Сайт для воспитателей детских садов



Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей, на сегодняшний день, вопрос актуальный, т.к. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов развивать, любознательность и познавательную мотивацию. Им необходимо сформировать у будущих выпускников детского сада ключевые качества, как творчество и способность к поиску знаний.

Главное в работе с дошкольниками - это ориентировка на возможности развития интереса, направленное на изучение окружающего мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Поэтому, организовать детскую исследовательскую деятельность необходимо с младшего дошкольного возраста. Для них характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. То есть детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.

Наблюдая за детьми, следует обратить внимание на то, что у детей младшего возраста недостаточно сформирована познавательная активность, Такая несформированность отражается на развитии речи, логического мышления, памяти, внимания. Дети не всегда активно проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Поэтому педагогическую деятельность следует строить на проведение целенаправленной систематической работы с использованием детского экспериментирования.

Для достижения цели следует решать следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по детской поисково–экспериментальной деятельности;

2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с программными требованиями;

3. Расширить представления детей об окружающем мире;

4. Развивать связную речь и активный словарь в процессе экспериментальной деятельности;

5. Побуждать детей к рассуждению, учить задавать вопросы и обращаться с просьбами;

6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов и детских исследований;

7. Обогащать детский опыт.

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» и изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути осуществления будущей работы по данной проблеме.

На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно-пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в группе мы создали экспериментальный центр, в его оснащение вошли:

- лупы, ведёрочки, мерные стаканчики, песок, камешки, ракушки, детские книги с иллюстрациями о жизни животных, настольные игры, семена растений, гербарии и многое другое.

Групповое пространство мы спланировали удобным для самостоятельного выбора и принятия решении и открытий. При этом среда развивала детскую инициативу и предоставила возможность для проявления творчества и экспериментирования. Все это позволило сформировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления в деятельности.

На втором этапе работы мы разработали перспективное планирование по экспериментальной и исследовательской работы на учебный год. В основу взяли календарно-тематическое планирование для второй младшей группы.

Систему работы выстроили из взаимосвязи трех основных блоков:

- непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;

- совместная деятельность педагога, родителей и детей;

- самостоятельная деятельность детей, которая способствует активной познавательной деятельности.

Непосредственно-образовательную деятельность, построенная на принципах развивающего обучения, направлена она на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления и творческих способностей.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши были заинтересованы и для поддержки активности мы использовали специальные развивающие игры.

Экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками вызвали восторг у детей. У них возникло желание обследовать сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. В таких играх и экспериментах дети приобрели опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые использовались на занятиях и в совместной деятельности способствовали стимулированию к поисково-познавательной работе.

В развитии познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста мы придерживались некоторых правил и принципов:

- не заставляли ребенка играть, а создали условия для возникновения интереса к игре;

- не запрещали детям активно двигаться;

- поощряли детскую инициативу;

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста являются проведение простых опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается в следующем:

во-первых, в характере решаемых задач опыты доступны детскому пониманию и способствуют развитию познания;

во-вторых, в процессе проведения опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, в такой работе используется обычные бытовые предметы и игровое оборудование

Такая образовательная деятельность с применением опытов способствует удовлетворению познавательных интересов детей, поиску и умению анализировать, сравнивать и делать маленькие, но очень важные открытия малышам.

В нашей практике, по изучению свойств воды, глины, воздуха, мы широко используем дидактические игры.

При помощи игр «Чистые ручки» и «Наш помощники», дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Знакомясь со свойствами песка, мы играли в игру «Испечем пирожки и пирожное». Дети в процессе лепки из сухого и мокрого песка подводили итоги о том, как сухой и мокрый песок принимают форму. А при проведении дидактической игры «Следопыты», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети пытались поймать воздух в полиэтиленовые пакеты, и убеждались в том, что воздух прозрачен и невесом. В игре «Буря» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода выталкивает воздух. А игра «Мой веселый звонкий мяч» способствовала пониманию того, что в мяче тоже находится воздух.

Во время занятий с камнями мы проводим игры «Легкий - тяжелый» и «Какой формы камешек?», на которых дети получили представления о том, что камни имею разный веси имеют разнообразную форму.

При помощи опытов с бумагой дети узнали, что она легкая: ее можно скомкать, подуть на неё, и она может сдвинуться с места, бумага тонкая и может рваться и прочее.

Игры-эксперименты способствуют сенсорному развитию детей, расширяют кругозор, углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

В работу по развитию познавательных интересов мы подключили родителей наших малышей. Они охотно приняли наши советы и рекомендации и включились вместе с нами в увлекательную игру по экспериментированию.

Совместные усилия родителей и педагогов детского сада помогли добиться положительного результата в воспитании у дошкольников познавательных интересов к окружающему и развить их сенсорный опыт.

У ребят повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их развития в целом.





Новые публикации

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Настольная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений «Вершки и корешки» Дидактическая игра «Вершки и корешки» разработана для самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности...

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные...

Читайте также

Занятие «Белоствольная красавица»

Занятие «Белоствольная красавица» Программные задачи: Познакомить детей с внешними особенностями берёзы. (Рассмотреть внешний вид дерева: ствол, ветви, строения листьев, плоды). Расширять представления детей об...

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Солн…

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группеТема: «Солнышко и дождик» Образовательная область: Речевое развитие. Тип занятия: закрепление ранее приобретённых...

Конспект НОД в первой мл. группе развитие продуктивной деятельности - рисование…

Конспект НОД в первой мл. группе развитие продуктивной деятельности - рисование Тема: «Подарок петрушке» Программное содержание: Учить детей рисовать тампонами, ритмично наносить пятна в...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

Яблочный спас. Народные традиции.

Яблочный Спас. Народные традиции. Беседа с детьми старшей группы Цель. Познакомить детей с народными традициями.Добрый день ребята! Август — это время преображения в природе. Он богат православными праздниками. Главными являются три Спаса —...

Развитие творческих способностей у младш…

Процесс развития творческих наклонностей и талантов у малышей дошкольного возраста проходит достаточно быстро. Задача родителей – не пропустить этот важный момент и уловить, к чему именно у малыша есть талант...

Проект "Лекарственные растения…

Проект «Лекарственные растения» Тип проекта: исследовательский. Длительность проекта: с 01.07. - 31.07. 2019г. Возрастная группа: средняя Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители. Цель проекта: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах. Задачи: Расширять и формировать...

ЛЭПБУК «МОЯ ПОДРУЖКА РЕЗИНОЧКА»

Для детей от 3 до 7 лет по образовательной области «Социально коммуникативное и физическое развитие» Лэпбук содержит необходимый систематизированный материал по теме «Дворовые игры» и помогает быстро и эффективно усваивать новую...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство