Сайт для воспитателей детских садов



Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления дошкольников

 

Как ни крути, а должное внимание к постоянной тренировке системного мышления в период дошкольного возраста даст свой богатый урожай в будущем. Развитие мышления способствует лучшему осознанию картины окружающего мира. В настоящее время наблюдается огромная альтернатива при выборе методик для формирования у детей умения видеть окружающие предметы как совокупность взаимосвязанных предметов. Развивающие программы включают в себя как методы развития с самого раннего детства, так и работу с детьми более старшего возраста, когда поле для реализации заветной задачи значительно расширяется. И все же, отдельное место среди этого разнообразия по праву заслуживает игровая технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Она осуществляет возможность донести до маленького исследователя наиболее понятным языком сложные взаимосвязи систем в игровом поле ребенка. Например, метод, так называемых, маленьких человечков помогает отразить и рассказать простым языком об существующих состояниях интересующих объектов. «Твердые маленькие человечки», имеют сильную связь между собой, ребята крепко держаться за руки и стоят неподвижно (лед), «жидкие маленькие человечки» немного касаются локтями, могут чуть-чуть соприкасаться пальцами рук, связь между ними слабее (вода), а вот «газообразные маленькие человечки» позволяют беспрепятственно быстро бегать и передвигаться в пространстве (пар). Новатором технологии ТРИЗ принято считать автора фантастических произведений Генриха Альтшуллера. 
Для лучшего понимания начнем с того, что система является совокупностью связанных между собой элементов, их еще называют подсистемы, и связей между ними. Исследоваться как система может абсолютно любой предмет. Элементы этого объекта сами по себе не имеют качеств исследуемого объекта. Ну, к примеру, автобус как система. Его элементы – окна, руль, сиденья, двигатель и т.д. – ездить не могут. А вот при определенной взаимосвязи всех составляющих получается автобус, который способен передвигаться. Очень важно помочь перейти ребенку от предметного мышления к системному. Для очевидной наглядности можно привести такую историю: однажды слепым людям предложили ощупать слона и дать о нем представление. Те кто трогал хвост, сказали, что слон – это змея, те, кому досталась нога сказали, что слон – это колонна и т.д. Таким образом, невозможность увидеть слона целиком, как систему, полностью искажают представление о нем. Согласитесь, что человеку без развитого системного мышления в современном обществе будет несладко. А вот хорошо развитое творческое воображение заметно облегчит поиск альтернатив при решении изобретательных задач. Помогут в этом интереснейшие приемы ТРИЗ, такие как:
Морфологический анализ. В основе лежит прием фантазирования объекта, где первым делом определяются составные части исследуемого объекта, а впоследствии придумываются разнообразные варианты, которыми возможно представить эти части. Новаторские придуманные решения находят свое рождение путем объединения нескольких вариантов. Данный прием пришел в голову швейцарцу.
Метод фокальных объектов, при котором в процессе фантазирования интересующий объект приобретает качества, ему не присущие. Автор-Вайтинг Ч. из США.
Метод маленьких человечков, о котором говорилось выше. 
• С успехом используются круги Луллия. Они выглядят как два или больше соединенных между собой круга неодинакового диаметра. На одном кругу нарисованы, к примеру, детеныши животных, а на кругу побольше – их мамы. Вначале игры идет уточнение знаний детей по теме. Потом идет фантастическое задание, в результате которого получается творческий продукт. Детям предлагается пофантазировать, как мама-корова будет ухаживать за котенком? Или как смогут дружить щенок и кошка. При этом последовательно крутятся круги и придумываются все новые и новые вариации для нахождения решения в данной ситуации.
Хорошо работает «метод Робинзона».
• Бином фантазии

• «Да-нетка» - разновидность загадки, которую возможно отгадать при помощи вопросов, ответами на которые могут служить слова «да» или «нет».
• Вопросы: На что похоже? Для чего нужно?
• Слова-перевертыши.
• Поиск схожих черт и различий.

• И др.
Неоценимую пользу приносят игры с сюжетом сказок, когда дошкольникам предоставляется свобода фантазирование и наделение возможностью менять свойства и размеры объектов. Например, «и уродила репка миниатюрная…», «Напутала бабка рецепт и колобок получился соленый и совсем не аппетитный…». Подобные манипуляции разноколоритных технологий ТРИЗ позволяют расширять границы стандартных сюжетных линий и благоприятно сказываются на траекторию неограниченного полета фантазии для создания шедевров детской фантазии.





Новые публикации

«Курочка Ряба». Старая сказка на новый лад

«Курочка Ряба». Старая сказка на новый лад Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.Предварительная работа: - подбор музыкального репертуара; разучивание прибауток, танца цыплят.Декорации:...

НОД по экспериментированию «Волшебница вода»

НОД по экспериментированию «Волшебница вода» Программные задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Уточнить значение ёе для всего живого. Развивать любознательность, мышление, речь детей...

Конспект НОД в младшей группе: «Бусы для куклы Кати» (рисование штампами из проб…

Конспект НОД в младшей группе: «Бусы для куклы Кати» (Рисование штампами из пробковых бутылок) {pdf=download/files/presentation/file549.pdf|90%|700|native}

Читайте также

НОД «Опыт с водой и льдом»

НОД «Опыт с водой и льдом»   Цель: Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы. Мальчик Саша: Добро...

Конспект НОД «Сорока-белобока кашу варила»

Конспект НОД «Сорока-белобока кашу варила» 2 младшая группа   Образовательная область «Познание». Задачи: 1. Поощрять исследовательский интерес, знакомить со способами обследования предметов (разных круп) (П). 2...

Конспект занятия: «Ребёнок и окружающий мир» с использованием нетрадиционной тех…

Конспект занятия: «Ребёнок и окружающий мир» с использованием нетрадиционной техники рисования. Тема: «Звёздное небо» (возраст детей от 2 до 3 лет...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

В блогах

На приеме у врача. Средняя группа.

Цель: обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «Больница», расширить представления детей о профессиях врача. Оборудование:  куклы, медицинские инструменты (термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик...

Весеннее оформление группы «Здравствуй, …

Государственное казённое учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» г. Ульяновск Автор работы:  воспитатель Стрельцова Жанна Юрьевна Весеннее оформление группы «Здравствуй, гостья Весна!» Весна идет-весне...

«Экологические акции в ДОУ как активная …

   Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность...

Межрегиональный фестиваль-конкурс твор…

    20 апреля 2019г. стартовал  Межрегиональный фестиваль-конкурс творческих коллективов «Звучи и пой, любимый город!», посвящённый 550-летию города Чебоксары.       Детский вокальный ансамбль «Стрижата» МАДОУ «Детский сад №200», корпус «Стрижи», музыкальный руководитель...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство