Сайт для воспитателей детских садов






Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрасте

В настоящее время внимание педагогов и психологов все больше привлекает проблема развития одаренных и талантливых детей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности. Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности. Существует качественное своеобразие детских способностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.

Одаренные дети – это дети, чьи интеллектуальные способности значительно превышают нормальный уровень для данного возраста; дети, демонстрирующие общие таланты в какой – либо сферах деятельности.

Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских.

Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью можно вести дневник, в котором описываются особенности детей и краткие выводы результатов наблюдения.

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. В ДОУ стараемся создать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Также можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.

В основу разработанной нами системы педагогической работы положены следующие условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в ДОУ:

- Обогащаем окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создаем условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

- Обеспечиваем благоприятную атмосферу, доброжелательное отношение, предоставляем детям возможность активно задавать вопросы, поощряем высказывание оригинальных идей. Важно использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

- Стараемся не сдерживать инициативу ребенка, помогаем действовать независимо. Важно не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.

- Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

- Единство требований к малышу, как работников ДОУ, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Рекомендации, направленные на оптимизацию процесса образования и воспитания одаренных детей:

– принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его индивидуальность;

– не пытаться сделать его «удобным», похожим на других, а помогать ему, опираясь на знания о собственных особенностях, вписывать себя в социум;

– создавать условия для выявления индивидуального стиля деятельности, успешных стратегий учебной деятельности;

– устанавливать партнерские отношения, обсуждать проблемы, ситуации, стратегии деятельности;

– учитывать индивидуальный график работоспособности, не допускать переутомления;

– поощрять проявления познавательной активности;

– предоставлять альтернативные предложения, учить ребенка делать свой выбор;

– предоставлять образец конструктивного поведения в конфликтных, экстремальных ситуациях;

– подкреплять позитивное поведение, акцентировать внимание на успехах, а не на проблемах;

– одобрять нестандартные способы решения задач;

– составлять совместно с детьми правила взаимодействия в группе;

– избегать категорических запретов, использовать «мягкое» руководство;

– контролировать выполнение заданий;

– оказывать помощь в структурировании времени и пространства;

– получать обратную связь от ребенка, свидетельствующую о понимании им проблемы, инструкции, сущности и деталей задания;

– формировать единое воспитательное и образовательное пространство ребенка, которое он ощущает как безопасное.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что работа с одаренными детьми – это будущее нашей страны. Важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву и рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный, талантливый наставник, который поможет развитию его таланта для самореализации и самоактуализации в современном обществе. Сегодня только педагог может помочь детям раскрыть его творческие способности и талант.

 

Список литературы

  1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] /Д.Б. Богоявленская // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 46-68.
  2. Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одарённых детей [Текст] / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 12. - С. 21-23.
  3. Копытов, А.Д. Размышления о педагогике одарённости [Текст] / А.Д. Копытов // Одарённый ребёнок. –2008. – № 1. – С. 23-35.
  4. Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/14907.
  5. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей [Текст]: учебное пособие / под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 192 с.
  6. Пасечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье [Текст]/ Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 14-21.
0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и...

Читайте также

Конспект развлечения посвященного Дню Матери для 2-ой младшей группы

Конспект развлечения посвященного Дню Матери для 2-ой младшей группы Цель: Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения...

Конспект НОД познания (формирование математических представлений) старшего дошко…

Конспект НОД познания (формирование математических представлений) старшего дошкольного возраста: «Путешествие на луну» Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цель: Закрепить знания детей...

Разработка системы заданий, упражнений по развитию математических способностей…

Разработка системы заданий, упражнений по развитию математических способностей посредством ИКТ   Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Пальчиковая гимнастика в стихах

18-01-2019 %HITS Разное %AUTHOR

Дом Я хочу построить дом,(Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе...

НОД по ФЭМП с элементами театрализованно…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Конспект НОД по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе«Колобок на новый лад»Задачи:1. Образовательные закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам продолжать учить детей составлять и решать...

Спортивная форма на занятиях  по физичес…

18-01-2019 %HITS Консультации %AUTHOR

Физкультурные занятия обязательно требуют соблюдения техники безопасности в зале. Спортивная форма на занятиях – это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие: учится бегать, прыгать, лазать, ползать и т.д. Чтобы вашему ребенку было...

«Оптимизация условий для развития речево…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

ГБОУ Школа 1373 Чиж Л.А. 2019 Истоки способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. В.А. Сухомлинский Тестопластика относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство