Сайт для воспитателей детских садов



Уроки изобразительного искусства в коррекционно-развивающем учебном процессе образовательного учреждения в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС) требует расширить спектр требований к уроку изобразительного искусства. От учителя изобразительного искусства требуется использование всех дидактических принципов и предоставление условий для познавательной и продуктивной деятельности детей с учетом их интересов.

Сейчас разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования [49]. Использование ФГОС в работе педагога является одним из необходимых условий достижения современных требований к качеству начального образования.

Отличительной особенностью новых стандартов является их направленность на обеспечение перехода от ретрансляции знаний к развитию способностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях. Еще одной отличительной особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия (УУД).

Этот термин означает умение учиться, т.е. способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении – это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих формирование умений.

Перед педагогами ставится очень непростая задача: обеспечить овладение учащимися различных видов УУД.

Согласно концепции ФГОС, образовательный результат представляет собой единство результатов [49]: 

- предметные (знания и умения, опыт деятельности),

- мета предметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предмета, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях),

- личностные (система ценностных отношений, интересов, мотивация).

В основе ФГОС лежит подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цель реализации Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Задачи реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ [50]:

  1. формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  2. достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
  3. создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  4. минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО;
  5. использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
  6. выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с ЗПР через организацию художественного творчества.

Согласно ФГОС обучающихся с ОВЗ, есть задачи, которые ставит перед детьми с ЗПР учебный предмет «Изобразительное искусство» [50]:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и др.);

4) умение воспринимать и выделять в окружающем мире эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

5) овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

Урок изобразительного искусства как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на эмоциональную, интеллектуальную, и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с задержкой психического развития, воспитанию у него положительных навыков и привычек [44].

В образовательных учреждениях России обучается довольно большое количество школьников, которые испытывают определенные трудности в усвоении учебной программы. Среди них 50 % школьников, которые не могут усвоить программу общеобразовательной школы. Это относится к детям с ЗПР, для их обучения создаются специальные классы КРО (класс коррекционно-развивающего обучения), в которых обеспечивается коррекция отклонений в развитии ребёнка.

Уроки изобразительного искусства занимают необходимое значение в этом отношении.

Изобразительное искусство – это своеобразная форма понимания и отображения внутреннего и внешнего мира человека [41].

Известно так же, что учащиеся, изображая на листе что либо, используют только чистые локальные цвета. В классах коррекционного обучения эта проблема особенна актуальна. Специалисты, которые работают в области художественного развития, не всегда уделяют должное внимания роли цветовосприятия и цветовоспроизведения у учеников. Уроки изобразительного искусства должны раскрывать перед детьми в школе цветовое богатство окружающей природы, известно, что воздействие цвета на нервную систему является одним из факторов её функционирования развития [13].

Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), она может не только способствовать развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Особая роль отводится художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений, учащихся с ЗПР. Урок рисования имеет большое значение для детей, учитель ставит перед собой задачу развития ребёнка в целом и его познавательной деятельности. Уделяется большое внимание эмоциональной стороне и развитию мелкой моторики через урок изобразительной искусства, которая требует от ребёнка проявления разносторонних качеств и умений.

Главная особенность организации обучения на уроках изобразительного искусства у учащихся в классе коррекционного обучения проявляется в наличии подготовительного этапа: развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств, проводится работа по совершенствованию и развитию мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков [35].

В каждой современной школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов.

Уроки изобразительного искусства помогают развивать у детей младшего школьного возраста эстетическую сторону личности, правильное отношение к миру прекрасного.

Для того чтобы реализовывать процесс планирования уроков по изобразительному искусству в начальной школе, необходимо использовать программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования РФ.

На сегодняшний день это:

  1. Программа В.С.Кузина, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство»;
  2. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»;
  3. Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд»;
  4. Программа Ю.А. Полуянова «Изобразительное искусство».

Рассмотрим подробнее программу В.С. Кузина «Изобразительное искусство» для 2 класса, максимально приближенную к стандартной программе [29]. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и учебным планом образовательного учреждения.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник. М.: Дрофа, 2011[29].

Эта программа направлена, прежде всего, на осуществление основных направлений художественного образования: приобщение к художественно-эстетическому искусству, освоение навыков художественной деятельности, развитие творческих и индивидуальных способностей ребенка.

Ученики 2 класса приобретают знания и представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, следовательно, темы программы должна планироваться поэтапно.

Это дает возможность определить, на что стоит обратить внимание в первую очередь при изучении конкретной темы.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Важно учитывать при этом собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства. На уроке во 2 классе отводится всего 10 минут для ознакомления с произведениями изобразительного искусства и 30 минут на практическое задание [37].

Направления работы на уроках:

1)Рисование с натуры

2)Декоративное рисование

3)Тематическое рисование:

  1. сюжетное рисование;
  2. рисование по представлению;
  3. рисование по замыслу;
  4. рисование – экспериментирование;

4)Беседы об изобразительном искусстве

Рисование в нетрадиционных техниках можно проводить в рамках практически любого урока. Это может быть и рисование с натуры (изображение различных предметов), и декоративное рисование (построение сюжетной композиции, составление узоров). Использование различных материалов, новых приемов техники рисования, не ограничивают фиксирующим положением (как при держании кисти или карандаша).

Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования для детей 2 класса происходит по следующим направлениям: от рисования отдельных предметов к сюжетному рисованию; от простых видов нетрадиционных техник рисования к более сложным; от метода подражания к самостоятельному выполнению; от применения в рисунке одного вида техники к применению смешанных техник.

Этапы работы с использованием нетрадиционных техник рисования:

1) происходит знакомство учащихся с довольно простыми видами нетрадиционных техник рисования (монотипия, рисование нитками, печатание листьями). Ученикам предварительно необходимо показать работы, которые выполнены в каком-то одном виде технике, немного рассказать и показать способы выполнения изображений. На этом этапе ученики сами могут создавать предметные и сюжетные рисунки. Приведем пример: используя технику печатание листьями, можно из предметного рисунка детей «Осеннее дерево» сделать коллективную работу «Лес осенний, лес багряный».

На втором этапе обучение методы рисования усложняются. Дети знакомятся с различными техниками, которые могут сделать сами (мыльная пена), использовать бумагу (техника «мятый рисунок»), рисование по стеклу.

На третьем этапе необходимо использовать смешанные техники и создавать совместную работу с детьми. Роль организатора берет на себя педагог, а дети учатся комбинировать, анализировать образы, привыкают общаться друг с другом и работать вместе. Эта работа довольно сложна. Дети учатся работают в паре, потом в группе из 3-4 человек. Для коллективных работ используют такие техники, как рисование руками. При использовании смешанной техники школьники комбинируют виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию). Завершением третьего этапа может стать создание ряда творческих композиций, которые дети должны будут объединить в одну сказку или рассказ [42].

Темы урока необходимо менять по принципу от простого к сложному. На уроках изобразительного искусства это помогает ученикам сформировать представление о использование нетрадиционных техник и умения их применять в собственном рисунке. Следует начинать с достаточно простых техник (рисование ладонью, тычкование), а затем дать ученикам более сложные техники рисования (набрызг, граттаж). Для успешного обучения детей младшего школьного возраста, многое зависит от того, какие приемы и методы использует учитель. Необходимо донести до учащихся определенное содержание, для того чтобы сформировать у них необходимые навыки. На уроках педагог показывает разные способы использования материалами, затем учащийся освоив технику может самостоятельно изобразить на рисунке свой замысел. Среди разных вариантов нетрадиционных техник, есть такие, которые дают толчок к развитию детского воображения и творчества.

Например, ребенок решил нарисовать сказочный лес, и для этого он сможет использовать технику тычкования (трава), животных он сможет нарисовать, используя паролон, с помощью мятой бумаги сможет изобразить деревья и кустарники [46].

Для каждого из этих видов занятий предполагается использовать свой тип урока. В начальной школе чаще всего проводят урок изобразительного искусства комбинированного типа. Согласно современным ФГОС НОО, существует стандартная структура урока любого типа (урок закрепления знаний и т.д.).

В частности, структура комбинированного урока следующая:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Кроме правильной структуры занятий, есть некоторые другие требования к урокам. На уроках изобразительного искусства необходимо использовать наглядное пособие [18].

Во время рисования с натуры в классе должно быть три – четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом - постановки должны находиться ниже уровня глаз, только в этом случае можно научить отображать перспективу.

Главным условием является правильная организация рабочего места школьника. На столе у школьника не должно быть лишних предметов, также важно, чтобы стол имел регулировку наклона.

В современных условиях необходимостью использования являются мультимедийные средства обучения, которые способствуют закреплению целостного образа во время учебного процесса: это проекторы, кинопроекторы, компьютеры. На компьютерных дисках содержится очень много информации, где можно увидеть и прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях, детально рассмотреть произведения искусства.

Также на уроках должны быть использованы наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции [23]. Итак, при планировании образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:

1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные

учеными-дидактиками;

2) требования к планированию, структуру планов, их формы;

3) этапы составления планов и стадии самого этапа планирования;

4) нормативные документы, регламентирующие содержание предмета;

Учителю необходимо знать теоретический и исторический аспект основ предлагаемой работы рисунка, живописи, это определяется следующими условиями [51]:

1) Точная постановка цели и задач обучения изобразительного искусства;

2) Владение современными и актуальными методами составления конспектов уроков изобразительного искусства;

3) Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечению овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку изобразительного искусства является одним из важных аспектов, нашедших своё отражение во ФГОС.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд факторов, без которых урок не может считаться качественным. Необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому педагогу обязывают дидактические принципы. Планирование урока обычно осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, которое отводиться на каждую часть. Цель урока содержит общие обучающие, развивающие, воспитательные моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать [38].

В конспекте учитель прописывает, какой наглядный материал, и оборудование будут использованы на уроке. Следует также составить план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий. Мастерство написания конспекта приходит с опытом работы, но совершенствовать его можно всю жизнь. В планирования годового плана учитель всегда должен руководствоваться рабочей программой по изобразительному искусству.

Таким образом, уроки изобразительного искусства играют большую роль в развитии детей с ЗПР. Однако проводить уроки изобразительного искусства необходимо грамотно. Педагог должен ставить четкую цель урока, пользоваться разнообразными наглядными материалами и современными образовательными технологиями. На уроках изобразительной деятельности необходимо создавать особые условия для учащихся с задержкой психического развития, потому, что у таких детей есть свои, особые потребности.





Новые публикации

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста:…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста: «В гости к белочке» Цель: Формировать представление детей о цвете, величине и форме. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать...

Читайте также

Непосредственно - образовательная деятельность. Тема: «Путешествие Каплика»

Непосредственно - образовательная деятельностьТема: «Путешествие Каплика» (Познание. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментальная работа. Развитие речи.)   Задачи: Систематизировать знания детей о зиме, о зимних...

Поделки из подручного материала «Тюльпанчики»

Поделки из подручного материала «Тюльпанчики» (Цветочки для танца на 8 марта с детьми первой младшей группы)   Материал: 1. картонные упаковки из-под яичек; 2...

Сценарий образовательной ситуации в 1-ой младшей группе. Тема: «В гости к гусю-к…

Сценарий образовательной ситуации в 1-ой младшей группеТема: «В гости к гусю-капитану!» (Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие»)   Тип ситуации: Итоговая. Цель: проверка...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Консультация для воспитателей «Коррекция…

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство