Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации

 

О.О. Кузнецова

Студентка группы ФДНО-2ДО

факультет дошкольного и начального образования,

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский

Государственный университет им. Н.И. Лобачевского

(Арзамасский филиал) г. Арзамас.

 

Научный руководитель:

Е.А. Жесткова

кандидат филологических наук, доцент,

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский

Государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Арзамасский филиал), г Арзамас.

 

Аннотация. В статье исследуется важность развития речи детей старшего дошкольного возраста для обеспечения эффективности их социальной адаптации. Прослеживается взаимосвязь процесса развития речи детей с особенностями их деятельности. Рассматривается речевое общение как основное условие познания ребенком окружающей действительности.

Ключевые слова: речевое общение, социальная адаптация, общение, коллектив, дети.

Abstract. The article studies the importance of speech development in preschool children to ensure the effectiveness of their social adaptation. The interrelation of process of development of speech of children with features of their activity is traced. Speech communication is considered as the main condition for the child's cognition of the surrounding reality.

Keywords: speech communication, social adaptation, communication, team, children.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Возникает проблема социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что требует речевого общения между ними.

В то же время, период старшего дошкольного возраста характеризуется высокой чувствительностью детей к усвоению речи. Причем, если к 5-6 годам ребенок не достигнет необходимого уровня владения родным языком, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества и т.д. Полноценное общение ребенка требует не только владения правильным звукопроизношением, обладания связной речью, но и умения выражать свои мысли эмоционально, выразительно и т.д. Все это делает важным изучение развития речи детей старшего дошкольного возраста как средства социальной адаптации.

Одним из основных условий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста являются позитивные взаимоотношения между детьми в группе ДОУ. Быстрая адаптация детей произойдет в том случае, если детский коллектив характеризуется благоприятной дружеской атмосферой, заботой друг о друге, психологическим комфортом. Посредством контактов со сверстниками ребенок учится восприятию окружающих людей, оценке самого себя, что представляет собой необходимое условие социальной адаптации личности. Установление контактов между детьми, в свою очередь, требует владения ими связной речь, характеризующейся выразительностью, умением выразить свои мысли и т.д. И.В. Белокопытова обращает внимание на то, что именно в процессе развития речи, педагоги учат детей разговаривать на определенные темы, высказывать свою точку зрения касательно вопросов, которые ставит взрослый и т.д. [1, с. 89].

Организуя речевое общение между детьми старшего дошкольного возраста, педагоги стимулируют активность детей в части составления рассказа о своих новостях другим детям; привлекают внимание детей к тому, что говорят и какие мнения высказывают другие дети, побуждая их тем самым к высказываниям. В процессе речевого развития дети учатся рассказывать сверстникам о том, что они увидели на улице; грамотно отвечать на вопросы других детей; высказывать свое мнение касательно увиденных явлений ит.д. Все это способствует успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Напротив, в том случае, если ребенок имеет проблемы в развитии речи, у него затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. Наличие активного диалогического общения между детьми, использование разнообразных средств общения в зависимости от конкретной ситуации, включение интонационной стороны речи, являются необходимыми условиями для их успешной социальной адаптации.

На взаимосвязь успеха социальной адаптации детей, в том числе, старшего дошкольного возраста, и уровня развития их речи, что определяет особенности их взаимоотношений в коллективе, а также со взрослыми, обращают внимании такие ученые, как С.Б. Думов, С.Ю. Прачук [3, с. 197]. Отмечается, что посредством речевого общения, контактируя со сверстниками, у ребенка «формируется умение воспринимать и адекватно оценивать как самого себя, так и других детей», адекватно соотносить свои потребности и желания с потребностями и желаниями детского коллектива [3, с. 197]. В свою очередь, данное умение представляет собой необходимое условие успешной социальной адаптации ребенка, что объясняется следующим:

- в случае совпадения направленности личности ребенка (его потребностей и желаний) с социально-психологическими условиями коллектива, результатом чего становится формирование благоприятной дружеской атмосферы, социальная адаптация ребенка проходит успешно;

- в случае не совпадения направленности личности ребенка с социально-психологическими условиями коллектива, социальная адаптация ребенка проходит успешно, наблюдается возникновение ситуации психологического дискомфорта.

Важная роль в процессе социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста отводится формированию речевого этикета ребенка. Речевой этикет представляет собой выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для правил поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста тесно связано с особенностями их деятельности и общения. В данном возрасте совершенствуется практическое употребление речи ребенка в общении с другими людьми. В то же время, как отмечает О.Е. Кондрашина, «на основе речи перестраиваются психические процессы» [4, с. 72]. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются способностью активного участия в беседе. Они могут давать достаточно полные и точные ответы на вопросы, поправлять ответы других детей, формулировать вопросы и т.д. Тем самым возникает диалог между детьми, определяемый сложностью задач, которые дошкольники решают, осуществляя совместную деятельность, что, в свою очередь, способствует успешной социальной адаптации детей.

Н.И. Левшина и Л.В. Градусова отмечают, что одной из функций речи является функция сообщение информация, обеспечения социальной связи, что обеспечивает формирование мысли. С развитием речи осуществляется перестройка всех психических процессов ребенка, «которые достигают уровня произвольного, сознательного функционирования» [5, с. 188].

Речь представляет собой непременное условие и необходимый компонент осуществления любой деятельности. В процессе развития речи у детей старшего дошкольного возраста, развивается социальная и многоплановая их совместная деятельность со сверстниками и взрослыми. По мере усложнения деятельности ребенка, каждый этап его развития характеризуется возникновением все большего количества задач, решение которых требует осуществления речевой коммуникации. У детей происходит постепенное формирование средства, приемов и способов коммуникации; увеличение потребностей в речевом общении, вследствие чего развиваются умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации.

О.А. Бизикова обращает внимание на то, что речевое общение способствует развитию познавательной деятельности ребенка, и, «проходя через призму его личностных качеств, формирует внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду и строит с ней стиль общения в широком смысле этого слова» [2, с. 26]. Все процессы воспитания и обучения при этом отличаются выраженной коммуникативной природой. Речевое общение в процессе общения сочетается с коммуникаций, соответствующей структурой общества и господствующими в нем межличностными отношениями.

Реализация дидактических и воспитательных функций посредством речевого общения определяет весь характер психического развития и социального становления формирующегося человека, тем самым способствуя социальной адаптации, в частности детей старшего дошкольного возраста. Осуществление данного процесса происходит на протяжении всей жизни, постепенно совершенствуясь, изменяясь под воздействием «воздействием развивающихся рефлекторных свойств личности и различных ситуаций общения» [2, с. 39].

А.И. Хаустова, занимаясь исследованием взаимного психического влияния людей друг на друга в ходе общения, рассматривает его в качестве основного условия социализации личности. Общение выступает как механизм объединения людей в группы, при этом, «чем оно разнообразнее и богаче, тем успешнее осуществляется развитие личности» [6, с. 614]. Речевое общение, основной формой реализации которого является диалог, таким образом, выступает как основное условие познания человеком действительности, формирования его как личности и адаптации в обществе.

Процесс сообщения, являющийся основным условием социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста, требует о ребенка таких умений, как:

- слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;

- формулировать в ответ собственное суждение;

- правильно выражать его средствами языка;

- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

- поддерживать определённый эмоциональный тон;

- следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать нормативность, и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Речевые умения, формирующиеся спонтанно, оказываются недостаточно сформированными для перехода на новый вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста – учебную деятельность. Все это требует осуществления работы по речевому развитию ребенка.

Таким образом, развитие речи обеспечивает активное общение между детьми, которое, влияет на уровень развития социальной адаптации ребенка, на способность вступать во взаимоотношения с окружающими, усваивать культуру и нормы, принятые в обществе. Посредством речевого общения у ребенка формируется умение воспринимать и адекватно оценивать как самого себя, так и других детей, адекватно соотносить свои потребности и желания с потребностями и желаниями детского коллектива. В процессе развития речи у детей развивается социальная и многоплановая их совместная деятельность со сверстниками и взрослыми. Следовательно, развитие речи является необходимым условием социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Список использованных источников и литературы.

1. Белокопытова И.В. Социальная адаптация старших дошкольников в процессе речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации / И.В. Белокопытова // Детский сад от А до Я. – 2018. - № 2. – С. 89-92.

2. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учебное пособие / О.А. Бизикова. – Нижневартовск, 2014. – 235 с.

3. Думов С.Б. Теоретические основы социальной адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий / С.Б. Думов, С.Ю. Прачук // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 196-197.

4. Кондрашина О.Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – т.118. -№ 2. – С.72-76.

5. Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 188-192.

6. Хаустова А. И. Социально-психологическая адаптация / А.И. Хаустова // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 614-617.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Показатели умственного развития дошкольника

Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...

Читайте также

Проект «Быть здоровым – здорово!!!» (Краткосрочный)

Проект «Быть здоровым – здорово!!!»(Краткосрочный) Средняя группа Актуальность. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей…

Методическая разработка «Интерактивная дидактическая игра «Где спрятались игрушки?" для детей младшего дошкольного возраста» Проблема: мою группу посещают дети с ограниченными возможностями...