Сайт для воспитателей детских садов



Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности дошкольников

 

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

В настоящее время значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, появляется всё больше детей, склонных к простудным заболеваниям, детей с нарушенной осанкой и избыточным весом.

Существует огромное множество причин возникновения данной ситуации, но одной из главных является малоподвижный образ жизни. Дома родители отдают предпочтение спокойным играм и вариантов здесь не много: в лучшем случае это рисование или другие настольные игры, в худшем – просмотр телепередач или компьютерные игры.

Потребность в двигательной активности у дошкольников велика, а ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребёнка. Очень важно поощрять различные формы двигательной активности.

Основным средством развития двигательных навыков в ДОУ являются занятия физкультурой. Помимо физкультурных занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счёт увеличения динамического компонента в различных видах деятельности: введение физкультурных пауз в ходе непосредственной образовательной деятельности, сопровождение бытовых моментов различными потешками с движениям, динамических пауз между занятиями.

Динамические паузы — это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — они проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в ходе занятий, требующих интеллектуального напряжения (например: речевого, математического, художественно-эстетического развития и других). Их целью является продолжение умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты.

Двигательный и игровой компонент физкультминуток и динамических пауз способствует как повышению двигательной активности, так и физическому, психическому и речевому развитию в целом. Поэтому, в своей работе подбирая упражнения, мы соотносим их не только с воспитательными и образовательными задачами непосредственной образовательной деятельности, прогулок и других режимных моментов, но и с возрастом и уровнем развития детей.

Научно доказано, что двигательные нагрузки в форме физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызванные длительным сидением за столом, позволяют отдохнуть утомлённым мышцам, а так - же органам слуха и зрения. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты от начала занятия, оно проявляется в их поведении: ребята начинают отвлекаться, шуметь, переговариваться. Эти признаки являются сигналом того, что дети устали, необходимо дать им возможность отдохнуть, переключиться на другой активный вид деятельности.

Физкультминутки мы проводим в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, дидактических игр с движениями, танцевальных движений, выполнении движений под стихотворный текст, а также в форме любых двигательных действий или заданий.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираем по тем же принципам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подобрать 3-4 упражнения, а закончить физкультминутку можно бегом на месте, прыжками или ходьбой. Эти комплексы можно использовать на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры я использую на всех видах занятий. Лучше всего для этого подходят игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными легко запоминающимися правилами. Особенно эффективны игры, сочетающиеся с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое время.

Дидактические игры с движениями хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математическому развитию.

Танцевальные движения используем между структурными частями занятия. Танцевальные движения создают у детей хорошее настроение, способствуют развитию творческих способностей. Наиболее подходящими являются мелодии умеренного ритма, не громкие, плавные, лирические.

Физкультминутки со стихотворными текстами в своей работе я использую чаще всего. При подборке их к конкретному занятию обращаю внимание на следующие компоненты:

- стихотворный текст должен быть высокохудожественным, могут использоваться стихи известных поэтов, загадки, считалки, потешки;

- предпочтение отдаётся стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

- содержание текста стихов должно сочетаться с темой занятия, с его целью и программными задачами.

В качестве физкультминуток так же можно использовать любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Например - отгадывать загадки дети могут с помощью движений. Ценность таких отгадок в том, что ребёнку необходимо подобрать движение, передающее образ отгадки, при этом ребёнок активно думает, обращаясь к собственному опыту, двигается.

Можно так же использовать различные имитационные движения (к примеру – изображать характерные повадки животных; движения спортсменов; различные трудовые движения).

Закончить хочется словами Януша Корчака «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Мы часто удивляемся нескончаемости детской энергии. К сожалению, не редко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются, а ведь мозг ребёнка (особенно – дошкольника) получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается. Движение – это развитие, это жизнь. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы!





Новые публикации

Конспект квест-игры для детей среднего дошкольного возраста, посвященной праздни…

Конспект квест-игры для детей среднего дошкольного возраста, посвященной празднику «Международный женский день 8 Марта» Цель: Воспитывать любовь к матери. Задачи: Закрепить знания о празднике 8 Марта. Развивать связную...

Лэпбук «Радуга цвета»

Лэпбук «Радуга цвета» В развитии ребенка очень важную роль играют игрушки, особенно если они изготовлены из натуральных материалов. Вашему вниманию хотим представить...

Непосредственно-образовательная деятельность для детей 5-7 лет «Мы – будущие вол…

Непосредственно-образовательная деятельность для детей 5-7 лет «Мы – будущие волонтеры» Цель: Знакомство детей с понятием волонтерства как добровольческой безвозмездной деятельности на благо общества и граждан. Задачи: 1...

Читайте также

«Кружева на окнах дома». Конспект интегрированной ООД с использованием ИКТ, в гр…

«Кружева на окнах дома». Конспект интегрированной ООД с использованием ИКТ, в группе развивающей направленности от 6 до 7 лет   Цель: формирование...

Конспект НОД «Зимний огород»

Конспект НОД «Зимний огород» (занятие интегрированное, тематическое)   Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие». Виды детской деятельности: познавательная...

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет» Что необходимо для того, чтобы ребёнок рос умным, любознательным...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

В блогах

Тема: «Мы будем Родине служить».

Цель: Приобщение детей к социокультурным ценностям и традициям семьи и нашего государства через знакомство с праздником «День защитника Отечества» и российской армии. Задачи: Образовательные: 1.Расширять осведомленность детей о военной сфере человеческой деятельности: о...

Психолого-педагогические условия для фор…

Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  предполагает становление в дошкольном образовательном учреждении новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и...

Конспект занятия: «Решение арифметически…

ГБУ  СО  СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект занятия: «Решение арифметических задач» Специалист по реабилитационной работе  Кировского филиала Деминой Е.И.   Цель: Сравнение  предметов по количеству и весу. Подготовка к решению арифметических задач. Задачи: Познакомить с понятием вес, разнообразием и устройством весов. Находить обобщающее...

План воспитательно-образовательной работ…

11 марта понедельник Тема недели: « Народные традиции, прикладное искусство, игрушки» Цель: Продолжать знакомить детей с народными   традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство