Сайт для воспитателей детских садов






Психо-эмоциональная подготовка старших дошкольников к школе

История исследования психоэмоциональной подготовленности детей, к поступлению в школу, уходит корнями в начало XIX века. Ретроперспектива, проведенная на основе психолого-педагогической длитературы, позволяет говорить о том что в этом периоде уже определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания.

Старший дошкольный возраст обусловлен серьезными изменениями в личности ребенка, формируются коммуникативные навыки, ускоренными темпами возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а, следовательно, и новые побуждения к все более разнообразным видов деятельности. Психоэмоциональная готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития личности в период дошкольного детства. Необходимо отметить, что успешность обучения ребенка, во многом зависит от уровня подготовки его к обучению в школе.

При этом, необходимо отметить, что подготовка ребенка к школе включает формирование у нее готовности к принятию новой социальной роли — школьника, что выражается в серьезном отношении ребенка к школе вообще и к учебной деятельности и учителя, в частности. Отмечается, что личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли им общаться с одноклассниками и учителями. Отметим то, что если наиболее адекватными и специфическими для учения являются познавательные мотивы, то социальная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми, обеспечивающими процесс обучения.

Согласно выводам Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте ведущей является игровая мотивация. Это необходимо учитывать при организации образовательно-воспитательного процесса. При этом, шестилетий ребенок способен расставлять приоритеты, при необходимости может приложить усилия для того чтобы — убрать игрушки, выучить стихотворение, оказать помощь близкому. Следовательно, в этом возрасте необходимо развивать способность при необходимости действовать по моральным мотивам, отказываясь от того, что непосредственно привлекает.

Отмечается, что чертой, которая отличает волевую регуляцию поведения младшего школьника, является характер его отношения к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

В контексте описываемой проблемы, А.Г. Стригунова считает, что психоэмоциональная готовность к школе является необходимым и достаточным уровнем психоэмоционального развития для овладения школьной программой обучения в группе сверстников.

Личностная готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребёнка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Ребёнку необходимо уметь вступать в общение и с учителем, и со сверстниками. Развиваются такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок является членом детского общества и совместно действует с другими детьми.

Семья, в становлении нового качества личности будущего школьника, должна придерживаться уважительной позиции к новому статусу, давая понять ребенку, что учебная деятельность, на этом этапе, более значима чем игровая. Таким образом семья и педагоги готовят ребенка новому ведущему виду деятельности - учению.

Ребёнку необходимо обладать следующими навыками:

  • понимать и принимать задачу, ее цель;
  • спланировать свою деятельность;
  • подбирать средства для достижения цели;
  • преодолевать трудности, достигая результата;
  • оценивать результат деятельности;
  • принимать помощь взрослых;
  • правильно оценивать себя и свое поведение.

Объективно, перечисленные выше качества личности ребёнка, способствуют быстрой адаптации к новым социальным условиям школы.

Таким образом, в структуре готовности к школьному обучению мы раскрываем уровни развития различных психоэмоциональных компонентов, которые являются наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности и успешного вхождения ребенка в новую социальную среду. При этом требуется отметить, что в структуре формирования личностной и психологической готовности, необходимо особое внимание уделить формированию чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

В свете вышесказанного, можно остановиться на таких рекомендациях для педагога, а именно — педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

  • устойчивости чувств;
  • глубины чувств;
  • осознания причин появления тех или иных эмоций;
  • проявления высших чувств:
  • эстетических, нравственных, познавательных;
  • эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

В развитии эмоциональной готовности может помочь:

  • использование примеров из сказок, рассказов;
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
  • постановка сказок детского театра;
  • сочинение историй;
  • игровые технологии;
  • рассматривание картин, рисунков, фотографий;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • использование элементов психогимнастики.

Следует отметить важность работы с родителями, так как большинство родителей считают, что решающими навыками, которые необходимы детям для того, чтобы успешно начать обучение в школе, является умение читать, считать, правильно держать ручку и хорошо отвечать на поставленные вопросы. То есть, на первое место выносятся те умения и навыки, свидетельствующие о развитии когнитивной сферы ребенка. При этом, необходимо донести до родителей тот факт, что если не уделять должного внимания психоэмоционльной и социальной готовности ребенка, то это, в перспективе, значительно ухудшит его успешность и удовольствие от посещения школы.

Родители должны понимать, момент когда ребенок идет в школу — это большое изменение в его жизни и в жизни родителей. Родители переживают смешанные чувства — радуются тому, что ребенок повзрослел и перешел на следующую ступень своей жизни, при этом им печально от того, что ребенок становится более независимым и несколько отдаляется от них. Для работы с родителями можно отметить такие направления как:

  • Совместная экскурсия в школу;
  • Круглые столы с представителями общеобразовательных учреждений;
  • Консультации с психологом ДОУ по результатам психологической диагностики психоэмоциональной готовности к школе;
  • Предложить родителям ознакомиться со школьными учебниками, показав ребенку основы предметов, это поможет снять опасения ребенка о том, что он чего-то не будет знать и будет не готов к школьной нагрузке;
  • Важно привить ребенку самостоятельность в вопросах личной гигиены;
  • Необходимо давать ребенку поручения (под контролем взрослого) такие как покупка хлеба, оплата проезда в транспорте, спросить дорогу — это значительно повысит коммуникативную активность и социализацию ребенка;
  • Установить с ребенком доверительные отношения, не позволяя ребенку замыкаться на своей проблеме (в этом могут помочь занятия в ДОУ совместно с родителями).

Каждый ребенок индивидуален, и работа с ним представляет собой особый индивидуальный план родителя и педагогов ДОУ. При этом необходимо точно понимать, что предпосылки психологических качеств, составляющих психоэмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.

Литературные источники

  1. Венгер А. Л. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе. — М.: Ваклер, 1994. — 112 с. Венгер А. Л. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 24
  2. Гудач А.А. «Проблема готовности детей к школе» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-problema-gotovnosti-detey-k-shkole-1465170.html
  3. Дудниченко Е.В. Психологическая готовность ребёнка к школе [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-psikhologhichieskaia-ghotovnost-riebionka-k-shkolie.html
  4. Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9901
  5. Маркушева М.Е. Психологическое развитие детей дошкольного возраста [Текст] / М.Е. Маркушева // Дошкольная педагогика: журнал. — 2013. — №3. — С. 20-23.
  6. Стригунова А. Г. Психологические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1290-1293. — URL https://moluch.ru/archive/114/29843/
  7. Стригунова А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1296-1299. — URL https://moluch.ru/archive/114/30046/ (дата обращения: 29.10.2018).
  8. Шубина Е.А. Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/21/gotovnost-detey-podgotovitelnoy-gruppy-k-obucheniyu
0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

17-01-2019 Просмотров:8 Проектная деятельность в детском саду Архипова Мария Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №4" г. Калачинск - avatar Архипова Мария Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №4" г. Калачинск

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть своя природа, свои традиции и свой быт. Нужно показать ребенку...

Опыт работы по развитию познавательных и…

17-01-2019 Просмотров:18 Статьи Ершова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок» (МБДОУ детский сад «Петушок»), Горномарийский район - avatar Ершова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок» (МБДОУ детский сад «Петушок»), Горномарийский район

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой...

Конспект фронтальной ООД по обучению гра…

17-01-2019 Просмотров:21 Логопеду Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей - avatar Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и четкого произношение звуков [с-сь]; закреплять умение давать характеристику звукам; учить детей...

Развитие творческих способностей детей д…

17-01-2019 Просмотров:28 Методические разработки Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ - avatar Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель. Введение Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.   Формирование...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Интегрированное занятие по ознакомлению …

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях города Саки; учить составлять карту города и рассказывать о своем городе. Учить изменять слова в уменьшительно - ласкательной форме, отвечать на вопросы сложносочененными предложениями...

Родительское собрание

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Итоговое родительское собрание в старшей группе     Цель: Познакомить родителей с итогами воспитательно- образовательной работы за 2017-2018 уч.год. Вот и стали мы на год взрослее, прошел и этот учебный год. Впереди нас...

Круги Луллия как средство активизации ре…

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

     В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» -...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО …

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки. Научиться понимать их важность...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство