Организация индивидуально-дифференцированного подхода в работе по физическому воспитанию
В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних конечностей и нижних, происходит окостенение позвоночника. Учебное занятие по физической культуре - это организованная двигательная деятельность детей, направленная педагогом на обучение разным видам движений, развитие физических качеств и обеспечение их благоприятным уровнем двигательной активности.
Одним из условий успешной реализации проведения занятий по физической культуре является обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к детям,
Наблюдения за детьми показывают. Что одни из них непоседливы, хорошо ориентируются в групповой комнате, муз. зале, проявляют самостоятельность, жизнерадостны, другие - малоподвижны, медлительны, нуждаются в помощи. Одни опережают сверстников в овладении движениями. а другие, наоборот, отстают и требуют дополнительного внимания. Невольно возникает вопрос: здоров ли ребёнок? Каков уровень его физического и нервно-психического развития? Каковы его потребности и возможности? Какие условия необходимо создать, чтобы использовать его преимущества? Без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка не возможно его воспитание. Внимательное изучение каждого ребёнка позволяет нам:
- Представить картину развития его физических способностей и духовных сил;
- Выявить не только внешние, но и скрытые причины отклонений;
- Наметить программу воспитания и обучения;
- Правильно спланировать и организовать жизнь ребёнка в детском саду, поддерживая взаимосвязь с семьёй.
Знать ребёнка важно особенно при организации работы по физ. культуре. Занятия и закаливающие мероприятия требуют индивидуального учёта влияния их на здоровье ребёнка.
Использование физических нагрузок и закаливающих факторов без постоянного контроля и регулирования приводит к переутомлению, ослаблению сопротивляемости организма, а иногда к возникновению и развитию заболеваний.
Информацию о детях, мы стараемся собирать в специально заведённых документах в нашем саду, это «Паспорта здоровья», карты диагностики уровня усвоения физической подготовки, анализ пульсограмм физ. занятий ежемесячно по группам. Заполняют эти данные воспитатель, м/ сестра и руководитель д/с. Эта информация – важное подспорье в работе с детьми, анализ помогает планировать и анализировать работу по физическому воспитанию.
И в условиях группового воспитания на основе этого мы распределяем детей две основные подгруппы с учётом трёх критериев: уровень двигательной активности, состояние здоровья детей, их уровень физической подготовленности. В первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и достаточно хорошую физическую подготовленность.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие , дети имеющие некоторые морфо- функциональные нарушения), имеющие низкий уровень двигательной активности и слабую физическую подготовленность.
Установление двух подгрупп даёт нам возможность осуществлять индивидуально- дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объёму физической нагрузки, методам и приёмам в зависимости от подгрупп, не забывая при этом об индивидуальном подходе каждому ребенку.
В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задание, то им достаточно просто показать, выполняемого в среднем темпе движения. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. При этом всегда создаем спокойную доброжелательную обстановку на занятии.
Для каждой подгруппы мы делаем свой подбор игр и упражнений в основных видах движений. Так, детям с высоким уровнем двигательной активности предлагаем задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий. Для этих детей необходимы движения, способствующие развитию глазомера, силы и точности броска
(перебрасывание мяча через сетку, метание в цель и даль, прокатывание обруча или набивного мяча в ворота и др.). Детей с низким уровнем двигательной активности мы вовлекаем в более активную деятельность, предлагаем игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движения и выносливости, на быстрое переключения с одного движения на другое, пробежки с постепенным увеличением скорости и дистанции.
В своей работе я стремлюсь к осознанному восприятию движений. Осознанного выполнения детьми движений мы достигаем с помощью словесных методов (объяснение, описание, анализ, оценка), использование которых также зависит от индивидуальных особенностей детей. Например, при оценке движений мальчиков для них слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «ты была похожа на балерину», «у тебя самое бесшумные приземления».
В необходимых случаях в течении года мы планируем индивидуальные занятия. Планируем их течении всего дня в удобное время, тем самым стараемся приучать ребёнка к общению с воспитателем, поддержать в нём двигательную активность, помочь ему освоится в группе.
Показатели двигательной активности у детей различны. Мальчики по сравнению с девочками более подвижны. Поэтому при организации занятий по физкультуре, мы не всегда используем приём деления детей на 2 подгруппы, а для осуществления индивидуально- дифференцированного подхода ограничиваем или увеличиваем количество повторений или основных видов движений. Например, увеличение количества повторений прыжков на правой и левой ноге для мало подвижных детей. Проконсультировавшись с врачом, объём нагрузки снижаем в соответствии с функциональными возможностями у ЧБД или ослабленных, а так же у детей имеющих отклонения в здоровье.
Для мальчиков и девочек я так же усложняю тот или иной вид задания. Например:
- при ходьбе по гимн. скамейки мальчики идут по узкой стороне, девочки по широкой;
- мальчики спрыгивают, девочки сходят со скамейки;
- комплекс упражнений для девочек с лентами, мальчики с гантелями и т.д.
Таким образом, сочетание индивидуально-дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовки и достичь гармоничного физ. развития каждого ребёнка. Я убеждена, что занятия физическими упражнениями должны занимать в процессе образование одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков, и женственности у девочек.
И на основе правильно организованного в нашем д/с индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях по физо позволяет добиться снижения простудной и общей заболеваемости детей, улучшение их физ.состояния, улучшения уровня физической подготовленности, их положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом.
Читайте также |
---|
Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»
Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные: - формировать у детей...
«Добрые слова» занятие для детей старшей группы
«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...
«День здоровья»
«День здоровья» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая. - Все, кто хочет быть здоров Закаляйтесь вы со мной Утром бег и душ бодрящий Как для взрослых, настоящий На ночь...