Современные формы организации совместной деятельности взрослых и детей в образовательном процессе
Актуальность работы: необходимость поиска новых форм работы с детьми вызвана тем, что традиционные формы были ориентированы на ярко выраженное обучение. Иной подход предполагает ФГОС ДО – это психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста.
Современным детям необходимы такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, саморегуляция, стремление к познанию нового. Именно эти качества позволят ребенку в будущем критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, быть успешным членом общества.
В настоящее время образование испытывает дефицит современных технологий, развивающих социальные навыки у детей дошкольного возраста.
Качественная реализация Стандарта ДО предполагает, что детский сад должен стать уникальным местом, где дети смогут проявлять свою самостоятельность, инициативу, индивидуальность и научаться взаимодействовать с детьми разного возраста в различных видах деятельности. Это требует использования новых форм работы, педагогических технологий, развивающих произвольность поведения, которые сместят акценты с ЗУН на развитие личности ребенка.
Цели:
- Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности детей при организации конкретных дел.
- Способствование развитию речи, как средству общения.
Работа проводилась в двух направлениях:
- Организация совместной деятельности и взаимодействие детей друг с другом.
- Формы организации самостоятельной деятельности и детских культурных практик.
Использование форм – комплексное, отражено в развернутом планировании и связано между собой.
Сезон – зима
Тема «Зимующие птицы»
Группа – 2 младшая
I. «Утренний (тематический, рефлексивный) круг»
У разных авторов встречаются свои названия. Л. Свирская
отмечает, что утренний круг не имеет четкой структуры.
Задач может быть несколько, педагог выбирает те, которые актуальны для конкретного утреннего круга:
- Сплотить детский коллектив.
- Содействовать развитию умения слушать и понимать друг друга.
- Способствовать формированию общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе
- Создавать условия для развития умения: обсуждать планы, выбирать наиболее значимые события, внимательно слушать, выражать свои чувства и переживания публично, вступать в контакт, вести себя толерантно, делиться эмоциональным состоянием, налаживать коммуникацию на день, овладевать мимикой, жестом, интонацией.
- Содействовать совершенствованию речевого аппарата, способности слышать друг друга.
- Расширять сведения о мире, пробуждать мысль, рождать идеи.
- Способствовать развитию эмпатии, навыков культурного общения.
- Содействовать развитию умения планировать день в рамках темы.
В младшем дошкольном возрасте прежде всего:
Создать условия для объяснения словами своего эмоционального состояния, развивать умения: делать выбор, различать и называть признаки предметов, устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми.
Методические приёмы:
1. Сбор по сигналу, согласованному с детьми (у нас – колокольчик)
2. Рассаживание по желанию детей на ковер, дети берут подушки - «ромашки», круг проводится в одном и том же месте, чтобы дети в дальнейшем без присутствия воспитателя находили это место и обсуждали свои проблемы. Воспитатель садится вместе с детьми.
3. Приветствие (1 минута):
Все на месте? Все ли тут?
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись (хлопаем в ладоши).
4. Игра «Танец снежинок» (2 минуты)
Создает психологический настрой (медиативная музыка, желательно одна и та же).
Воспитатель ставит в центр ковра поднос со снежинками и включает музыку, садится на «ромашку» и производит движения (порхающие снежинки), желающие дети повторяют.
Музыка заканчивается, воспитатель кладет снежинки на ковер, желающие дети повторяют.
Воспитатель читает стихотворение:
Гуляет русская зима.
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная.
Гуляет русская зима
Морозная, не злая!
5. Обмен новостями? (2 минуты)
- И на ковре получилась зима. Вы заметили, на улице лежит снег. А что вы еще видели, когда шли утром в детский сад? О чем хотите рассказать? Что у вас интересного? (Ответы детей.)
Нужно обязательно похвалить за все высказывания.
6. Выбор темы (5 минут)
- Вам нравится наш ковер? Из чего он получился? Как называется время года, когда падает снег? Что вам нравится зимой? А что доброго сделала зима для вас? Какое настроение вызывает у вас зима? (Ответы.)
Похвалить за все высказывания.
- А оказывается, не все рады зиме. Я сегодня шла на работу и видела, как печально пищат бедные птички. Корм у них занесло снегом, скрылись жучки и паучки, которыми питались птицы. Голодно и холодно зимой птицам.
- А как вы думаете, мы можем помочь птицам? А как? (Посыпать хлеб, зернышки.)
Да, это правильно, но сыпать корм на снег нельзя, его может занести снегом и т.д. А куда лучше насыпать корм? Правильно, в кормушки. А где же нам их взять? Да, надо сделать кормушки. А как их сделать? (взять пилу, молоток…). А мы можем сами сделать кормушки? Это довольно трудно, но вы мне поможете? Давайте попробуем прямо сегодня.
II. Мастер-класс «Птичья столовая»
Задачи:
1. Познакомить детей с изготовлением кормушки из пластиковой бутылки.
2. Создать условия для: развития самостоятельности, свободы выбора между различными деятельностями и их содержанием.
3. Содействовать развитию творческих способностей.
4. Создать условия для осознания и выбора каждым ребенком способа и материалов деятельности.
Методы и приемы:
- Совместное обсуждение проблемы (на утреннем круге): попробовать сделать кормушки простых конструкций в детском саду.
- Совместное обсуждение способа организации деятельности.
- Выбор каждым участником рабочего места за общим столом, подготовки инструментов, материалов.
- Самостоятельная работа всех участников мастерской по реализации поставленной общей цели.
- Совместное обсуждение общего результата.
- Использование общего продукта в соответствии с мотивом деятельности.
Оборудование и материалы: бутылка пластиковая 5л, скотч, кусок веревки, ножницы, клей, цветная бумага.
III. Рефлексивный круг (проводится вечером для подведения итогов дня)
Цели и задачи те же, плюс привлечение родителей к жизни детей в ДОО, структура та же, но обмениваемся новостями, произошедшими за день.
- Мы свами сегодня гуляли, вы обратили внимание какой у нас большой участок? И деревьев на нем много. Правда? А кормушку мы сделали всего одну. Как же нам быть? Может быть, попросим кого-нибудь нам помочь?
- А кого мы можем попросить помочь? Конечно, наших пап и дедушек! А как мы попросим? Да, у нас же есть почтовый ящик. Давайте мы напишем (нарисуем) им письмо (пишет воспитатель от имени детей) и устроим День добрых дел для птиц, пусть папы и дедушки сделают кормушки, а вы им поможете. А потом развесим их на своем участке!
Форма работы «К родителям через детей» (дети дома задают вопросы и обмениваются информацией по теме прошедшего круга). Практические методические советы педагогам
Обсуждение правил для детей (для старших дошкольников): говорит тот, у кого в руках мячик, не хочешь говорить - пропусти очередь, не повторяй то, что уже сказали, не уходи из круга, пока он не закончится.
Для воспитателя: не давать оценку высказываниям детей, интонацией подчеркнуть то или иное высказывание, стараться комментировать каждое высказывание детей, побуждая рассуждать дальше, начинать с детей, которые могу что-то сказать самостоятельно.
Привлечение внимания детей: привлекать внимание куклой, надетой на руку, говорить от ее лица, перед началом круга взяться за руки, произнести «речевку», садиться на индивидуальные коврики (как в нашем случае).
Вопросы для утреннего круга:
1. По теме недели. (Чем мы сегодня будем заниматься?)
2. Вопросы морального характера. (Кого мы можем назвать добрым, заботливым?)
3. Вопросы проблемного характера и правила развивающего общения. (Вопросы: почему? зачем? что делать? что делать, если хочется подраться?)
Практические советы педагогам:
1. Утренний круг не должен быть долгим (младший возраст 5-10 минут).
2. С младшими детьми утренний круг лучше проводить подгруппой.
3. Располагаться подальше от игрушек (чтобы не отвлекаться).
4. Установить два главных правила:
- Мы внимательно слушаем друг друга.
- Говорим по очереди.
Если ребенок перебивает – первый раз не обращать внимания, второй раз сказать – «подожди, я закончу говорить и скажешь ты».
5. Не превращать «круг» в образовательную деятельность, это не занятие – участие в нем добровольное.
6. Воспитателю нужно тщательно готовиться к утреннему кругу (при необходимости заменить игру и т.д.).
7. Непоседливых детей посадить к себе на колени.
8. Сосредоточиться на «говорящих» детях, а не на шалунах.
9. Использовать жесты для привлечения внимания.
10. Не бояться провести неэффективный «круг» (умение приходит с опытом!).
11. Обсуждать проблемы в альтернативной, общей форме, не переходя на личности.
12. КАЖДЫЙ ребенок на «круге» должен чувствовать себя защищенным!
IV. Ситуация общения «Почта» (находится в раздевалке)
Задачи:
- Вовлечь родителей в жизнь детского сада.
- Донести до родителей информацию о планируемом мероприятии -акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Этапы:
1. Подготовительный (мотивация)
2. Основной (презентация на родительском собрании)
3. Заключительный (сбор и анализ информации)
Воспитатель пишет письмо родителям с просьбой сделать кормушки, дети опускают его в почтовый ящик.
V. «Социальная акция»
Задачи:
1. Включить родителей в жизнь детского сада, придерживаться принципа добровольности, получить удовлетворение от проведения акции.
2. Содействовать развитию у детей таких чувств, как сострадание, милосердие.
3. Развесить кормушки с кормом.
Этапы:
1. Обсуждение проблемы (на рефлексивном круге)
2. Практический - родители в течение недели изготовляют и приносят в детский сад кормушки.
3. Итоговый - дети презентуют свои кормушки, акция объявляется для оставшихся групп детского сада.
VI. «Художественная студия» (в рамках НОД)
Коллективная работа «Кормушка» (аппликация)
Задачи:
1. Создать условия для: развития самостоятельности, свободы выбора между различными деятельностями и их содержанием.
2. Содействовать развитию творческих способностей.
3. Создать условия для осознания и выбора каждым ребенком способа и материалов деятельности.
VII. Культурная практика - коллекционирование
Задачи:
- Создание условий для воспитания аккуратности, усидчивости, любознательности, навыков исследовательской деятельности.
- Способствовать формированию представления о разнообразии мира птиц.
Этапы:
- Мотивация.
- Собирание вырезок – картинок с изображением птиц.
- Оформление в альбом.
Примечание. В старшем дошкольном возрасте можно использовать такую форму работы, как экспериментальная лаборатория «У кого какие клювы» и выставка скульптур малой формы и декоративно-прикладного искусства (фигуры птиц).
VIII. «Литературный клуб»
Задачи:
Содействовать развитию мышления, памяти, внимания, восприятия.
Этапы:
1. Мотивация
2. Чтение любимых произведений про птиц
3. Рассматривание иллюстраций (фото)
Итоговое мероприятие
Физкультурный досуг «Птичий переполох» (фото)
Работа с родителями
Информация в родительском уголке:
«Сделайте вместе с детьми».
«Чем кормить птиц».
ППРС Предметы – провокаторы по теме, размещенные в пространствах активности детей (схемы постройки кормушек, счетный материал «Птицы», трафареты, пооперационные карты для рисования, тематические альбомы, энциклопедии, журналы, макеты, настольно-печатные игры, плакаты, природный материал: пух, перья, семена, шишки, бросовый материал, аудиозаписи голосов птиц, песенки, сказки, альбом загадок, скороговорок, картинки, детские презентации, мультфильмы, картотека игр, схемы физических упражнений, костюмы для переодевания и полифункциональные вещи (маски, шапочки), разные виды театров, фланелеграф).
Список литературы:
- «Детские культурные практики в образовательной деятельности ДОО» Коллектив авторов Киров 2016г.
- Л. Свирская «Утро радостных встреч» М; ЛИНКА-ПРЕСС 2010г.
- Н.М. Метенова «Взрослым о детях» Ярославль 2016г.
- Н.М. Метенова «День открытий» Ярославль 2016г.
- «Создание развивающей образовательной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» Коллектив авторов Киров,2017г.
- «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии» Н.П. Гришаева и др. М; Издательский центр «Вентана-Граф» 2017г.
Читайте также |
---|
Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему:…
Непосредственно-образовательная деятельность по сенсорике в первой младшей группе на тему: «Большой - маленький» Цели: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать...
Вторая жизнь мусору
Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…
Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...