Сайт для воспитателей детских садов



Сообщение из опыта работы по теме:
«Развивающая игра «Сложи узор», как один из видов плоскостного моделирования»

 

Слайд.

«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б.П. Никитин.)

Слайд.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.

Слайд.

Данная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования – основы образного мышления, а также в ней в полной мере проявляется творческая активность ребенка.

Слайд.

В практике педагогической работы с детьми я использую развивающие игровые технологии Никитиных. К развивающим играм Никитиных относятся игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и другие игры.

Сегодня я представлю опыт работы по плоскостному моделированию посредством развивающей игры «Сложи узор».

Слайд.

Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, которым дети любят давать названия.

В нашей группе эта игра «живёт» уже много лет. Почти всегда в начале, идёт "волна интереса» к игре. Дети играют в кубики неделю подряд. За это время и дети настраивались на игру, и я начинала чувствовать их возможности. А это умение - очень важное для руководства развитием в любой области. Оно позволило в дальнейшем правильно определить дозу игры.

Слайд.

Надо помнить о первых впечатлениях от игры. Знакомство с игрой советую начать с яркого сюрприза или интересной истории. Не стоит приравнивать эти кубики к строительному материалу «башням» из кубиков – категорическое нет! Эти кубики «волшебные»…

Слайд.

С малышами мы достаём кубики из коробки аккуратно друг за другом и сразу строим из них "дорожку" или "поезд». С детьми постарше (они знают цвета и могут оценить красоту узора) я выбираю самый привлекательный, узор-задание и заранее складываю по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, мы вместе с детьми любуемся узором.

- Как вы думаете: мы научимся складывать красивые узоры из кубиков?

- Конечно, научимся!

Но, проблема в том, что создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству сложно или совсем нереально. Наша задача, раскрыть потенциал творческих возможностей каждого ребенка, научить испытывать чувство удовлетворения от результата своей работы. Но для этого необходимо дать детям азы моделирования.

В игре с кубиками я давала детям три разных вида заданий.

Слайд.

Сначала мы учились по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям - самый простой вид работы в игре. Я давала детям образец и последовательно с объяснением показывала все этапы. Самые первые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам начиная с младшего дошкольного возраста. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным - резкий скачок в уровне сложности.

Слайд.

Успех в продвижении "вверх по лесенке" заданий.

Практика показала, что лучше всего пользоваться методом "ледокола", т. е. каждую следующую игру мы начинали, отступив немного назад, каждый раз "для разгона" складывали несколько прежних, уже покорившихся узоров и только потом брались за новые. Величину "разгона" тоже можно изменять.

Слайд.

Следующий шаг – выкладывание кубиков на схему.

Слайд. Схемы я сделала строго совпадающие по размеру кубикам. Большинство детей очень быстро научились находить нужные грани и проецировать их на схему.

Слайд.

Когда дети освоили это задание, я ввела усложнение – схемы давала меньшего размера (конверт с узорами-заданиями прислала Дюймовочка).

Слайд.

На рисунке узора чётко прорисовала грани кубиков.

Слайд.

Самые сложные задания, когда рисунок представляет собой «цельную картинку, без разбиения на отдельные кубики. На этом этапе многие дети испытывали трудности, но с огромным энтузиазмом решали эти задачки.

Слайд.

Игру легко усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий), изменив узор по цвету. Дети воспринимают такое изменение задания, как задание нового типа.

Затем я ставила обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют.

Слайд.

Срисовывать узоры с кубиков - это более сложный вид работы с кубиками. Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения.

Дети учились проводить карандашом прямые линии, рисовать и заштриховывать квадраты цветными карандашами.

Слайд.

Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Советую не просто срисовывать, а фантазировать при этом. Например, тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линии все время, - тот «не падает в реку» и проходит по мостику и т.д. Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание я давала в 2 раза меньше.

Слайд.

Иногда мы делали аппликацию собранных узоров.

Слайд.

Так же очень заинтересовали детей «сказки», придуманные по сделанным рисункам (вначале я, затем сами дети сочиняли короткие истории).

И наконец, третье, то ради чего проделана вся предыдущая работа

Слайд.

придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков,

Придумываем новые узоры сами, т.е. выполняем творческую работу. Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный узор, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры и надо считать достойными внимания. Дети гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики - и узора больше нет.

Слайд.

Из придуманных каждым ребенком узоров мы собирали целую серию и подписывали его именем. Ничего, если в ней только 3 узора, их тоже можно нарисовать, а можно наклеить, вырезав узор из цветной бумаги. Все придуманные узоры мы собираем в обще-групповой альбом.

Слайд.

Когда игра для детей стала интересной, они сами просили: "Можно поиграть в кубики!" Я начала изредка давать кубики для самостоятельной игры, и поощрять эту самостоятельность всеми средствами.

Слайд.

Ведь, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности - в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Работа с родителями.

Слайд.

Интерес ребенка зависит от того, насколько искренне заинтересован взрослый. Конечно, как и в любой деятельности, мы работали в тесном контакте с родителями. Сотрудничество было взаимовыгодным.

Слайд.

Были проведены консультации и игротека.

Слайд.

Родители очень помогли в изготовлении кубиков.

Слайд.

Со временем, играя дома со своими детьми, незаметно для себя они приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребёнку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Несколько советов

Не делайте упор на рекорды. Не стоит перегружать ребенка, игра-занятие не должна быть слишком длинной, а задание - слишком сложным. Очень сложное, не по возрасту предложенное задание способно отбить интерес у самого заинтересованного ребенка. А ситуация интеллектуального неуспеха для ребёнка очень травмирующая. Пусть лучше легкое задание ничего не даст для развития, зато самостоятельное решение повысит его самооценку.

Кроме того, не стоит хранить такие игры вместе с другими игрушками, где они становятся привычными и малоинтересными. Пусть игра достается изредка, например, два раза в неделю, тогда она будет желанной. Избыток моментально приводит к обесцениванию. Но не бойтесь периодического «остывания» к игре - это явление естественное, и проходящее. Через некоторое время дети «встретят» её, как старого друга.

Слайд.

Спасибо за внимание!





Новые публикации

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста:…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей во второй группе раннего возраста: «В гости к белочке» Цель: Формировать представление детей о цвете, величине и форме. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать...

Читайте также

Детско-взрослый образовательный проект «Солнышко на ножке»

Детско-взрослый образовательный проект «Солнышко на ножке» (2 младшая группа)   Продолжительность проекта (время проведения проектной работы): 3 недели (с 19.06 по 07.07.2017). Участники проекта:...

Нетрадиционная сюжетно – ролевая игра для старших дошкольников «Ледокол спешит н…

Нетрадиционная сюжетно–ролевая игра для старших дошкольников «Ледокол спешит на помощь» Цель: Развивать сюжетно-ролевые замыслы и передавать их в связной речи; умение ориентироваться на партнеров-сверстников. Предварительная...

Проект по образовательной области «Физическая культура» «Мой весёлый звонкий мяч…

Проект по образовательной области «Физическая культура»«Мой весёлый звонкий мяч» Паспорт проекта. Цель: создание условий для двигательной активности детей через проведение подвижных игр...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Консультация для воспитателей «Коррекция…

Коррекция лексико - грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В настоящее время в массовых детских садов число детей с ОНР резко увеличилось. ОНР характеризуется нарушением основных компонентов речевой...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство