Реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница речь»
Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Поэтому актуальным остается создание условий для полноценного речевого развития детей в возрасте от 5 до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Организованная образовательная деятельность (далее ООД) строится в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Дидактический материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Поэтому и возникла необходимость создания и реализации дополнительной общеразвивающей программы «Волшебница Речь» (далее ДОП «Волшебница Речь»).
Цель программы: развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
ДОП «Волшебница Речь» реализуется в рамках основной образовательной программы ДО «ДСОВ № 6 «Рябинка», в рамках области Речевого развития, в части формируемой участниками образовательных отношений.
Особенностью Дополнительной общеразвивающей программы «Волшебница Речь» является взаимосвязь разных речевых задач, которая на данном возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Именно взаимосвязь разных речевых задач во время организованной образовательной деятельности создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи.
Во время реализации Дополнительной общеразвивающей программы используется различный дидактический материал, создано дидактическое пособие «Волшебный ларец», особенностью которого является - природные камни и камешки Марлбс. Срок реализации программы: 1 год.
Вся организованная образовательная деятельность разделена по темам программы включает теоретическую и практическую часть. Время отводится на практическую и теоретическую часть в соответствии с возрастом детей, требованием норм санитарного законодательства.
Родители на протяжении реализации программы являлись активными участниками образовательных отношений. Они помогали обогащать развивающую предметно- пространственную среду для речевого развития воспитанников, принимали участие в праздниках, создании речевого альбома, пополнении копилки дидактических игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа имеет приложения: конспекты ООД, картотеку пальчиковых игр, картотеку игр с камешками Марлбс.
Анализируя мониторинговые исследования в конце реализации данной программы, можно увидеть положительную динамику и повышение уровня речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем. - СПб:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2013 г.
2. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. - №2. - С. 60-62.
3. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. Рязань, 2015. С. 288-289.
Читайте также |
---|
Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)
Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...
Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО
Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...
Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика»
Сценарий новогоднего праздника для средней группы «День рождения Новогодика» (Дети забегают в зал и встают полукругом.) Ведущий: К нам на праздник в детский...