравнивать получившиеся с желаемым результатом, находить и исправлять недостатки в своей работе. (Школьнику просто необходимо контролировать свою работу, находить и исправлять ошибки и недостатки.) В работе ребенок учиться учитывать форму, величину и объем частей пластилина – так развивается его зрительное, образное и тактильное мышление. Работая с пластилином руками, ребенок развивает координацию рук и глаз, тонкую моторику рук – все это необходимо для овладения письмом.

Получается, что все нужные ребенку для школы психологические качества можно сформировать, занимаясь обычной лепкой из пластилина. Те же самые качества развиваются и в других видах деятельности – рисование, аппликация, конструирование и сюжетная игра.

Кроме указанных видов деятельности при подготовке ребенка к школе взрослый может использовать специальные игры и упражнения направленные на развитие умственных способностей.

Проблема готовности к школьному обучению традиционно остается одной из самых актуальных. Эта актуальность обусловлена тем, что год от года в школах повышаются требования к уровню интеллектуального развития детей. В связи с этим обстоятельством, многие родители делают акцент на развитие мышления детей. Соответственно перед поступлением ребенка в школу, наблюдается следующая картина – мышление развито на высоком уровне, ребенок умеет читать и писать, но его эмоциональная и социальная сферы совершенно не развиты.

Ребенок не умеет контролировать свои поступки, соблюдать правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину.

В социальном плане у детей часто отсутствуют коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия с другими людьми, не обращаются дуг к другу по имени, не могут попросить другого ребенка, что-то сделать, не благодарят, не могут организовывать совместную деятельность.

К социальной зрелости относиться потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, использовать роль ученика в процессе школьного обучения.

«Домашние» дети, даже если умственно достаточно подготовлены, то в психологическом плане они оказываются менее приспособлены к школьной жизни, нежели их сверстники прошедшие «курс выживания» в детском саду.

Ведь, детский сад- это для каждого ребенка огромный опыт «Выживания в коллективе», где таких как он огромное множество, где не все так как ему хочется, где он может остаться без внимания или, наоборот, оказаться в центре каких-то неприятных событий. Это место, где ребенок учиться считаться с другими, соотносить свои желания и потребности с возможностями других детей и взрослых. В школе жизнь ребенка еще в более тесно связанна с коллективом, а отношения учителя с учеником, отличаются от отношений ребенка с воспитателем. И важно, чтобы ребенок был подготовлен к таким отношениям с учителями. И это одна из главных функций детского сада- научить ребенка строить самые разнообразные отношения с самыми различными людьми, другими словами научить его общению. Успешная социальная адаптация является результатом различных представлений окружающей действительности и их влияния.

В случае возникновений отклонений от нормального хода психофизического развития имеет место недоразвитие или искажение процесса социализации, обусловленного двигательными, сенсорными, интеллектуальными, речевыми нарушениями может наблюдаться отсутствие или неадекватность социальных стимулов, предлагаемых ребенку, вследствие чего формируется ситуация «депривации в широкой общественной среде». Это положение не может быть преодолено ребенком самостоятельно, возникает необходимость проведения специальной коррекционно-педагогической работы. Детей с отклонениями в развитии объединяет то, что все они нуждаются в ранней и систематической лечебно-педагогической работе.

Задачами лечебной педагогики является стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности ребенка. Она направлена на развитие у ребенка желания и возможности учится.

При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно учить его взаимодействовать со здоровыми детьми, приобщать ко всем видам деятельности, доступным для нормально развивающегося ребенка. При воспитании и подготовке к обучению ребенка с отклонениями в развитии, на ряду с укреплением его здоровья разное значение имеют специальные психолого-педагогические приемы ранней коррекционной работы, которые направлены на преодоление и коррекцию имеющихся отклонений в становление различных нервно-психических функций и стимуляцию возрастного психомоторного развития. Следует особое внимание уделить следующим аспектам лечебно-педагогической работы.

Создание условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка с использованием разнообразных игровых приемов, развитию эмоционально-положительного общения с ребенком.

Создание психологических предпосылок для развития речи и коммуникативного поведения;

Развитию различных форм познавательной деятельности;

В коррекционной работе использовать особые приемы и методики опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, все виды продуктивной деятельности.

Важнейшим условием успешности лечебно-педагогической работы является учет структуры ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохраненных функций, компенсаторных возможностей ребенка его эмоционально – личностных возможностей. Приход ребенка в школу важный этап не только в жизни ребенка но и в жизни его родителей.

В работе с родителями детей старшей группы особенно нужно подчеркивать необходимость подготовки детей к школе, постепенно расширяется круг его обязанностей в семье и требования к нему.

Многие родители делают акцент на развитии мышления ребенка, отдавая его с самых ранних лет в различные кружки и студии. Существует тенденция растить ребенка дома, в лучшем случае определяя его в детский сад в последний год перед школой. У «не наигравшегося ребенка» не формируется учебная мотивация. Цель работы специалистов разъяснить родителям, что они могут сделать для гармонизации развития и обучения своих детей.

Каждый специалист работающий с ребенком с отклонениями в развитии, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями, направленную на повышения уровня родительской компетенции и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Цель психокоррекционной помощи семье – обеспечение единства деятельности дошкольного учреждения и семьи в ходе решения задач коррекционно-педагогического процесса.

При установлении диагноза лечащим врачом и систематическом наблюдении ребенка в лечебном учреждении родители должны принять самое активное участие в воспитании и развитии своего ребенка, в подготовке его к школе. Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что обусловлено созреванием центральной нервной системы. Обучение и активная умственная деятельность ребенка в обучение являются мощными факторами, укоряющими созревание центральной нервной системы. Важное значение имеет не только интеллектуальная, но и личностная и социально психологическая готовность к обучению.

У детей с задержкой психоречевого развития выявлена более низкая способность к обучению – несформированность устойчивого отношения к познавательной деятельности; недостаточный самоконтроль на всех этапах выполнения задания; отсутствие самоконтроля.

Кроме того, готовность к обучению предполагает сохранный фонематический слух, полноценную устную речь, сформированность пространственных представлений, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации и «готовности руки к письму». Очень важно при оценке готовности ребенка к обучению, учитывать все эти параметры.

Лечебно-педагогическая и коррекционная работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии – нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и педагоги относились к нему естественно, каков бы не был у него дефект.

Выше были рассмотрены основные составляющие психологической готовности ребенка к школе. Если ребенок готов к школе по одной группе показателей, но не готов по другой, то в школе он может столкнуться с самыми разными трудностями.

Ребенок демонстрирующий высокую готовность к школе в мотивационно – потребностном плане (Я хочу учиться), но недостаточно готовый в интеллектуальной. (Я могу учиться.) Что бы понять такого ребенка, когда есть сильное желание что -то делать, но возможности не позволяют заниматься этим успешно. Более того, это желание занятия становится частым источником стресса, тревоги, негативных эмоций.

Естественно, в таких условиях исчезает любая инициатива, пропадает любое желание этим делом заниматься. Так может произойти и с желанием учиться у ребенка, если оно не будет подкрепляться успехами в учебе. А успех в любом деле- один из главных побудителей занятия этим делом. Если же учеба не будет приносить ребенку удовлетворения, то и желание учиться в скорее пропадет. Это одна из причин по которой у детей младшего школьного возраста снижается интерес к учебной деятельности.

Дугой вариант развития - ребенок готов к школе интеллектуально, но не совсем мотивирован к ней. У такова ребенка достаточно развиты интеллектуальные способности, которые могут даже превышать свой возраст, но отсутствует желание учиться, узнавать что то новое, взрослеть. Этот ребенок в первом классе, не смотря на свои способности, при отсутствии интереса к учебе, будет интеллектуально пассивным. Необходимый материал на уроках не будет усваиваться им только лишь потому, что ребенок не будет считать его нужным, интересным и важным для себя.

А это может привести к тому, что в итоге он окажется далеко позади остальных детей. Вот по этому будущий первоклассник должен быть готовым к школе как интеллектуально, так и мотивационно. Без этого ребенка только условно можно назвать психологически готовым к школе. Коме того, большую роль в жизни будущего школьника играет умение общаться со сверстниками, учителем, и другими людьми, умение разрешать возникающие в детском коллективе конфликты и справляться с разногласиями – все то, что можно назвать «жизненными навыками».

В психологии одного знания о том, что и в какой степени необходимо сформировать у ребенка, явно недостаточно. Мы имеем дело здесь с живым человеком. А поэтому не менее важный вопрос здесь, который стоит перед взрослым, - как создать благоприятное условие для полноценного развития ребенка. Некоторые взрослые, четко зная о том, что необходимо развивать в своем ребенке следуют принципу «Цель оправдывает средства». «Ничего, сегодня помучаешься, зато хоть чему-то научишься, потом еще спасибо нам скажешь!» - оправдываются они перед ребенком и самими собой, пуская в ход принуждение, давление, подкуп или запугивание и другие манипуляции. Возможно, умственно ребенок, таким образом, и развивается, усваивает какие-то навыки и умения, но его внутренний мир беднеет. Попадает естественный интерес к окружающему и своим возможностям, отношение к родителям становиться противоречивым и вносит разлад в его внутренний мир. Поэтому всем взрослым, желающим полноценно развить своего ребенка и подготовить не только к школе, но и к счастливой жизни в этом мире, следует постоянно задумываться о том, что и как они делают для этого, на первом месте должен стоять вопрос: «Как организовать развивающее взаимодействие с ребенком, что бы он и я – мы оба получали от этого удовольствие», радовались тому-что можем находиться друг с другом и делать что-то вместе».

 

Литература.

  1. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Москва 2006г.
  2. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом. Москва 2007г.
  3. Приабаженская А.О. Опыт проведения группы подготовки детей к школьному обучению. Сборник. Опыт работы образовательных учреждений для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях модернизации столичного образования. Москва 2007г.
  4. Толпина И.А. Эмоциональная готовность к школе и особенности психологического развития ребенка дошкольного возраста. Сборник. Опыт проведения группы подготовки детей к школьному обучению. Сборник. Опыт работы образовательных учреждений для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях модернизации столичного образования. Москва 2007г.
  5. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе. Санкт - Петербург 2008г.
  6. Криллова Н.М. О подготовке детей к школе в свете реформы школы. Москва 1985г.
  7. Марченко Г.Н. Изучение готовности детей 6-7 лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Ростов-на-Дону 2004г.
  8. Колотыгина Е.А, Особенности эмоционального развития умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных социальных условиях.
  9. Рубинштэйн М. Вопросы и их роль в умственном развитии ребенка. «Дошкольное воспитание №2» 2008г.
  10. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. Москва 2007г.
  11. Коломенский О.П. Панько Е.А. Психологическая готовность к школе. «Популярная психология для родитей» Союз 1997г.
  12. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитие) Москва 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...

Проект в средней группе «Мои домашние питомцы»

Проект в средней группе «Мои домашние питомцы» Актуальность темы: Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность...

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Читайте также

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви…

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви и верности» Цель:Воспитывать ответственное отношение детей к семье, как базовой ценности...

Люби и знай свой край!

Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на…

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на стихи А. Барто» Цель мастер-класса: поделиться с педагогами опытом работы по...