Теория решения изобретательных задач как средство развития системного мышления дошкольников
Как ни крути, а должное внимание к постоянной тренировке системного мышления в период дошкольного возраста даст свой богатый урожай в будущем. Развитие мышления способствует лучшему осознанию картины окружающего мира. В настоящее время наблюдается огромная альтернатива при выборе методик для формирования у детей умения видеть окружающие предметы как совокупность взаимосвязанных предметов. Развивающие программы включают в себя как методы развития с самого раннего детства, так и работу с детьми более старшего возраста, когда поле для реализации заветной задачи значительно расширяется. И все же, отдельное место среди этого разнообразия по праву заслуживает игровая технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Она осуществляет возможность донести до маленького исследователя наиболее понятным языком сложные взаимосвязи систем в игровом поле ребенка. Например, метод, так называемых, маленьких человечков помогает отразить и рассказать простым языком об существующих состояниях интересующих объектов. «Твердые маленькие человечки», имеют сильную связь между собой, ребята крепко держаться за руки и стоят неподвижно (лед), «жидкие маленькие человечки» немного касаются локтями, могут чуть-чуть соприкасаться пальцами рук, связь между ними слабее (вода), а вот «газообразные маленькие человечки» позволяют беспрепятственно быстро бегать и передвигаться в пространстве (пар). Новатором технологии ТРИЗ принято считать автора фантастических произведений Генриха Альтшуллера.
Для лучшего понимания начнем с того, что система является совокупностью связанных между собой элементов, их еще называют подсистемы, и связей между ними. Исследоваться как система может абсолютно любой предмет. Элементы этого объекта сами по себе не имеют качеств исследуемого объекта. Ну, к примеру, автобус как система. Его элементы – окна, руль, сиденья, двигатель и т.д. – ездить не могут. А вот при определенной взаимосвязи всех составляющих получается автобус, который способен передвигаться. Очень важно помочь перейти ребенку от предметного мышления к системному. Для очевидной наглядности можно привести такую историю: однажды слепым людям предложили ощупать слона и дать о нем представление. Те кто трогал хвост, сказали, что слон – это змея, те, кому досталась нога сказали, что слон – это колонна и т.д. Таким образом, невозможность увидеть слона целиком, как систему, полностью искажают представление о нем. Согласитесь, что человеку без развитого системного мышления в современном обществе будет несладко. А вот хорошо развитое творческое воображение заметно облегчит поиск альтернатив при решении изобретательных задач. Помогут в этом интереснейшие приемы ТРИЗ, такие как:
• Морфологический анализ. В основе лежит прием фантазирования объекта, где первым делом определяются составные части исследуемого объекта, а впоследствии придумываются разнообразные варианты, которыми возможно представить эти части. Новаторские придуманные решения находят свое рождение путем объединения нескольких вариантов. Данный прием пришел в голову швейцарцу.
• Метод фокальных объектов, при котором в процессе фантазирования интересующий объект приобретает качества, ему не присущие. Автор-Вайтинг Ч. из США.
• Метод маленьких человечков, о котором говорилось выше.
• С успехом используются круги Луллия. Они выглядят как два или больше соединенных между собой круга неодинакового диаметра. На одном кругу нарисованы, к примеру, детеныши животных, а на кругу побольше – их мамы. Вначале игры идет уточнение знаний детей по теме. Потом идет фантастическое задание, в результате которого получается творческий продукт. Детям предлагается пофантазировать, как мама-корова будет ухаживать за котенком? Или как смогут дружить щенок и кошка. При этом последовательно крутятся круги и придумываются все новые и новые вариации для нахождения решения в данной ситуации.
• Хорошо работает «метод Робинзона».
• Бином фантазии.
• «Да-нетка» - разновидность загадки, которую возможно отгадать при помощи вопросов, ответами на которые могут служить слова «да» или «нет».
• Вопросы: На что похоже? Для чего нужно?
• Слова-перевертыши.
• Поиск схожих черт и различий.
• И др.
Неоценимую пользу приносят игры с сюжетом сказок, когда дошкольникам предоставляется свобода фантазирование и наделение возможностью менять свойства и размеры объектов. Например, «и уродила репка миниатюрная…», «Напутала бабка рецепт и колобок получился соленый и совсем не аппетитный…». Подобные манипуляции разноколоритных технологий ТРИЗ позволяют расширять границы стандартных сюжетных линий и благоприятно сказываются на траекторию неограниченного полета фантазии для создания шедевров детской фантазии.
Читайте также |
---|
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями…
Развитие социального интеллекта старших дошкольников в процессе взаимодействия с семьями воспитанников по краеведению Развитие социального интеллекта – важный и необходимый этап...
Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко»
Новогоднее оформление группы по мотивам русско-народной сказки «Морозко» Самый долгожданный праздник для детей – это Новый год. И взрослые, и дети...
Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»
Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...