Психо-эмоциональная подготовка старших дошкольников к школе

История исследования психоэмоциональной подготовленности детей, к поступлению в школу, уходит корнями в начало XIX века. Ретроперспектива, проведенная на основе психолого-педагогической длитературы, позволяет говорить о том что в этом периоде уже определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания.

Старший дошкольный возраст обусловлен серьезными изменениями в личности ребенка, формируются коммуникативные навыки, ускоренными темпами возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а, следовательно, и новые побуждения к все более разнообразным видов деятельности. Психоэмоциональная готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития личности в период дошкольного детства. Необходимо отметить, что успешность обучения ребенка, во многом зависит от уровня подготовки его к обучению в школе.

При этом, необходимо отметить, что подготовка ребенка к школе включает формирование у нее готовности к принятию новой социальной роли — школьника, что выражается в серьезном отношении ребенка к школе вообще и к учебной деятельности и учителя, в частности. Отмечается, что личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли им общаться с одноклассниками и учителями. Отметим то, что если наиболее адекватными и специфическими для учения являются познавательные мотивы, то социальная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми, обеспечивающими процесс обучения.

Согласно выводам Л.С. Выготского, в дошкольном возрасте ведущей является игровая мотивация. Это необходимо учитывать при организации образовательно-воспитательного процесса. При этом, шестилетий ребенок способен расставлять приоритеты, при необходимости может приложить усилия для того чтобы — убрать игрушки, выучить стихотворение, оказать помощь близкому. Следовательно, в этом возрасте необходимо развивать способность при необходимости действовать по моральным мотивам, отказываясь от того, что непосредственно привлекает.

Отмечается, что чертой, которая отличает волевую регуляцию поведения младшего школьника, является характер его отношения к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

В контексте описываемой проблемы, А.Г. Стригунова считает, что психоэмоциональная готовность к школе является необходимым и достаточным уровнем психоэмоционального развития для овладения школьной программой обучения в группе сверстников.

Личностная готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребёнка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Ребёнку необходимо уметь вступать в общение и с учителем, и со сверстниками. Развиваются такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок является членом детского общества и совместно действует с другими детьми.

Семья, в становлении нового качества личности будущего школьника, должна придерживаться уважительной позиции к новому статусу, давая понять ребенку, что учебная деятельность, на этом этапе, более значима чем игровая. Таким образом семья и педагоги готовят ребенка новому ведущему виду деятельности - учению.

Ребёнку необходимо обладать следующими навыками:

  • понимать и принимать задачу, ее цель;
  • спланировать свою деятельность;
  • подбирать средства для достижения цели;
  • преодолевать трудности, достигая результата;
  • оценивать результат деятельности;
  • принимать помощь взрослых;
  • правильно оценивать себя и свое поведение.

Объективно, перечисленные выше качества личности ребёнка, способствуют быстрой адаптации к новым социальным условиям школы.

Таким образом, в структуре готовности к школьному обучению мы раскрываем уровни развития различных психоэмоциональных компонентов, которые являются наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности и успешного вхождения ребенка в новую социальную среду. При этом требуется отметить, что в структуре формирования личностной и психологической готовности, необходимо особое внимание уделить формированию чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

В свете вышесказанного, можно остановиться на таких рекомендациях для педагога, а именно — педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

  • устойчивости чувств;
  • глубины чувств;
  • осознания причин появления тех или иных эмоций;
  • проявления высших чувств:
  • эстетических, нравственных, познавательных;
  • эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

В развитии эмоциональной готовности может помочь:

  • использование примеров из сказок, рассказов;
  • упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
  • постановка сказок детского театра;
  • сочинение историй;
  • игровые технологии;
  • рассматривание картин, рисунков, фотографий;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • использование элементов психогимнастики.

Следует отметить важность работы с родителями, так как большинство родителей считают, что решающими навыками, которые необходимы детям для того, чтобы успешно начать обучение в школе, является умение читать, считать, правильно держать ручку и хорошо отвечать на поставленные вопросы. То есть, на первое место выносятся те умения и навыки, свидетельствующие о развитии когнитивной сферы ребенка. При этом, необходимо донести до родителей тот факт, что если не уделять должного внимания психоэмоционльной и социальной готовности ребенка, то это, в перспективе, значительно ухудшит его успешность и удовольствие от посещения школы.

Родители должны понимать, момент когда ребенок идет в школу — это большое изменение в его жизни и в жизни родителей. Родители переживают смешанные чувства — радуются тому, что ребенок повзрослел и перешел на следующую ступень своей жизни, при этом им печально от того, что ребенок становится более независимым и несколько отдаляется от них. Для работы с родителями можно отметить такие направления как:

  • Совместная экскурсия в школу;
  • Круглые столы с представителями общеобразовательных учреждений;
  • Консультации с психологом ДОУ по результатам психологической диагностики психоэмоциональной готовности к школе;
  • Предложить родителям ознакомиться со школьными учебниками, показав ребенку основы предметов, это поможет снять опасения ребенка о том, что он чего-то не будет знать и будет не готов к школьной нагрузке;
  • Важно привить ребенку самостоятельность в вопросах личной гигиены;
  • Необходимо давать ребенку поручения (под контролем взрослого) такие как покупка хлеба, оплата проезда в транспорте, спросить дорогу — это значительно повысит коммуникативную активность и социализацию ребенка;
  • Установить с ребенком доверительные отношения, не позволяя ребенку замыкаться на своей проблеме (в этом могут помочь занятия в ДОУ совместно с родителями).

Каждый ребенок индивидуален, и работа с ним представляет собой особый индивидуальный план родителя и педагогов ДОУ. При этом необходимо точно понимать, что предпосылки психологических качеств, составляющих психоэмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.

Литературные источники

  1. Венгер А. Л. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе. — М.: Ваклер, 1994. — 112 с. Венгер А. Л. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 24
  2. Гудач А.А. «Проблема готовности детей к школе» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-problema-gotovnosti-detey-k-shkole-1465170.html
  3. Дудниченко Е.В. Психологическая готовность ребёнка к школе [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/stat-ia-psikhologhichieskaia-ghotovnost-riebionka-k-shkolie.html
  4. Коваль А.Н. О подготовке и готовности детей к обучению в школе [Электронный ресурс]. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9901
  5. Маркушева М.Е. Психологическое развитие детей дошкольного возраста [Текст] / М.Е. Маркушева // Дошкольная педагогика: журнал. — 2013. — №3. — С. 20-23.
  6. Стригунова А. Г. Психологические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1290-1293. — URL https://moluch.ru/archive/114/29843/
  7. Стригунова А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1296-1299. — URL https://moluch.ru/archive/114/30046/ (дата обращения: 29.10.2018).
  8. Шубина Е.А. Готовность детей подготовительной группы к обучению в школе [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/04/21/gotovnost-detey-podgotovitelnoy-gruppy-k-obucheniyu


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Как ходят деревья»

Экологический проект «Как ходят деревья» Актуальность Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Читайте также

Способы работы над формированием устной речи

Способы работы над формированием устной речи В основе формирования устной речи в норме лежит слуховое восприятие. При затруднении формирования устной речи...

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное…

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и...