Сайт для воспитателей детских садов



Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления дошкольников

 

Как ни крути, а должное внимание к постоянной тренировке системного мышления в период дошкольного возраста даст свой богатый урожай в будущем. Развитие мышления способствует лучшему осознанию картины окружающего мира. В настоящее время наблюдается огромная альтернатива при выборе методик для формирования у детей умения видеть окружающие предметы как совокупность взаимосвязанных предметов. Развивающие программы включают в себя как методы развития с самого раннего детства, так и работу с детьми более старшего возраста, когда поле для реализации заветной задачи значительно расширяется. И все же, отдельное место среди этого разнообразия по праву заслуживает игровая технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Она осуществляет возможность донести до маленького исследователя наиболее понятным языком сложные взаимосвязи систем в игровом поле ребенка. Например, метод, так называемых, маленьких человечков помогает отразить и рассказать простым языком об существующих состояниях интересующих объектов. «Твердые маленькие человечки», имеют сильную связь между собой, ребята крепко держаться за руки и стоят неподвижно (лед), «жидкие маленькие человечки» немного касаются локтями, могут чуть-чуть соприкасаться пальцами рук, связь между ними слабее (вода), а вот «газообразные маленькие человечки» позволяют беспрепятственно быстро бегать и передвигаться в пространстве (пар). Новатором технологии ТРИЗ принято считать автора фантастических произведений Генриха Альтшуллера. 
Для лучшего понимания начнем с того, что система является совокупностью связанных между собой элементов, их еще называют подсистемы, и связей между ними. Исследоваться как система может абсолютно любой предмет. Элементы этого объекта сами по себе не имеют качеств исследуемого объекта. Ну, к примеру, автобус как система. Его элементы – окна, руль, сиденья, двигатель и т.д. – ездить не могут. А вот при определенной взаимосвязи всех составляющих получается автобус, который способен передвигаться. Очень важно помочь перейти ребенку от предметного мышления к системному. Для очевидной наглядности можно привести такую историю: однажды слепым людям предложили ощупать слона и дать о нем представление. Те кто трогал хвост, сказали, что слон – это змея, те, кому досталась нога сказали, что слон – это колонна и т.д. Таким образом, невозможность увидеть слона целиком, как систему, полностью искажают представление о нем. Согласитесь, что человеку без развитого системного мышления в современном обществе будет несладко. А вот хорошо развитое творческое воображение заметно облегчит поиск альтернатив при решении изобретательных задач. Помогут в этом интереснейшие приемы ТРИЗ, такие как:
Морфологический анализ. В основе лежит прием фантазирования объекта, где первым делом определяются составные части исследуемого объекта, а впоследствии придумываются разнообразные варианты, которыми возможно представить эти части. Новаторские придуманные решения находят свое рождение путем объединения нескольких вариантов. Данный прием пришел в голову швейцарцу.
Метод фокальных объектов, при котором в процессе фантазирования интересующий объект приобретает качества, ему не присущие. Автор-Вайтинг Ч. из США.
Метод маленьких человечков, о котором говорилось выше. 
• С успехом используются круги Луллия. Они выглядят как два или больше соединенных между собой круга неодинакового диаметра. На одном кругу нарисованы, к примеру, детеныши животных, а на кругу побольше – их мамы. Вначале игры идет уточнение знаний детей по теме. Потом идет фантастическое задание, в результате которого получается творческий продукт. Детям предлагается пофантазировать, как мама-корова будет ухаживать за котенком? Или как смогут дружить щенок и кошка. При этом последовательно крутятся круги и придумываются все новые и новые вариации для нахождения решения в данной ситуации.
Хорошо работает «метод Робинзона».
• Бином фантазии

• «Да-нетка» - разновидность загадки, которую возможно отгадать при помощи вопросов, ответами на которые могут служить слова «да» или «нет».
• Вопросы: На что похоже? Для чего нужно?
• Слова-перевертыши.
• Поиск схожих черт и различий.

• И др.
Неоценимую пользу приносят игры с сюжетом сказок, когда дошкольникам предоставляется свобода фантазирование и наделение возможностью менять свойства и размеры объектов. Например, «и уродила репка миниатюрная…», «Напутала бабка рецепт и колобок получился соленый и совсем не аппетитный…». Подобные манипуляции разноколоритных технологий ТРИЗ позволяют расширять границы стандартных сюжетных линий и благоприятно сказываются на траекторию неограниченного полета фантазии для создания шедевров детской фантазии.





Новые публикации

Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей, род…

Народные праздники в детском саду как форма углубления взаимодействия детей, родителей и педагогов Нужны ли народные праздники и развлечения в детском...

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством прое…

«Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей, посредством проектной деятельности» Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют...

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Экологический проект «Сохраним природу вместе»

Читайте также

Использование технологий ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми 6 – 7 …

Использование технологий ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми 6 – 7 летТема: «Сказочная страна»   Цель: развивать связную речь, фантазию, обогащать...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в ста…

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»   Цели: формировать экологическую культуру у детей; прививать...

«Путешествие в Зоопарк» конспект занятия фитбол - кружка

«Путешествие в Зоопарк» конспект занятия фитбол - кружка Цель: Психологическое раскрепощение каждого ребенка; Вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в занятии посредствам фитбол-гимнастики; Развитии...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Познавательно-игровой проект «Ходи по пр…

Познавательно-игровой проект «Ходи по правилам» Вид проекта:  краткосрочный. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители. Пояснительная записка:   Актуальность проекта: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети...

«В детский сад без слез»

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются фундаментальные способности его дальнейшего развития. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в...

Лето и безопасность наших детей» — Конс…

Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами летний лес и на тёплую речку с...

Лето и безопасность наших детей

Лето и безопасность наших детей» — Консультация для родителей Вот и настала летняя пора, когда все стремятся за новыми незабываемыми впечатлениями на отдых на дачу, на море или просто в богатый дарами...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство