Вокальная работа с одарёнными детьми в дошкольном учреждении

1Аннотация: В статье обобщаются некоторые инновационные положения из опыта работы по выявлению и развитию вокальных способностей детей в дошкольном учреждении. Раскрываются методы, формы и приёмы работы, направленные на формирование одарённой личности, а также эффективность совместной работы педагога с воспитателями и родителями.

Annotation: Тhe article summarizes some innovative provisions of the experience in the identification and development of vocal abilities of gifted children in preschool. The article reveals the methods, forms and methods of work aimed at the formation of a gifted personality, as well as the effectiveness of joint work of the teacher with teachers and parents.

Вокальная работа с одарёнными детьми в дошкольном учреждении.

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Оно способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения. Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни музыкальные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Для выявления музыкальных способностей одарённых детей используются следующие критерии:

Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу. Это кружок «Хрустальные колокольчики». Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих проявлений у одарённых детей.

Задачи:

- расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;

- организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;

- совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;

- формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;

- развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Программа состоит из 2-х разделов, соответствующих возрастным группам дошкольников и рассчитана на 2 года обучения. В первый год (дети 5-6 лет) дети знакомятся с понятиями звук, дыхание, интонация, осваивают основы вокально-певческой постановки корпуса, дыхательной гимнастики, дикции и артикуляции. Во второй год (дети 6-7 лет) закрепляют полученные навыки, а также знакомятся с основами музыкальной грамоты - нотный стан, тембр, лад, динамика.

Для успешного образовательного процесса используются следующие методы:

1. Системность занятий.

2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.

3. Разнообразие музыкального репертуара и его постепенное усложнение по сравнению с типовой программой.

4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.

5. Креативность и эмоциональность педагога.

6. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)

7. Преемственность в работе с другими специалистами.

8 . Связь с семьей.

Приёмы:

- игры, этюды и упражнения, формирующие творческий подход к музыкальной деятельности;

- просматривание видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей с исполнителями в разных видах музыкальной деятельности;

- сольные выступления или ведущие роли на детских праздниках и развлечениях;

- приём наглядности при НОД с группой детей;

- участие в конкурсах детского творчества

- знакомство с педагогами и учащимися ДМШ /экскурсии, концерты)

- беседа с родителями с целью рекомендации детских творческих студий,

коллективов и ДМШ.

Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий применяются и варьируются в зависимости от уровня развития музыкальной культуры детей. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Структура занятия:

1. Распевание. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.

4. Заключительная часть. Работа над выразительным артистичным исполнением. Музыкальные игры.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

- пения естественным звуком без напряжения;

- чистого интонирования в удобном диапазоне;

- пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

- слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

- слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

- самостоятельно попадать в тонику;

- эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

- чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, различные по тематике и должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Наблюдение за развитием музыкальных способностей детей позволяет планировать желаемый результат.

Планируемый результат:

- стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);

- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

- стремление передавать характер песни, умение исполнять связно, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

- умение исполнять длительности и ритмические рисунки;

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе, а так же понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости.

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».

Хоровое пение дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами. Народные и лирические, военные и шуточные, патриотические и игровые песни способствуют формированию человека доброго, отзывчивого, гуманного, пробуждают у детей чувство товарищества, сопереживания, гордости за Родину, любви к природе. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства.

Литература.

  1. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса.// Белгород, 2006. С.156
  2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети.// Москва, 1991. С.376
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.// — М., 1991. С.79
  4. Кирюшин В.В. Эмоционально-образный анализ развивающих песен.//Москва, 2010. С.65
  5. Матюшкин A . M . Загадки одаренности.// М.,1992 . С.127
  6. Плужников К.И. Механика пения. Принципы постановки голоса.//Санкт-Петербург, 2004. С.87
  7. Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса// (методическая разработка). Санкт-Петербург, 2002г. С.65


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема:…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема: Звук [з] Цель занятия: постановка звука [з]. Задачи занятия: постановка звука [з] путем...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы ученые»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы ученые»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...

Читайте также

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей

Сценарий концерта ко Дню Защиты Детей Ведущий: Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте!Мы рады приветствовать вас!Как много светлых улыбокМы видим на лицах сейчас.Сегодня праздник нас...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица»

Конспект НОД в средней группе на тему «Моя Улица» Цель: Формирование познавательной активности. Задачи: Обучающие: • закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего...