Сайт для воспитателей детских садов



Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий и методик

 

«Никакой человек не родится готовым,

то есть сформировавшимся,

но всякая его жизнь есть ни что иное,

как беспрерывно движущееся развитие,

беспрестанное формирование».

В.Г. Белинский.

 

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание.

Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все больше ориентируется на использование таких современных образовательных технологий и методик, которые в процессе эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывают положительное влияние и на развитие речи детей. Мой опыт работы использования таких средств представлен программой дополнительного образования «Малыш», программой «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе детей младшего дошкольного возраста», разработкой мультимедийных презентаций по развитию речи, собранием коллекции медиатеки, проектами «Капелька», Я сам», «Матрёшка».

1. Современные образовательные технологии и методики применяемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста направленные на развитие речи.

- Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии.

- Проблебно-игровая технология.

- Метод проектов.

- ИКТ (мультимедийная презентация).

Основные задачи использования современных образовательных технологий и методик направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:

1. Формирование навыка понимания речи.

2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.

3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.

4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.

5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).

6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

1.1. Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии.

Область совершенствования методики – это игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью, способствующие развитию фонематического восприятия, расширению лексического запаса, развитию слухового внимания и двигательной памяти, совершенствующие общую и мелкую моторику, выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитию мелодико-интонационных компонентов, творческой фантазии и воображения.

Моя работа с использованием этой технологии заключается в проведении занятий с детьми младшего дошкольного возраста в кружке «Малыш» по дополнительной образовательной программе которая, составлена с учётом рекомендаций логопеда Караваевой А.П и музыкального руководителя Федосовой Н.В.

Цель программы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами логоритмики.

Программа кружка разработана с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет

Сюжетно-тематическая организация учебной деятельности позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При выкладывании моделей по цвету и величине возможно использование предметов-заменителей. Так, большие и маленькие разноцветные кружки могут изображать цветы, капельки, зернышки, снежинки и т.д.

Основной формой учебной деятельности является комплексное занятие.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия 15 минут.

В результате участия в программе кружка «Малыш» у детей наблюдается:

- нормализация темпа и ритма речи;

- увеличение объёма памяти, словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов;

- развитие физиологического дыхания и речевой моторики для правильного произношения звуков;

- совершенствование фонематического восприятия и слуха, общей и тонкой моторики, мимики.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. Представленные в программе занятия построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Успешность новации заключается в уменьшении проблем связанных с задержкой речевого развития детей.

1.2. Проблемно-игровая технология. Область совершенствования методики на основе использования данной новации – это исследовательская деятельность, способствующая развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, которая учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, что облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности и способствует творческому развитию личности. Для осуществления на практике этой технологии мною составлена программа по развитию кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных, трудовых).

Основными методами освоения задач в данном возрасте являются следующие.

Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).

Игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т.п.

Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей.

Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.

Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров.

Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т.п.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащаетсяся словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Эта инновационная технология является одним из самых действенных способов развития речи ребёнка.

Программа «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в природе» в 2012 году удостоена диплома второй степени Всероссийского эколого –краеведческого конкурса «Природа родного края»

в номинации «Учим любить природу».

1.3. Метод проектов

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Результатом применения метода проектов у детей является повышается качества речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период всего пребывания детей в детском саду. Для детей младшего дошкольного возраста реализуются проекты «Капелька», «Я сам», «Матрёшка».

1.4. Мультимедийная презентация в учебно-воспитательной деятельности позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную. Что обеспечивает положительную устойчивую динамику качества знаний.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие педагоги отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

Результат применения современных образовательных технологий и методик направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста – это положительная динамика развития всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности: связная речь, грамматически правильная речь, звуковая культура речи, словарь, практическое овладение нормами речи.





Новые публикации

Консультация для родителей «Домашний театр на палочках»

Консультация для родителей «Домашний театр на палочках» Существует множество вариантов различных театров, которые очень нравятся детям и взрослым. На многих сайтах встречаются интересные статьи...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешес…

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по математическим тропкам» Цель занятия: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога. Задачи: Обучающие: Упражнять в...

Конспект НОД. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Тема: «Прир…

Конспект НОД. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природыТема: «Природа - наш дом» Цель: формирование гармоничных отношений между родителями и детьми в...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по образовательным…

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по образовательным областям«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»«Осень – красивое время года»   Задачи. Образовательные. 1.Обобщить...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе. Тема: «Наш дом - пр…

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе.Тема: «Наш дом - природа»   Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность». Форма деятельности: совместная деятельность взрослого...

Дидактические игры по развитию количественных представлений у детей средней гру…

Дидактические игры по развитию количественных представлений у детей средней группы Игра «Парочки» Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание. Ход игры: детям раздают по...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    Очень интересно! Детям будут с удовольствием изучать и закреплять материал!

    Подробнее...

     
  • Альбина
    Здорово! Вы большая молодей!

    Подробнее...

     
  • Елена
    А где продолжение?

    Подробнее...

В блогах

Уголок пожарной безопасности в младшей…

Заботиться  о  пожарной  безопасности  дома, в детском  саду, на улице необходимо всегда. Поэтому  мы в своей  группе совместно  с родителями создали  такой  уголок  пожарной  безопасности, чтобы дети  имея  перед  собой...

Поздравляем наших пап!

22 февраля 2019 года  воспитанники 6 группы Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка и их родители собрались в музыкальном зале, чтобы отпраздновать День защитника Отечества. Воспитатели группы Стрельцова Жанна...

Конспект НОД по развитию речи у детей ср…

Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Задачи: - подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; -учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы. Материалы: картина «Собака со щенятами», игрушки-...

Игры и упражнения для детей в период ада…

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Цель игр — это не развитие...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство