Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет посредством реализации совместного образовательного проекта «БиблиоГид»

 

Ориентация ребёнка на мир людей и человеческих отношений ставит перед взрослыми задачу обеспечить эталоны, которые послужат дошкольнику опорой в сложной и противоречивой жизни. Такими «опорами» могут выступать: чувство гордости за своё Отечество и малую родину, где гражданин родился и воспитывался; активная гражданская позиция; сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом – т.е. все те личностные установки, которые объединены понятием «патриотизм».

Поскольку формирование нравственно-патриотических чувств у ребёнка происходит в основном на уровне эмоционально-образного запечатления, эмоциональный компонент обеспечивается разными видами искусства: в их числе – художественная литература, архитектурные ансамбли, памятники искусства, патриотические песни и др.

Исходя из обозначенных позиций, совместно с семьями воспитанников и сотрудниками филиала Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара был разработан и реализуется образовательный проект «БиблиоГид». Его цель – содействовать формированию эмоционально окрашенного образа Родины и приобщению дошкольников к культурно-историческому наследию малой родины и Отечества.

Образовательный проект «БиблиоГид» направлен на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка, развитие его социальных, нравственных и этических качеств через ознакомление с городскими памятниками искусства и выдающимися людьми, чья творческая деятельность связана с городом Арзамасом.

Среди городских памятников искусства, которых в Арзамасе более десятка, есть памятники писателям А.С. Пушкину, А.П. Гайдару, А.М. Горькому. Поэтому в содержание проекта включены темы «А.С. Пушкин в Арзамасе» и «Арзамас – город Гайдара».

Также мы посчитали необходимым включить в проект знакомство детей с выдающимся соотечественником Василием Порфирьевичем Вахтеровым: памятник в Арзамасе ему не установлен, но в память о нём названа улица города.

Ещё одно из направлений проекта – знакомство детей с творчеством детского писателя, нашей современницы и землячки Галины Дядиной, книга которой под названием «Книжка в тельняшке. Морская азбука» вошла в список выдающихся детских книг мира «Белые вороны-2011» (этот список ежегодно составляет Мюнхенская международная детская библиотека). Творчество Г. Дядиной стало объектом публикации в журнале «Дошкольное воспитание»: статья «Слон на обоях. О стихах Галины Дядиной» (№ 11/2016).

И, разумеется, нельзя было обойти вниманием и не включить в содержание проекта знакомство детей с произведениями арзамасских поэтов Александра Плотникова и Николая Рачкова, посвящёнными городу Арзамасу и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

«Пушкин – это наше всё», – сказал русский поэт Аполлон Григорьев и через 150 лет повторил первый президент России Борис Ельцин. И с той поры каждый год 6 июня в нашей стране отмечается Пушкинский день России: день рождения великого русского поэта и День русского языка.

Именно с темы «А.С. Пушкин в Арзамасе» начинается реализация проекта «БиблиоГид». В период с июня по октябрь:

  • в детском саду и семье организуется чтение сказок А.С. Пушкина, прослушивание их в аудиозаписи, просмотр снятых по ним видеокниг и мультфильмов;
  • по итогам восприятия сказок проводится совместное иллюстрирование сказок и создание альбома творческих работ «Сказки А.С. Пушкина»;
  • в выходные дни дети с родителями совершают прогулку «По следам Пушкина» («маршрут выходного дня» начинается с нашего детского сада № 46 «Золотой петушок» и далее ведёт на площадь А.С. Пушкина к памятнику поэту; затем – к дому Бессоновых, где, по преданиям, бывал поэт; на улицу Пушкина; к школе № 2 имени А.С. Пушкина);
  • по итогам «маршрута выходного дня» в группе пополняется фотоальбом «Где мы были…», а на макете города дети размещают макет памятника А.С. Пушкину и декламируют отрывок стихотворения А. Плотникова:

«Я с юными в одном ряду       

На площадь Пушкина иду.

Иду Поэту на поклон,

Здесь навсегда прописан он»;

  • на «Встрече в гостиной библиотеки» по теме «Русская изба» дети от Хозяйки избы и её Внучки узнают об особенностях быта русского народа, о значении многих слов, встречающихся в сказках и стихах А.С. Пушкина (например, «очи», «чело» и др.). Так язык пушкинских сказок становится доступнее и понятнее;
  • освоение темы завершается совместным итоговым мероприятием: литературно-музыкальной гостиной «Пушкиниана». Дети встречаются с няней поэта Ариной Родионовной: вспоминая прочитанные сказки, они участвуют в инсценировках и отвечают на вопросы викторины. Затем, отправившись в далекое прошлое, дети попадают на бал пушкинской эпохи, танцуют полонез, и менуэт, и польку. А после «бала» отправляются в «салон», где слушают стихи А.С. Пушкина в исполнении своих родителей и романсы, сочиненные русскими композиторами на стихи поэта. Встреча в гостиной завершается выставкой творческих работ и подведением итога:

И на вопрос: «Кто наш поэт?» -

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ –

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин!»

В декабре детей снова ждёт «Встреча в гостиной библиотеки» на тему «Наум – грамотник». Отправившись в Город Букваринск и встретив там Букварёнка, дети узнают, что 14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума – святого, к которому в народе обращались за помощью, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум». По старой русской традиции с этого дня начинали учить детей грамоте: отец передавал ребёнка учителю со словами: «Батюшка Наум, наведи на ум». Вместе с Букварёнком дети узнают, что значит «берестяная грамота» и для чего она была нужна, рассматривают страницы старинных букварей и страницы «Русского букваря». Дети узнают, что именно по этому букварю дети в русских школах учились грамоте, что он был создан арзамассцем В.П. Вахтеровым, и помогают Букварёнку запомнить имя Василия Порфирьевича. Вместе с Букварёнком дети отправляются в виртуальную экскурсию по городу и попадают на улицу, названную в честь нашего выдающего земляка – улицу Вахтерова.

В выходной день дети с родителями совершают прогулку на улицу Вахтерова, пополняют фотографиями групповой альбом «Где мы были…» и создают свой «Букварь» в подарок Букварёнку.

«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной.» Кто же из нас, взрослых, не помнит эти чудесные слова из рассказа «Чук и Гек»?

Аркадий Петрович Гайдар – человек необыкновенной героической судьбы: коммунист, один из самых юных командиров времён Гражданской войны, участник другой войны – Великой Отечественной, а попутно с этим – замечательный детский писатель, творчество которого задевало за сердце и учило по-настоящему преданно и самоотверженно любить свою Родину.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Фронтовик

И Гражданин – Гайдар...

По теме «Арзамас – город Гайдара» в период с декабря по январь:

  • в детском саду и семье организуется чтение произведений А.П. Гайдара «Чук и Гек», «Поход», «Мальчиш-Кибальчиш»;
  • прочитанные произведения иллюстрируются детьми и оформляются в альбом «Моя любимая книжка»;
  • в выходные дни дети с родителями совершают прогулку по «гайдаровским местам» («маршрут выходного дня» начинается с посещения мемориально-бытового дома-музея А.П. Гайдара, затем семьи отправляются к скульптуре юного А.П. Гайдара у здания литературного музея, оттуда – к памятнику-бюсту писателю у здания бывшего пединститута на ул. К.Маркса; завершается «маршрут» посещением памятника писателю в Парке культуры и отдыха имени А.П. Гайдара);
  • по итогам «маршрута выходного дня» в группе пополняется фотоальбом «Где мы были…», а на макет города устанавливаются изготовленные совместно с родителями макеты памятников А.П. Гайдару и макеты зданий, связанных с его именем;
  • ко дню рождения писателя при непосредственном участии родителей в группе оформляется выставка «Наша коллекция»: здесь размещается сувенирная продукция с изображением писателя, детские иллюстрированные книги из семейных библиотечек;
  • 21 января, в день рождения А.П. Гайдара, в библиотеке проводится итоговое мероприятие: литературно-музыкальная гостиная «Любимых детских книг творец и верный друг ребят…». Дети встречаются с Арзамасской Музой, которая приглашает ребят побродить по старым улицам Арзамаса и узнать об удивительной судьбе Аркадия Петровича, о его детстве, необыкновенной боевой юности и героических поступках. «Путешествие в прошлое» сопровождается детским чтением стихов, посвящённых А.П. Гайдару, рассказыванием пословиц о помощи, исполнением патриотических песен, танцевальными композициями. Арзамасская Муза помогает ребятам понять, почему Арзамас считает себя городом Гайдара и почему арзамасцы бережно хранят память об этом удивительном человеке.

Прощаясь, дети обещают Арзамасской Музе читать книги, помогать людям и крепко любить свою Родину. Так, как любил её Аркадий Петрович Гайдар!

21 марта дети вновь встречаются в библиотеке с Арзамасской Музой, для того чтобы отметить Всемирный день поэзии. Встреча в «Литературной гостиной» посвящена творчеству детского поэта Галины Сергеевны Дядиной и начинается со строк стихотворения «Гигантская матрёшка»:   Глядела я в окошко

На мир с открытым ртом:

Гигантская матрёшка –

МИР,

город,

площадь,

дом…

Арзамасская Муза приглашает детей на выставку книг Г. Дядиной, а затем объявляет конкурс чтецов. Выразительно рассказывая выученные стихотворения, дети оправляются в морское путешествие с «Книжкой в тельняшке», встречают весёлых друзей, в звериной школе «Учатся с пушистиками», помогают собрать «Ёлкины игрушки» и отправляются в космический полёт со «Звёздной книгой». Конечно же, в конкурсе побеждает дружба, а в подарок дети получают замечательно иллюстрированную книгу «В Эрмитаж пришёл поэт…» (Скажу по секрету, что книга заранее покупается родителями группы.) А ещё Муза предлагает взять в группу и почитать книги арзамасского поэта Владимира Аполлонова, напоминая, что их потом обязательно нужно вернуть в библиотеку.

  В прежние годы книги Г. Дядиной мы брали в библиотеке, а теперь с помощью родителей в нашем детском саду собрана своя библиотечка. (Демонстрация «библиотечки»)

В апреле, готовясь к празднованию Дня Победы, дети ещё раз вспоминают о подвиге А.П. Гайдара и его героической гибели, вспоминают отрывок стихотворения А. Плотникова «Улыбка Гайдара»: «И вражья пуля в грудь вошла,

Земля качнулась зыбко,

Но нет, друзья, не умерла

Гайдарова улыбка.

… Война ушла, отгрохотав,

И пули отсвистали.

Бессмертная улыбка та

Теперь на пьедестале.»

Подготовка к празднику наполнена для детей особым смыслом, ведь наш детский сад находится на улице Победы и многие семьи тоже проживают на улице Победы.

С помощью родителей дети приносят и размещают в «книжном уголке» книгу писателя-арзамасца В. Аполлонова «Про Войну и про Вояку», книгу «От Арзамаса до Берлина» о боевом пути и героической судьбе арзамасцев; заучивают и иллюстрируют стихотворения арзамасских поэтов Н. Рачкова («Не забудь») и А. Плотникова («Ода солдату», «Весёлый круг», «У Вечного огня», «Цветы и обелиски», «Поколение фронтовиков»).

Вместе с родителями дети посещают мемориальный комплекс «Вечный Огонь», знакомятся с памятниками-бюстами арзамасцам – Героям Советского Союза, их подвигами; рассматривают фотографии из семейных архивов, узнают о родных и близких людях – участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, об их боевой доблести и наградах. В группе создаётся экспозиция «Спасибо деду за Победу!», собираются материалы «Война в истории моей семьи»: из них оформляется «Книга памяти».

А накануне Дня Победы проводится совместный праздник «Не забудем их подвиг великий!..», содержание которого построено на краеведческом материале: на произведениях арзамасских поэтов А. Плотникова, Н. Рачкова, В. Аполлонова, на детских впечатлениях о боевой доблести и трудовом подвиге своих родных и близких в годы войны, на рассказах о подвиге писателя А.П. Гайдара и подвигах арзамасцев – Героев Советского Союза, а также на полученных детьми представлениях о том, как чтят горожане память о своих земляках – доблестных защитниках Отечества.

Этим мероприятием в подготовительной к школе группе и завершается совместный образовательный проект «БиблиоГид».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации Интерактивное электронное дидактическое пособие по познавательному развитию предназначено для детей среднего...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...

Сценарий праздника «Посвящение в эколята»

Сценарий праздника «Посвящение в эколята» Цель: закрепление знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней. Задачи: Образовательные: расширять, пополнять и уточнять...

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8…

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8 Марта «Февромарт» (Звучит веселая музыка, дети заходят в зал.) Ведущая: Всем добрый...