Образовательные возможности информационных технологий в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к экспозициям музея
Современные дошкольники значительно отличаются от предыдущих поколений. Они иначе воспринимают окружающий их мир, у них другие способы познания этого мира, интересы, игрушки. Причины этих различий заключаются, среди прочего, в том, что с самого рождения эти дети оказываются в информационной среде. Динамика изменений современного мира заставляет образование не только соответствовать, но и значительно опережать требования сегодняшнего дня. Завтра ребенку предстоит столкнуться с новыми реалиями: кардинального изменится предметная среда, сложатся иные модели социальной жизни, мир обогатится неизвестной пока информацией. И этот новый мир человеку предстоит открыть для себя заново, исходя из собственных возможностей и личностных запросов.
Именно в этом и состоит основная проблема современного образования: педагог сегодня должен заложить основы развития личности, реализоваться которой предстоит в будущем. А это означает, что акцент в образовательной политике должен быть сделан не на усвоение информации, а на способы ее получения и умения воспользоваться ею в различных ситуациях, обоснованно и ответственно принимая решения.
Новые приоритеты в образовании обуславливают обращение к развивающим моделям воспитания и обучения. Последнее предполагает создание условий, стимулирующих комплексное развитие изначально свойственных каждому ребенку характеристик, определяющих качество и динамику личностного роста: любознательности, пытливости, адаптивности, самостоятельности, эмоциональности, доверчивости и дружелюбия, воображения и фантазии, творческой активности.
В системе развивающего обучения все более важную роль играет культурная среда. Многочисленные материальные объекты культурного окружения – видимый, обоняемый, осязаемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека, – являются идеальным пространством, в котором индивидуальное развитие ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности самореализации.
Комплексное и непосредственное деятельное освоение культурного наследия — это сложное переплетение зрительной информации с эмоциями; логического и рационального с памятью и воображением; фантазии со здравым смыслом; проблем общих для всех с выбором индивидуальных путей их разрешения; версий, гипотез, предположений с аргументированным их обоснованием; значимости собственного опыта с ценностью опыта других. Именно поэтому культурная среда – то пространство, в котором ребенок получает возможность максимально реализовать свой природный личностный потенциал.
Однако сама по себе даже самая насыщенная культурная среда не гарантирует развитие. Приоритетной задачей педагога, работающего с культурным наследием, является превращение окружающей ребенка материальной среды в среду, способную оказывать развивающее воздействие на личность. Проблемой при этом является поиск эффективных средств и путей приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям человечества.
Ранее качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей ориентируется на новые цели, задачи, создание проектов. Ценностные задачи в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые культурно-образовательные проекты становятся результатом, как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска сотрудников. Важным становится разнообразие форм интерпретации аккумулированной в музее информации, а не ее односторонняя трактовка, что привело к повышению музейно-педагогической активности и возрастанию роли музейного проектирования.
Сегодня в коллекции художественных музеев входят произведения видео-арта, компьютерные инсталляции, для хранения, экспонирования и популяризации которых нельзя использовать традиционные приемы музейной работы. Проявляя демократическое внимание к разнообразной аудитории, современный музей искусства раскрывает свое пространство для новейших технологий. Опыт зарубежных музеев показывает, что интерес к их деятельности поддерживается за счет привычных и занимательных для детской аудитории средств. Российские же музеи во многом ориентируются в своей инновационной деятельности на взрослую аудиторию.
Рассматривая различные аспекты, информационных технологий как ресурса социально-культурной деятельности, в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к экспозициям Русского музея, необходимо отметить, что компьютеризация и развитие информационных технологий, проникающие практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносят свои коррективы и в подходы к формированию личности детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим современные культурно-педагогические технологии должны быть более гибкими, индивидуально-ориентированными. В этом направлении совершенно уникальные возможности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста представляет компьютер.
Средством адаптации молодежи к миру, насыщенному массовыми коммуникациями, информационными технологиями, способствует медиаобразование. «В последнее десятилетие XX века государственные стандарты медиаобразования приняты в США, Великобритании, Франции, Германии. В 2002 году медиаобразование получило официальный статус в России. Медиаобразование является неотъемлемой частью системы непрерывного образования и тесно связано с педагогикой, художественным воспитанием, искусствоведением, культурологией, историей, психологией».
Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей и педагогов в сфере просвещения. Возможность использования компьютера позволяет наиболее успешно стимулировать развитие способностей ребенка. Безусловно, одна из задач информационных технологий пробудить интерес и способности к восприятию экспозиций Русского музея, формированию личности ребенка.
Безусловно, следует учитывать особенности использования информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так как, ведущий вид деятельности дошкольников игра, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка. На текущий момент существует недостаточное количество компьютерных обучающих и развивающих программ, предназначенных для детей данного возраста по приобщению к экспозициям Русского музея.
Благодаря постоянно совершенствующимся информационным технологиям, у детей возникает желание общаться с экспозициями Русского музея. Следовательно, учитывая особенности восприятия, интересов и физические особенности старших дошкольников, информационные технологии способны повысить потребность приобщения к музейным предметам и объектам и посещение музеев будет возрастать.
Читайте также |
---|
Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы
Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного…
Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...