Особенности тревожности у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день в силу экологических, медико-социальных, экономических факторов отмечается рост числа часто болеющих детей, психологическое развитие которых имеет ряд особенностей (дезадаптация вследствие частой заболеваемости и чрезмерной привязанности к взрослым, неумение общаться со сверстниками, инфантильность, тревожность и т.п.). Однако, несмотря на достаточно часто упоминаемые исследователями факты нарушений в развитии эмоциональной сферы у часто болеющих дошкольников, можно отметить дефицит данных об особенностях их тревожности.

Вслед за А.М. Прихожан, в нашем исследовании принимается понимание тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики, отражающей степень предрасположенности субъекта к тревоге, вызываемой предчувствием реальной опасности и угрозы или, чаще всего, связанной с особенностями собственной личности [1]. Как степень предрасположенности к переживанию тревоги, тревожность актуализируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком на основании имеющегося опыта как опасные, угрожающие для самооценки, самоуважения [2]. Предпосылки изучения особенностей тревожности у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста определяются особенностями социальной ситуации их развития [3; 4; 5]. Центральной особенностью социальной ситуации развития часто болеющих старших дошкольников является ее дефицитарность, характеризующаяся ограниченностью общения со сверстниками и отсутствием условий для постоянной реализации ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игры; ограничением двигательной и познавательной активности. Частые заболевания отягощают физическое и психическое развитие ребенка, сужают пространство возможностей его активности, могут спровоцировать кризис психического развития. Болезнь приводит часто болеющего ребенка к сильной субъективной зависимости от близкого взрослого. По мнению зарубежных исследователей (М. Пао, А. Боск), у детей с медицинскими заболеваниями может быть диагностирован весь спектр тревожных расстройств, включая: острое стрессовое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, тревожное расстройство, связанное с общим состоянием здоровья, тревожное расстройство, вызванное психоактивными веществами, паническое расстройство, специфические и социальные фобии и обсессивно-компульсивное расстройство [6]. В основе развития тревожных расстройств, всегда лежит длительное и устойчивое переживание травмирующих ситуаций, которые являются предпосылками формирования тревожности. Тревожность у детей во время болезни часто определяет невозможность разделить физиологические и психологические компоненты тревоги. М. Пао, А. Боск, Л. Ричардсоном и др. выявлено, что соматические симптомы, связанные с фактическим физическое заболеванием могут приводить к более частым проявлениям тревоги и паники, проявляемым теми же симптомами, что и заболевание: повышение температуры, затрудненное дыхание, сонливость, потеря аппетита и др. Также многие медицинские условия, процедуры и лекарства могут напрямую привести к симптомам тревоги [6].

Эмпирическое исследование особенностей тревожности у часто болеющих дошкольников проводилось на базе МБДОУ №157 г. Оренбурга. В исследовании принимали участие дети подготовительных групп (5-6 лет) в количестве 60 человек (27 девочек и 33 мальчика). В выборке нами были выделены 2 группы: группа условно здоровых детей – 30 человек (болеют ОРЗ и другими заболеваниями не чаще 2-3 раз в год) и группа часто болеющих детей – 30 человек (болеют ОРЗ и другими вирусными заболеваниями 5 и более раз за год и болезни являются достаточно длительными).

Эмпирические данные об особенностях тревожности у детей были получены с помощью методов тестирования (Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) и опроса (Тест на определение тревожности ребенка Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко). Обработка данных осуществлялась с применением математико-статистического метода (непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни).

На первом этапе мы провели тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) в двух группах дошкольников. В результате обработки данных по тесту тревожности были получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Показатели индекса тревожности в группах часто болеющих и здоровых старших дошкольников

Значения ИТ Количество детей (в %)
Здоровые дети Часто болеющие дети
Высокие 50% 76,7%
Средние 46,7% 23,3%
Низкие 3,3% 0%

Высокие значения индекса тревожности отмечаются у 76,7% часто болеющих старших дошкольников и 50% здоровых испытуемых. Дети с такими результатами характеризуются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и имеют сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Средние показатели индекса тревожности выявлены у 23,3% часто болеющих старших дошкольников и 46,7% здоровых детей. Эти дети склонны проявлять тревожность относительно каких-либо конкретных ситуаций. Часто болеющими дошкольниками здесь в основном негативно оценивались изображения, отражающие ситуации общения. Низкий уровень тревожности не встречается в группе часто болеющих детей и отмечен у 3,3% их здоровых сверстников. Дети этой группы не склоны проявлять тревогу и беспокойство относительно ситуаций, предложенных в тесте и позитивно оценивают практически все предложенные изображения.

Так, у половины группы здоровых детей наблюдаются средние (46,7%) и низкие (3,3%) показатели индекса тревожности. Данные показатели согласуются с возрастной нормой. Группа часто болеющих детей демонстрирует преимущественно высокий уровень тревожности (76,7%). Дети данной группы склонны испытывать чувство тревоги постоянно, независимо от ситуации. Их тревожит сам факт возможности какого-либо действия или взаимодействия. Любые контакты вызывают усиление чувства тревоги. Данные результаты не соответствуют возрастной норме и являются угрозой для благополучного развития личности ребенка.

Рассмотрим далее сравнение данных об уровнях тревожности детей относительно ситуаций различного содержания (табл. 2).

Таблица 2

Уровень тревожности в различных ситуацияхв группах часто болеющих и здоровых старших дошкольников

Ситуации Уровень тревожности Здоровые дети Часто болеющие дети
Отношения «ребенок-ребенок» высокий 20% 50%
средний 26,7% 26,7%
низкий 53,3% 23,3%
Отношения «ребенок-взрослый» высокий 20% 13,3%
средний 43,3% 53,3%
низкий 36,7% 33,3%
Повседневные действия высокий 33,3% 40%
средний 40% 40%
низкий 26,7% 20%

Из данных таблицы 2 мы видим, что в группах здоровых и часто болеющих старших дошкольников отмечаются различия в уровнях тревожности относительно различных ситуаций.

Для группы здоровых детей характерен наиболее высокий уровень тревожности относительно различных повседневных действий. В целом же, преобладающими являются средний и низкий уровни тревожности.

В группе часто болеющих старших дошкольников относительно ситуаций взаимодействия типа «ребенок-ребенок» и повседневных ситуаций отмечается высокий уровень тревожности у большинства испытуемых. Отношения типа «ребенок-взрослый» вызывают меньшую тревогу – здесь преобладает средний уровень. Относительно взаимодействия типа «ребенок-ребенок» часто болеющие дети в большинстве случаев демонстрируют негативные эмоции в ситуациях игрового взаимодействия, агрессии сверстников, а также возможной изоляции. Такие проявления тревожности могут быть связаны с дискомфортом часто болеющих детей в коллективе сверстников, вызванным продолжительным и частым отсутствием возможности пребывания в детском саду из-за болезней. Относительно взаимодействия типа «ребенок-взрослый» часто болеющие дети также демонстрируют более высокий уровень тревожности, в сравнении со здоровыми сверстниками. Наиболее негативные эмоции связаны с переживанием таких аспектов взаимодействия со взрослыми как боязнь наказания и игнорирования. Возможно, это также объясняется частыми болезнями детей, которые провоцируют определенный негативный эмоциональный климат в семье.

Ситуации, связанные с повседневными действиями, также вызывают высокую тревожность часто болеющих детей. Тревожность относительно обычных повседневных действий может быть связана с состоянием здоровья детей. Наибольший негатив здесь вызывают принятие пищи и засыпание в одиночестве, что может быть обусловлено повышенной потребностью во внимании родителей, особенно в периоды длительных болезней.

Отметим также, что в группе здоровых старших дошкольников перечисленные ситуации чаще вызывают нейтральное и позитивное отношение, указывающее на средний и низкий уровень тревожности. Это может объясняться большим соматическим благополучием, вследствие чего дети чувствуют себя увереннее в большинстве ситуаций, умеют противостоять негативным эмоциям.

Для более глубокого понимания полученных результатов нами также были собраны данные мнений родителей об уровне тревожности дошкольников по методике Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. В ходе анализа результатов опроса родителей выяснилось, что низкий уровень тревожности имеют 3,3% здоровых дошкольников, 60% – средний уровень тревожности, 36,7% – высокий уровень тревожности. В группе часто болеющих детей у 43,3% отмечается высокий уровень тревожности. По словам родителей, дети испытывают чувство тревоги при общении с взрослыми и сверстниками, в ходе просмотра мультфильмов и фильмов с активным развитием сюжета и присутствием агрессивных персонажей, а также при возвращении в сад после болезни и длительного отсутствия беспокоятся, что их там все успели забыть. 43,3% часто болеющих дошкольников имеют средний уровень тревожности, а низкий уровень отмечается у 13,4% детей данной категории. Так, часто болеющие старшие дошкольники гораздо чаще проявляют высокую тревожность.

Далее обнаруженные в группах здоровых и часто болеющих старших дошкольников различия в уровневых показателях тревожности мы проверяли с помощью непараметрического критерия различий U-Манна-Уитни (табл. 3).

Таблица 3

Различия в уровневых показателях тревожности в группах часто болеющих и здоровых старших дошкольников

Показатель Uкр р*
Индекс тревожности 159,5 0,01
Уровень тревожности в различных ситуациях Отношения «ребенок-ребенок» 271 0,01
Отношения «ребенок-ребенок» 194 0,01
Повседневные действия 323,5 0,05
Уровень тревожности (родительская оценка) 266 0,01

*При n1= 30, n2=30 Uкр=338 для р≤0,05, Uкр=292 для р≤0,01

Из данных таблицы 3 мы видим, что по всем измеряемым показателям отмечаются статистически достоверные различия в двух группах. Так, можно утверждать, что показатели тревожности в целом и в отдельных ситуациях взаимодействия с детьми и взрослыми, повседневных действий выше в группе часто болеющих старших дошкольников, в сравнении со здоровыми сверстниками (достоверно на 0,05 и 0,01).

Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень тревожности часто болеющих старших дошкольников статистически достоверно является более высоким, чем у их здоровых сверстников (достоверно на 0,01 по U-Манна-Уитни). При этом часто болеющие старшие дошкольники демонстрируют более высокий уровень тревожности в ситуациях взаимодействия с детьми (игровое взаимодействие, агрессия сверстников, возможная изоляция) и взрослыми (боязнь наказания и игнорирования), а также в ситуациях выполнения обычных повседневных действий (укладывание спать в одиночестве, самостоятельное собирание игрушек, принятие пищи в одиночестве, гигиенические процедуры), в сравнении со здоровыми сверстниками (статистически значимо на уровне 0,05 и 0,01).

Список литературы

  1. Прихожан, А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст / А.М.Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
  2. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология. Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 288 с.
  3. Сидоркина, Т.Ю. Адаптация часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04 / Т.Ю. Сидоркина. – Красноярск: КГПУ, 2012. – 24 с.
  4. Арина, Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г.А. Арина, Н.А. Коваленко // Школа здоровья. – 1995. – Т. 2-3. – С. 116-125.
  5. Бадьина, Н.П. Часто болеющие дети: психологическое сопровождение / Н.П. Бадьина. – М.: Генезис, 2012. – 152 с.
  6. Пао, М. Тревога у детей и подростков с медицинскими заболеваниями / М. Пао, А. Боск // US NationalLibraryofMedicineNationalInstitutesofHealth. – 2012. – №1. – С. 40-49.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Читайте также

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее…

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее солнце» Воспитатель: Цель: Расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной.Задачи:Познавательные –...