Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет посредством реализации совместного образовательного проекта «БиблиоГид»

 

Ориентация ребёнка на мир людей и человеческих отношений ставит перед взрослыми задачу обеспечить эталоны, которые послужат дошкольнику опорой в сложной и противоречивой жизни. Такими «опорами» могут выступать: чувство гордости за своё Отечество и малую родину, где гражданин родился и воспитывался; активная гражданская позиция; сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом – т.е. все те личностные установки, которые объединены понятием «патриотизм».

Поскольку формирование нравственно-патриотических чувств у ребёнка происходит в основном на уровне эмоционально-образного запечатления, эмоциональный компонент обеспечивается разными видами искусства: в их числе – художественная литература, архитектурные ансамбли, памятники искусства, патриотические песни и др.

Исходя из обозначенных позиций, совместно с семьями воспитанников и сотрудниками филиала Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара был разработан и реализуется образовательный проект «БиблиоГид». Его цель – содействовать формированию эмоционально окрашенного образа Родины и приобщению дошкольников к культурно-историческому наследию малой родины и Отечества.

Образовательный проект «БиблиоГид» направлен на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка, развитие его социальных, нравственных и этических качеств через ознакомление с городскими памятниками искусства и выдающимися людьми, чья творческая деятельность связана с городом Арзамасом.

Среди городских памятников искусства, которых в Арзамасе более десятка, есть памятники писателям А.С. Пушкину, А.П. Гайдару, А.М. Горькому. Поэтому в содержание проекта включены темы «А.С. Пушкин в Арзамасе» и «Арзамас – город Гайдара».

Также мы посчитали необходимым включить в проект знакомство детей с выдающимся соотечественником Василием Порфирьевичем Вахтеровым: памятник в Арзамасе ему не установлен, но в память о нём названа улица города.

Ещё одно из направлений проекта – знакомство детей с творчеством детского писателя, нашей современницы и землячки Галины Дядиной, книга которой под названием «Книжка в тельняшке. Морская азбука» вошла в список выдающихся детских книг мира «Белые вороны-2011» (этот список ежегодно составляет Мюнхенская международная детская библиотека). Творчество Г. Дядиной стало объектом публикации в журнале «Дошкольное воспитание»: статья «Слон на обоях. О стихах Галины Дядиной» (№ 11/2016).

И, разумеется, нельзя было обойти вниманием и не включить в содержание проекта знакомство детей с произведениями арзамасских поэтов Александра Плотникова и Николая Рачкова, посвящёнными городу Арзамасу и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

«Пушкин – это наше всё», – сказал русский поэт Аполлон Григорьев и через 150 лет повторил первый президент России Борис Ельцин. И с той поры каждый год 6 июня в нашей стране отмечается Пушкинский день России: день рождения великого русского поэта и День русского языка.

Именно с темы «А.С. Пушкин в Арзамасе» начинается реализация проекта «БиблиоГид». В период с июня по октябрь:

  • в детском саду и семье организуется чтение сказок А.С. Пушкина, прослушивание их в аудиозаписи, просмотр снятых по ним видеокниг и мультфильмов;
  • по итогам восприятия сказок проводится совместное иллюстрирование сказок и создание альбома творческих работ «Сказки А.С. Пушкина»;
  • в выходные дни дети с родителями совершают прогулку «По следам Пушкина» («маршрут выходного дня» начинается с нашего детского сада № 46 «Золотой петушок» и далее ведёт на площадь А.С. Пушкина к памятнику поэту; затем – к дому Бессоновых, где, по преданиям, бывал поэт; на улицу Пушкина; к школе № 2 имени А.С. Пушкина);
  • по итогам «маршрута выходного дня» в группе пополняется фотоальбом «Где мы были…», а на макете города дети размещают макет памятника А.С. Пушкину и декламируют отрывок стихотворения А. Плотникова:

«Я с юными в одном ряду       

На площадь Пушкина иду.

Иду Поэту на поклон,

Здесь навсегда прописан он»;

  • на «Встрече в гостиной библиотеки» по теме «Русская изба» дети от Хозяйки избы и её Внучки узнают об особенностях быта русского народа, о значении многих слов, встречающихся в сказках и стихах А.С. Пушкина (например, «очи», «чело» и др.). Так язык пушкинских сказок становится доступнее и понятнее;
  • освоение темы завершается совместным итоговым мероприятием: литературно-музыкальной гостиной «Пушкиниана». Дети встречаются с няней поэта Ариной Родионовной: вспоминая прочитанные сказки, они участвуют в инсценировках и отвечают на вопросы викторины. Затем, отправившись в далекое прошлое, дети попадают на бал пушкинской эпохи, танцуют полонез, и менуэт, и польку. А после «бала» отправляются в «салон», где слушают стихи А.С. Пушкина в исполнении своих родителей и романсы, сочиненные русскими композиторами на стихи поэта. Встреча в гостиной завершается выставкой творческих работ и подведением итога:

И на вопрос: «Кто наш поэт?» -

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ –

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин!»

В декабре детей снова ждёт «Встреча в гостиной библиотеки» на тему «Наум – грамотник». Отправившись в Город Букваринск и встретив там Букварёнка, дети узнают, что 14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума – святого, к которому в народе обращались за помощью, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум». По старой русской традиции с этого дня начинали учить детей грамоте: отец передавал ребёнка учителю со словами: «Батюшка Наум, наведи на ум». Вместе с Букварёнком дети узнают, что значит «берестяная грамота» и для чего она была нужна, рассматривают страницы старинных букварей и страницы «Русского букваря». Дети узнают, что именно по этому букварю дети в русских школах учились грамоте, что он был создан арзамассцем В.П. Вахтеровым, и помогают Букварёнку запомнить имя Василия Порфирьевича. Вместе с Букварёнком дети отправляются в виртуальную экскурсию по городу и попадают на улицу, названную в честь нашего выдающего земляка – улицу Вахтерова.

В выходной день дети с родителями совершают прогулку на улицу Вахтерова, пополняют фотографиями групповой альбом «Где мы были…» и создают свой «Букварь» в подарок Букварёнку.

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.» Кто же из нас, взрослых, не помнит эти чудесные слова из рассказа «Чук и Гек»?

Аркадий Петрович Гайдар – человек необыкновенной героической судьбы: коммунист, один из самых юных командиров времён Гражданской войны, участник другой войны – Великой Отечественной, а попутно с этим – замечательный детский писатель, творчество которого задевало за сердце и учило по-настоящему преданно и самоотверженно любить свою Родину.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Фронтовик

И Гражданин – Гайдар...

По теме «Арзамас – город Гайдара» в период с декабря по январь:

  • в детском саду и семье организуется чтение произведений А.П. Гайдара «Чук и Гек», «Поход», «Мальчиш-Кибальчиш»;
  • прочитанные произведения иллюстрируются детьми и оформляются в альбом «Моя любимая книжка»;
  • в выходные дни дети с родителями совершают прогулку по «гайдаровским местам» («маршрут выходного дня» начинается с посещения мемориально-бытового дома-музея А.П. Гайдара, затем семьи отправляются к скульптуре юного А.П. Гайдара у здания литературного музея, оттуда – к памятнику-бюсту писателю у здания бывшего пединститута на ул. К.Маркса; завершается «маршрут» посещением памятника писателю в Парке культуры и отдыха имени А.П. Гайдара);
  • по итогам «маршрута выходного дня» в группе пополняется фотоальбом «Где мы были…», а на макет города устанавливаются изготовленные совместно с родителями макеты памятников А.П. Гайдару и макеты зданий, связанных с его именем;
  • ко дню рождения писателя при непосредственном участии родителей в группе оформляется выставка «Наша коллекция»: здесь размещается сувенирная продукция с изображением писателя, детские иллюстрированные книги из семейных библиотечек;
  • 21 января, в день рождения А.П. Гайдара, в библиотеке проводится итоговое мероприятие: литературно-музыкальная гостиная «Любимых детских книг творец и верный друг ребят…». Дети встречаются с Арзамасской Музой, которая приглашает ребят побродить по старым улицам Арзамаса и узнать об удивительной судьбе Аркадия Петровича, о его детстве, необыкновенной боевой юности и героических поступках. «Путешествие в прошлое» сопровождается детским чтением стихов, посвящённых А.П. Гайдару, рассказыванием пословиц о помощи, исполнением патриотических песен, танцевальными композициями. Арзамасская Муза помогает ребятам понять, почему Арзамас считает себя городом Гайдара и почему арзамасцы бережно хранят память об этом удивительном человеке.

Прощаясь, дети обещают Арзамасской Музе читать книги, помогать людям и крепко любить свою Родину. Так, как любил её Аркадий Петрович Гайдар!

21 марта дети вновь встречаются в библиотеке с Арзамасской Музой, для того чтобы отметить Всемирный день поэзии. Встреча в «Литературной гостиной» посвящена творчеству детского поэта Галины Сергеевны Дядиной и начинается со строк стихотворения «Гигантская матрёшка»:   Глядела я в окошко

На мир с открытым ртом:

Гигантская матрёшка –

МИР,

город,

площадь,

дом…

Арзамасская Муза приглашает детей на выставку книг Г. Дядиной, а затем объявляет конкурс чтецов. Выразительно рассказывая выученные стихотворения, дети оправляются в морское путешествие с «Книжкой в тельняшке», встречают весёлых друзей, в звериной школе «Учатся с пушистиками», помогают собрать «Ёлкины игрушки» и отправляются в космический полёт со «Звёздной книгой». Конечно же, в конкурсе побеждает дружба, а в подарок дети получают замечательно иллюстрированную книгу «В Эрмитаж пришёл поэт…» (Скажу по секрету, что книга заранее покупается родителями группы.) А ещё Муза предлагает взять в группу и почитать книги арзамасского поэта Владимира Аполлонова, напоминая, что их потом обязательно нужно вернуть в библиотеку.

  В прежние годы книги Г. Дядиной мы брали в библиотеке, а теперь с помощью родителей в нашем детском саду собрана своя библиотечка. (Демонстрация «библиотечки»)

В апреле, готовясь к празднованию Дня Победы, дети ещё раз вспоминают о подвиге А.П. Гайдара и его героической гибели, вспоминают отрывок стихотворения А. Плотникова «Улыбка Гайдара»: «И вражья пуля в грудь вошла,

Земля качнулась зыбко,

Но нет, друзья, не умерла

Гайдарова улыбка.

… Война ушла, отгрохотав,

И пули отсвистали.

Бессмертная улыбка та

Теперь на пьедестале.»

Подготовка к празднику наполнена для детей особым смыслом, ведь наш детский сад находится на улице Победы и многие семьи тоже проживают на улице Победы.

С помощью родителей дети приносят и размещают в «книжном уголке» книгу писателя-арзамасца В. Аполлонова «Про Войну и про Вояку», книгу «От Арзамаса до Берлина» о боевом пути и героической судьбе арзамасцев; заучивают и иллюстрируют стихотворения арзамасских поэтов Н. Рачкова («Не забудь») и А. Плотникова («Ода солдату», «Весёлый круг», «У Вечного огня», «Цветы и обелиски», «Поколение фронтовиков»).

Вместе с родителями дети посещают мемориальный комплекс «Вечный Огонь», знакомятся с памятниками-бюстами арзамасцам – Героям Советского Союза, их подвигами; рассматривают фотографии из семейных архивов, узнают о родных и близких людях – участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, об их боевой доблести и наградах. В группе создаётся экспозиция «Спасибо деду за Победу!», собираются материалы «Война в истории моей семьи»: из них оформляется «Книга памяти».

А накануне Дня Победы проводится совместный праздник «Не забудем их подвиг великий!..», содержание которого построено на краеведческом материале: на произведениях арзамасских поэтов А. Плотникова, Н. Рачкова, В. Аполлонова, на детских впечатлениях о боевой доблести и трудовом подвиге своих родных и близких в годы войны, на рассказах о подвиге писателя А.П. Гайдара и подвигах арзамасцев – Героев Советского Союза, а также на полученных детьми представлениях о том, как чтят горожане память о своих земляках – доблестных защитниках Отечества.

Этим мероприятием в подготовительной к школе группе и завершается совместный образовательный проект «БиблиоГид».



Новые публикации

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят...

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии»

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии» Авторы и участники проекта: дети подготовительной группы «Капелька», родители, воспитатели. Название проекта «Сколько профессий и все хороши...

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Читайте также

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста «Овощи и…

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста«Овощи и фрукты – полезные продукты»   Программное содержание Цель: Закрепить знание о полезных продуктах, о наличии...

Физкультурное развлечение «Путешествие в зимний лес»

Физкультурное развлечение «Путешествие в зимний лес» для детей раннего возраста (2-3 года)   Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге, закреплять умение выполнять движение по...

Методическая разработка по теме «Повышение компетентности родителей по вопросам…

Методическая разработка по теме«Повышение компетентности родителей по вопросам раннего выявления и предупреждения отклонений в развитии их детей» (Курс консультаций)   Консультация № 1 Тема:...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Коллекционирование  как одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности…

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития  познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима. Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко...

Познавательная деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует...

Геометрические фигуры

Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами и формами предметов через игру.     Изучение эталонов форм предметов, т.е. геометрических фигур необходимо для познания ребенком окружающего мира. Благодаря этому у детей расширяются и углубляются знания об окружающей действительности, развиваются умственные операции (анализ...

ООД Познавательное развитие.Тема: «Как поступают добрые люди»

Цель :  cоздание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - содействия накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми ; - воспитания отрицательного отношения к грубости, жадности; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство