Особенности ценностного отношения к здоровью детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

 

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам, в том числе, реализующим задачи сохранения, укрепления и формирования здоровья детей. Рассмотрим их.

В программе «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева формулируются несколько иные задачи [12, с. 69]:

  • охрана жизни и укрепление здоровья;
  • обеспечение полноценного развития детей;
  • обеспечение своевременного овладения гигиеническими навыками;
  • формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

Содержание программы включает несколько блоков, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который, по мнению авторов, является базовой основой для осуществления программы [12, с. 16]. Данный блок представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Знакомство с основами гигиенической культуры происходит через усвоение социальных представлений (ориентаций) и практических умений в умывании, купании, культуре еды, уходе за вещами и игрушками, а также в играх на тему бытовых процессов.

Так, в программе «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова и др.) среди основных выделяются следующие задачи [29, с. 32]:

  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, содействие полноценному физическому развитию через организацию рационального режима дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
  • формирование у детей привычки к чистоте и аккуратности, привитие навыков самообслуживания, через обеспечение понимания детьми смысла выполнения режимных процессов, через воспитание у детей потребности в самостоятельной двигательной активности.

Авторы программы «Радуга» самым важным предметом воспитания считают физическую культуру. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость, полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни» [29, с. 27].

В разделе «Растим здорового ребенка» авторами освещаются общие задачи и рекомендации по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Программные задачи, связанные с особенностями работы по физической культуре, на каждом возрастном этапе представлены в разделах «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движения». Постепенно ребенок приучается заботиться о своем здоровье, овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Авторами освещаются и такие вопросы, как воспитание у детей правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умения сознательно избегать и даже предварять их.

В программе «Истоки» Т.И.Алиева, Т.В.Антонова среди задач по укреплению здоровья и формированию предпосылок здорового образа жизни обозначаются следующие [16, с. 56]:

  • организация рационального режима дня, обеспечение суточной продолжительности сна в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;
  • организация полноценного питания;
  • создание условий для оптимального двигательного режима;
  • осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
  • обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для культурно-гигиенического воспитания детей;
  • создание атмосферы психологического комфорта и предупреждение утомления;
  • обеспечение безопасности детей;
  • реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Обобщая, основные цели образовательных программ по ценностному отношению к здоровью, можно говорит о том, что «здоровье - одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка. В то же время оно является результатом процесса нормального развития», - отмечают авторы программы [16, с. 68].

«Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья через [4, с. 55]:

  • совершенствование функций организма ребенка;
  • полноценное физическое развитие;
  • воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование положительных нравственно-волевых черт личности.

Дошкольное детство представляет наиболее сензитивный период в жизни человека - именно в этот период дети наиболее восприимчивы к педагогическому воздействию. Они сознательно и ответственно относятся к усвоению знаний на занятиях, умеют подчинять свои действия поставленным перед ними задачам [25, с. 40].

Дети 6-7 лет обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений ценностного отношения к своему здоровью. Ведь именно в дошкольном возрасте осуществляется усвоение основных объемов информации, формирование представлений, выработка фундаментальных жизненных стереотипов [19, с. 63].

Определив возможности становления ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников рассмотрим возрастную специфику этого процесса через изучение психофизиологических особенностей детей этого возраста.

В этом возрасте у дошкольников активно развивается наглядно-образное мышление, когда решения задачи происходит в плане представления Они могут классифицироваться на: визуальную, слуховую, осязательную, вкусовую, органическую, антиципирующую (статическую, кинетическую, преобразующую), временную, пространственную, репродуктивную, абстрактно-логическую.. Степень сформированности представления зависит от контактов ребенка с окружающей средой и общения со взрослыми.

Активность старших дошкольников имеет существенно познавательный характер и направленность на преобразование окружающего мира, открытия неизвестного. Для ребенка 6-7 лет характерно необычное действие, которое мотивируется исследовательским, познавательным отношением к окружающему миру. Такой мотив выражается формулой: «что получится, если...». В этом возрасте особо значимыми становятся потребности в знаниях и впечатлениях, по мнению Л.И. Божович, М.Ю. Кистяковской, М.И. Лисиной, вследствие этого ребенок стремится к познанию нового, непонятного в окружающей действительности, хочет вникать в сущность объекта и явления, а это, в свою очередь, формирует у него представления о ценности своего здоровья и здоровья окружающих [8, с. 49].

При обладании огромной побудительной силой, интерес заставляет детей данного возраста активно стремиться к познанию. О том, что волнует детей дошкольного возраста, они часто спрашивают взрослого. Детские вопросы свидетельствуют о том, что нет областей действительности, которыми не заинтересовался бы ребенок. Вследствие этого организация соответственной практической деятельности будет способствовать воспитанию у детей устойчивого интереса к этой области.

В возрасте 6-7 лет как указывают А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Все вышесказанное свидетельствует о том, что воспитание становления ценностного отношения к здоровью у детей необходимо начинать именно на этом этапе дошкольного детства [22, с. 71].

В старшем дошкольном возрасте нервные процессы обладают большой силой и подвижностью по сравнению с предшествующим возрастным периодом. В этой связи новый характер приобретают познавательные интересы. Большинство детей сознательно относятся к усвоению знаний на занятиях, умеют подчинять свои действия определенным задачам. Восприятие по своим психологическим характеристикам приближается к уровню взрослого человека. Ввиду этого, становится возможным формирование осознанного отношения к формированию представлений.

В основе воспитания ценностного отношения к здоровью детей 6-7 лет лежат следующие составляющие:

  • научные знания, расширяющие представления дошкольников об организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни;
  • медико-профилактические меры;
  • рациональный режим дня, труда и отдыха;
  • двигательная активность;
  • правильно организованное питание, отсутствие вредных привычек [44].

В возрасте 6-7 лет дети могут самостоятельно формулировать простейшие правила, сохраняющее здоровье: ставят прививки, кушают витамины, моют руки, одеваются по погоде, делают зарядку, закаляются. Ребенок хорошо представляет себе строение тела, уверенно называет части тела, их значение, может называть процессы, происходящие в организме, к примеру, принимая пищу, во время двигательной активности. К этому возрасту у детей активно развиваются качества произвольности, самостоятельности, требовательности к себе и другим, способности довести начатое до конца.

 

Список использованной литературы:

  1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.
  2. Алямовская, В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект [Текст]: лекции 1-4
  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]: кол. моногр./ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с. – (ФГОС ДО).
  4. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]: кол. моногр./ под ред. М.Н. Лазутова, Л.А. Парамонова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с. – (ФГОС ДО).
  5. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст]: методическое пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1988. – 361 с.
  6. Пискунов, А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века [Текст]: методическое пособие для педагогических учебных заведений / А.И. Пискунов, Р.Б. Вердровская, В.М. Кларин и др. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 512 с.
  7. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст]: кол. моногр./ С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
  8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: популярное методическое пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного…

Зрительная гимнастика для детей с амблиопией и косоглазием младшего дошкольного возраста Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка...

Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников

Мультфильмы как средство развития познавательного интереса старших дошкольников Современный педагог-воспитатель должен решать в своей работе множество задач. Одной из приоритетных является...

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему:…

Групповой проект в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Я расту здоровым и счастливым!» Тема проекта: «Я расту здоровым и...

Читайте также

Сценарий к Дню города Москвы

Сценарий к Дню города Москвы Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В начале сентября Москва – столица нашей Родины празднует свой День Рождения...

Занятие по робототехнике в старшей группе детского сада, с использованием…

Занятие по робототехнике в старшей группе детского сада, с использованием роботов Bee-bot Тема: «В поисках пиратских сокровищ» Цель: «Развитие навыков элементарного...

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей…

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет Целью нашего исследования является изучение...