Сайт для воспитателей детских садов



Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.

Г.Х. Андерсен.

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея моей работы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, с помощью сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Сказка доступна пониманию дошкольника, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость. Наблюдая за детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации многие не могут. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Я задумалась над проблемой: как сформировать нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства. Я вижу свою задачу как педагога в том, чтобы помочь ребёнку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, через активное включение сказки в работу. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

В своей работе поставила цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
  2. Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
  3. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
  4. Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
  5. Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый распространённый метод - это чтение, т.е. дословная передача текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Также существуют различные приёмы формирования восприятия сказки:

Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Это выборочное чтение. Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. В данном случае, полезно использовать плоскостной, пальчиковый, теневой театр. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Она способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Ещё существует такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:

1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

3) Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Эти формы работы позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.

4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Эти превращения детей в героев сказок способствуют не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко».

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств, посредством сказки, необходимо проводить совместно с родителями.

Этапы работы по теме: начальный, основной, итоговый и их содержание: Начальный этап. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста». Постановка целей и задач по данной теме. Вызвать интерес детей и родителей к теме. Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом. Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями: чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и анкетирование для родителей. Русские народные игры - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота».
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что 
потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», 
«Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», 
«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку».
Загадки о сказках.
Пальчиковые игры по мотивам сказок.
Физминутки по сказкам. Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам».
Совместная деятельность воспитателя с детьми: Знакомство детей со сказкой: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Финист – ясный сокол», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце», «Соловей и воронёнок», «Ёж» и другие - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Совместная деятельность воспитателя с родителями: провести родительское собрание (познакомить с предметно-развивающей средой группы), информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 6-го года жизни. Информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра - викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».

Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.

Совместно с родителями пополнить театральный уголок различными видами театра.

Итоговый этап. Привлечение родителей к оформлению участка: поделки изготавливаются из пеньков и бросового материала - знакомые детям герои сказок. Проводить театрализованные спектакли и игры, развлечения с детьми и родителями. Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я получила в своей работе результат: дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, стали не бояться выбирать в игре любую роль. Детям было интересно, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, дети стали больше любить слушать сказки в исполнении педагога, рассматривать иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием сейчас разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.

Список литературы:

  1. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. - М., 2012
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 2012
  3. Белобрыкина О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов - М., 2011
  4. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей /Костелова Л.Д. - М., 2012
  5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010
  6. Гербова В. В., Ильчук Н. П. «Книга для чтения в детском саду и дома», М., 2015
  7. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003
  8. Калунина Е. С. «Воспитание сказкой» // Ребёнок в детском саду (журнал). – 2002 - №5 – с.73.
  9. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок - М., 2011
  10. Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Воспитание нравственных качеств у детей» - М. 2007




Новые публикации

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Настольная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Вершки и корешки» Дидактическая игра «Вершки и корешки» разработана для самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности...

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные...

Читайте также

Занятие «Белоствольная красавица»

Занятие «Белоствольная красавица» Программные задачи: Познакомить детей с внешними особенностями берёзы. (Рассмотреть внешний вид дерева: ствол, ветви, строения листьев, плоды). Расширять представления детей об...

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Солн…

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группеТема: «Солнышко и дождик» Образовательная область: Речевое развитие. Тип занятия: закрепление ранее приобретённых...

Конспект НОД в первой мл. группе развитие продуктивной деятельности - рисование…

Конспект НОД в первой мл. группе развитие продуктивной деятельности - рисование Тема: «Подарок петрушке» Программное содержание: Учить детей рисовать тампонами, ритмично наносить пятна в...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

Яблочный спас. Народные традиции.

Яблочный Спас. Народные традиции. Беседа с детьми старшей группы Цель. Познакомить детей с народными традициями.Добрый день ребята! Август — это время преображения в природе. Он богат православными праздниками. Главными являются три Спаса —...

Развитие творческих способностей у младш…

Процесс развития творческих наклонностей и талантов у малышей дошкольного возраста проходит достаточно быстро. Задача родителей – не пропустить этот важный момент и уловить, к чему именно у малыша есть талант...

Проект "Лекарственные растения…

Проект «Лекарственные растения» Тип проекта: исследовательский. Длительность проекта: с 01.07. - 31.07. 2019г. Возрастная группа: средняя Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители. Цель проекта: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах. Задачи: Расширять и формировать...

ЛЭПБУК «МОЯ ПОДРУЖКА РЕЗИНОЧКА»

Для детей от 3 до 7 лет по образовательной области «Социально коммуникативное и физическое развитие» Лэпбук содержит необходимый систематизированный материал по теме «Дворовые игры» и помогает быстро и эффективно усваивать новую...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство