Сайт для воспитателей детских садов



Обобщение опыта
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Значение развития мелкой моторики рук ребенка очень велико. Уже давно, необходимость развития движений пальцев признана педагогами всего мира.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития мозга детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

2. Игра с пальчиками в различные упражнения создают благоприятный, эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет белее четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Выполняя упражнения пальчиками, ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6. У ребенка разовьются воображение и фантазия. Овладев необходимыми ему упражнениями, он сможет в дальнейшем «рассказывать» стихи руками.

В результате кисти и пальцы рук ребенка приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем поможет овладеть навыком чтения, письма и обогатят его внутренний мир.

Все упражнения делятся на три группы:

1. Упражнения для кистей рук.

(Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.)

- Учат напрягать и расслаблять мышцы.

- Некоторое время помогают сохранять положение пальцев.

- Развивают умение переключаться с одного движения на другое.

2.Упражнения для пальцев условно статические:

- Совершенствуют ранее полученные навыки и требуют более точных движений.

3. Упражнения для пальцев динамические:

- Развивают точную координацию движений.

- Учат сгибать и разгибать пальцы рук.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие находится в норме.

Когда читаешь литературу из серии развивающих игр по мелкой моторики, то замечаешь что все игры разработаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Работая с детьми разного возраста, использую основной принцип дидактики: от простого к сложному.

Так например, дети младшего возраста выполняют «пальчиковые» упражнения в большинстве случаев одной рукой. Вот здесь, безусловно, нужна помощь педагога, чтобы помочь ребенку освоить выполнение упражнений двумя руками. Обязателен показ педагога с проговариванием текста.

Старшие дошкольники вполне могут справиться с различными пальчиковыми играми и упражнениями как с помощью взрослого, так и самостоятельно, разнообразив их словесным проговариванием, а также используя различные предметы.

Какие упражнения на развитие мелкой моторики рук я использую:

1. Запускать пальцами мелкие и крупные волчки.

2. Катать по очереди каждым пальцем мелкие камешки, бусинки, шарики.

3. Сжимать и разжимать кулачки (бутоны цветов).

4. «Ходим по столу» пальчиками.

5. Показывать отдельно каждый палец с названием (младший возраст).

6. Барабанить всеми пальцами по столу.

7. «Перемешивать» пальчики в воздухе.

8. Делать фонарики кистями рук.

9. Хлопать в ладоши тихо и громко.

10.Собирать пальчики в щепотку.

11. Нанизывать крупные бусины на нитку.

12. Наматывать проволоку или веревочку на свой палец.

13. Завязывать узлы на толстой бечевке, шнурки (старший возраст)

14. Застегивать пуговицы, молнии, заводить мех. игрушки ключиком.

15. Рвать бумагу на мелкие кусочки.

16. Массаж каждого пальчика в отдельности (СУ- ДЖОК).

17. Изображать пальчиками буквы и цифры (старший возраст).

18. Растирание палочек и карандашей между ладонями.

19. Выкладывание букв с помощью счетных палочек. И т.д.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, а также различные упражнения для развития мелкой моторики рук тесно связаны с направлениями в ФГОС.

Социально-коммуникативное направление:

Во время подготовки к сюжетно-ролевым играм (изготовление атрибутов), проведение общих игр со словами, дети учатся общаться между собой, помогают, подсказывают друг другу, это происходит как бы само собой, но в то же время повышается взаимовыручка и интеллектуальный уровень.

Речевое:

Речь детей становится более четкой ритмичной, яркой, развивается память, умение составлять предложения по картинкам, активизируется словарный запас, развивается звуковая культура речи.

Художественно-эстетическое:

Здесь очень большой потенциал для детей и педагогов. Это: рисование карандашами, восковыми мелками, различными предметами (одноразовые вилки, кусочки бумаги, маленькая детская обувь и т.д.), лепка из глины, пластилина, изготовление поделок из бумаги, природного материала.

Заштриховка различных фигур, как готовых, так и нарисованных детьми, работа с ножницами под присмотром взрослого.

На прогулке рисование палочками на песке и цветными мелками на асфальте.

Познавательное:

Дети развивают фантазию, придумывают различные новые движения, познают окружающий мир, с помощью пальцев рассказывают о своей семье. Играя в различные речевые игры, применяют артикуляционную гимнастику, конструктивные приемы, с помощью которых дети учатся находить что то новое.

Физическое:

Выполняя упражнения с мячом, гимнастической палкой, дети развивают не только мелкую, но и общую моторику. На зарядке обязательное произношение потешек, прибауток, небольших стишков вызывает у детей эмоциональный настрой.

Хочется также отметить три важных момента: Любые упражнения и игры будут эффективны только в том случае, если ими заниматься регулярно. По возможности меняйте и пополняйте развивающую среду в зависимости от интересов, возраста детей и сезонных явлений. Процесс развития мелкой моторики рук пойдет быстрее и веселее, если будете работать в тесном контакте с родителями и давать детям возможность проявлять самостоятельность.





Новые публикации

«Курочка Ряба». Старая сказка на новый лад

«Курочка Ряба». Старая сказка на новый лад Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.Предварительная работа: - подбор музыкального репертуара; разучивание прибауток, танца цыплят.Декорации:...

НОД по экспериментированию «Волшебница вода»

НОД по экспериментированию «Волшебница вода» Программные задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить значение ёе для всего живого. Развивать любознательность, мышление, речь детей...

Конспект НОД в младшей группе: «Бусы для куклы Кати» (рисование штампами из проб…

Конспект НОД в младшей группе: «Бусы для куклы Кати» (Рисование штампами из пробковых бутылок) {pdf=download/files/presentation/file549.pdf|90%|700|native}

Читайте также

НОД «Опыт с водой и льдом»

НОД «Опыт с водой и льдом»   Цель: Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы. Мальчик Саша: Добро...

Конспект НОД «Сорока-белобока кашу варила»

Конспект НОД «Сорока-белобока кашу варила» 2 младшая группа   Образовательная область «Познание». Задачи: 1. Поощрять исследовательский интерес, знакомить со способами обследования предметов (разных круп) (П). 2...

Конспект занятия: «Ребёнок и окружающий мир» с использованием нетрадиционной тех…

Конспект занятия: «Ребёнок и окружающий мир» с использованием нетрадиционной техники рисования. Тема: «Звёздное небо» (возраст детей от 2 до 3 лет...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

В блогах

На приеме у врача. Средняя группа.

Цель: обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «Больница», расширить представления детей о профессиях врача. Оборудование:  куклы, медицинские инструменты (термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик...

Весеннее оформление группы «Здравствуй, …

Государственное казённое учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» г. Ульяновск Автор работы:  воспитатель Стрельцова Жанна Юрьевна Весеннее оформление группы «Здравствуй, гостья Весна!» Весна идет-весне...

«Экологические акции в ДОУ как активная …

   Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность...

Межрегиональный фестиваль-конкурс твор…

    20 апреля 2019г. стартовал  Межрегиональный фестиваль-конкурс творческих коллективов «Звучи и пой, любимый город!», посвящённый 550-летию города Чебоксары.       Детский вокальный ансамбль «Стрижата» МАДОУ «Детский сад №200», корпус «Стрижи», музыкальный руководитель...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство