Сайт для воспитателей детских садов



Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников

 


«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А.


Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающих внимание исследователей различных специальностей. Это является и одной из главных задач дошкольного воспитания.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе и решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющих основу творческой деятельности.
Формирование личности ребенка-это развитие разнообразных способностей, умений и навыков, которые проявляются непосредственно через творческую деятельность.
Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации
ребенок испытывает разнообразные чувства. Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа, открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражению в целом.
В наше время известны разные техники детского творчества, способы, приемы и направления. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Создание дополнительных образовательных услуг, в данное время стало неотъемлемой частью обучающего процесса. Одним из вариантов таких услуг является кружковая деятельность. Многие родители в силу своей занятости не могут уделять достаточного внимания развитию ребѐнка в этом направлении. Но в тоже время понимают необходимость развития в ребенке творческих способностей и охотно отдают детей на дополнительные занятия.
Задача активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники. Никитина А.В. также подчеркивает, что разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства –
радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. В каждой группе есть дети, которые стараются дополнить рисунок и работа становится неповторимой и уникальной. Задача педагога активизировать творческие способности детей, подвести ребенка к поиску новых способов художественного выражения.
Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, можно их представить в сводной таблице по возрастным категориям.

Возрастная группа Нетрадиционные техники
Вторая младшая – 3-4 года;
  • рисование пальчиками
  • рисование ладошками
  • рисование ватными палочками
  • печатание листьями
  • печать поролоном
  • оттиск печатками из картофеля
Средняя – 4-5 лет;
  • рисование свечой
  • печать пробками
  • тычок жѐсткой полусухой кистью
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель
  • волшебные веревочки
Старшая – 5-6 лет
  • кляксография обычная
  • кляксография с трубочкой
  • набрызг
  • гравюра
  • оттиск мятой бумагой
  • рисование песком
  • рисование мыльными пузырями
  • монотипия пейзажная
  • монотипия предметная
  • печать по трафарету
(пластилинография
Подготовительная – 6-7 лет.
  • тычок жесткой полусухой кистью
  • рисование по сырому
  • рисование солью
  • расчѐсывание краски
  • двойное примакивание кисти
  • батик
  • чѐрно-белый гратаж (грунтованный лист)
  • цветной гратаж
  • акварельные мелки
  • живопись шерстью

При успешном использовании в работе этих нетрадиционных методик можно ожидать следующих результатов:
- дети смогут применять на практике нетрадиционные способы изображения;
- могут различать цвета спектра и их оттенки, воображения, основные геометрические фигуры;
- у детей развивается мелкая моторика рук;
- формируется художественный вкус и чувство гармонии;
- формируются навыки самостоятельности;
- эмоционально – положительное отношение к деятельности.
Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами и техниками, непосредственно через творческую деятельность.

2019 03 06 192339





Новые публикации

Театральная гостиная для детей и родителей старшей группы

Театральная гостиная для детей и родителей старшей группы Звучит музыка или песня про театр. Родители и дети заходят в музыкальный зал...

Познавательно-игровое занятие для детей старшей группы, посвященное Дню Космонав…

Познавательно-игровое занятие для детей старшей группы, посвященное Дню Космонавтики Слайд 1 песня «Покорители». Дети заходят в зал рассаживаются. Слайд 2 - космосСегодня в...

Развлечение для детей и родителей старшей группы «Поиграем в театр»

Развлечение для детей и родителей старшей группы «Поиграем в театр» Танец - вход «Если друг не смеется». Здравствуйте, дорогие друзья. Мы очень рады, что...

Читайте также

Педагогический проект на тему: «В мире вежливых слов и добрых поступков»

Педагогический проект на тему:«В мире вежливых слов и добрых поступков»   Время проведения С 24.01.2011 по 04.02.2011 Название проекта : «В стране вежливых...

Заботливый воспитатель

Заботливый воспитатель   Придя в детский сад работать, воспитатель сначала не понимает, что ребенок ждет от него внимания, защиту, заботу. Через какое-то...

Конспект ООД по английскому языку «Summer is coming!» «Наступает лето!»

Конспект ООД по английскому языку «Summer is coming!» «Наступает лето!» В старшей группе   Цель: формирование у детей коммуникативной компетенции и представления о временах года. Задачи: - автоматизировать...




Комментарии

  • Светлана
    Большое спасибо ! Очень хорошо составлен перспективный план , хорошо подобраны темы.

    Подробнее...

     
  • aleksei.semerinov
    Спасибо. Все очень здорово!

    Подробнее...

     
  • Нели
    Супер материал, спасибо

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Учебный год позади и теперь самое время заняться с детьми творчеством,увл ечь их чем то интересным. И ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    огромное спасибо , отличные рекомендации , буду использовать в работе , спасибо за помощь , кратко ...

    Подробнее...

В блогах

Сценарий выпускного в детском саду.

Сценарий выпускного праздника «Наши дети — Лучше всех!» — 2019 Звучит торжественная музыка, в зал заходит Ведущий. Ведущий: Сегодня праздник удивительный! Он не простой, он заключительный! Для всех, кто в школу собирается...

Конспект

Цель: Показать новые способы оформления работы при лепки используя цветной песок.                                                                                                   Программное содержание: Образовательные задачи: Расширять знания о домашних птицах. Закреплять умение составлять несложную сюжетную композицию из однородных объектов. Формировать...

Игра "Послушные цепочки"

Данная игра нацелена развивать мелкую моторику рук.Задачи игры: учить выкладывать простые схематичные изображения предметов; развивать воображение и творчество, пространственные расположения; воспитывать терпение и усидчивость.Для того, чтобы сделать такую игру своими...

"Лето и безопасность детей" (б…

Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы. Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство