Сайт для воспитателей детских садов



Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности дошкольников

 

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

В настоящее время значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, появляется всё больше детей, склонных к простудным заболеваниям, детей с нарушенной осанкой и избыточным весом.

Существует огромное множество причин возникновения данной ситуации, но одной из главных является малоподвижный образ жизни. Дома родители отдают предпочтение спокойным играм и вариантов здесь не много: в лучшем случае это рисование или другие настольные игры, в худшем – просмотр телепередач или компьютерные игры.

Потребность в двигательной активности у дошкольников велика, а ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка. Очень важно поощрять различные формы двигательной активности.

Основным средством развития двигательных навыков в ДОУ являются занятия физкультурой. Помимо физкультурных занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счёт увеличения динамического компонента в различных видах деятельности: введение физкультурных пауз в ходе непосредственной образовательной деятельности, сопровождение бытовых моментов различными потешками с движениям, динамических пауз между занятиями.

Динамические паузы — это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — они проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в ходе занятий, требующих интеллектуального напряжения (например: речевого, математического, художественно-эстетического развития и других). Их целью является продолжение умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты.

Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз способствует как повышению двигательной активности, так и физическому, психическому и речевому развитию в целом. Поэтому, в своей работе подбирая упражнения, мы соотносим их не только с воспитательными и образовательными задачами непосредственной образовательной деятельности, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом и уровнем развития детей.

Научно доказано, что двигательные нагрузки в форме физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызванные длительным сидением за столом, позволяют отдохнуть утомлённым мышцам, а так - же органам слуха и зрения. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты от начала занятия, оно проявляется в их поведении: ребята начинают отвлекаться, шуметь, переговариваться. Эти признаки являются сигналом того, что дети устали, необходимо дать им возможность отдохнуть, переключиться на другой активный вид деятельности.

Физкультминутки мы проводим в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, дидактических игр с движениями, танцевальных движений, выполнении движений под стихотворный текст, а также в форме любых двигательных действий или заданий.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираем по тем же принципам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подобрать 3-4 упражнения, а закончить физкультминутку можно бегом на месте, прыжками или ходьбой. Эти комплексы можно использовать на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры я использую на всех видах занятий. Лучше всего для этого подходят игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными легко запоминающимися правилами. Особенно эффективны игры, сочетающиеся с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое время.

Дидактические игры с движениями хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математическому развитию.

Танцевальные движения используем между структурными частями занятия. Танцевальные движения создают у детей хорошее настроение, способствуют развитию творческих способностей. Наиболее подходящими являются мелодии умеренного ритма, не громкие, плавные, лирические.

Физкультминутки со стихотворными текстами в своей работе я использую чаще всего. При подборке их к конкретному занятию обращаю внимание на следующие компоненты:

- стихотворный текст должен быть высокохудожественным, могут использоваться стихи известных поэтов, загадки, считалки, потешки;

- предпочтение отдаётся стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

- содержание текста стихов должно сочетаться с темой занятия, с его целью и программными задачами.

В качестве физкультминуток так же можно использовать любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Например - отгадывать загадки дети могут с помощью движений. Ценность таких отгадок в том, что ребёнку необходимо подобрать движение, передающее образ отгадки, при этом ребёнок активно думает, обращаясь к собственному опыту, двигается.

Можно так же использовать различные имитационные движения (к примеру – изображать характерные повадки животных; движения спортсменов; различные трудовые движения).

Закончить хочется словами Януша Корчака «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Мы часто удивляемся нескончаемости детской энергии. К сожалению, не редко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются, а ведь мозг ребёнка (особенно – дошкольника) получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается. Движение – это развитие, это жизнь. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы!





Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

Беседа для детей старшей группы о празднике «День Победы» с использованием ЦОР и…

Беседа для детей старшей группы о празднике «День Победы» с использованием ЦОР и элементами ручного труда   Задачи: познакомить детей с историей праздника...

Конспект НОД: «Дикие животные»

Конспект НОД: «Дикие животные» (для средней группы) Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная. Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей. Виды...

«Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной групп…

  «Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе» СЕНТЯБРЬ Тема занятия Программные задачи     Малые фольклорные формы. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект итогового собрания в подготов…

Цель:  вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.Задачи: - подведение итогов работы группы за год; -знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.   Ход: Организационная часть. Ведущий:    Добрый день...

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство