Сайт для воспитателей детских садов



Воспитание любви к «малой Родине» через ознакомление с природой родного края

 

Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. В процессе жизни и бытия в рамках конкретной социокультурной среды в человеке закладываются патриотические чувства, истоком которых являются глубинные чувства любви и привязанности к своей семье, своей земле, своему народу – родной, естественной и привычной среде обитания.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

В законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.

Основной из задач дошкольных образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, к ним относятся: чувство красоты, любви, доброты, воспитание на примерах истории и культуры родного города и страны.

Писатель И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Если в дошкольный период сформировано это чувство, то в школьный период становится возможным то, что выдающийся педагог В.А. Сухомлинский определял «как личное отношение к Родине».

Патриотическое воспитание – приоритетное в воспитательном процессе нашего ДОУ – осуществляется через ознакомление с природой и культурой родного края.

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:

  1. Знакомить детей с природой и экологическими особенностями Чувашской Республики и города Чебоксары.
  2. Воспитывать интерес и любовь к чувашской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  3. Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу, родной природе.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии дети включились в сюжетно-ролевую игру в детский сад.

Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

С этой целью мной были организованы экологические сезонные экскурсии:

  • в лесо-парковую зону «Шупашкар», где дети наблюдали сезонные изменения в природе, ознакомились с произрастающими деревьями и кустарниками, послушали шум леса;
  • в «Дубовую рощу», где говорили о животных, обитающих в республике; кормили белочек орешками;
  • к деревянной скульптуре «Медведь», возле которой продолжили изучение фауны и фольклора чувашского края, познакомились с прикладным творчеством чувашского народа;
  • к роднику, где познакомились с природными ресурсами Чувашии, этнографическими обрядами и народными приметами; попробовали родниковой воды;
  • к зданию Дворца культуры тракторостроителей, где проведена беседа о городе Чебоксары и его достопримечательностях.

Информацию, полученную в ходе экскурсий и тематических занятий в группе, закрепляли во время дидактических и сюжетно-ролевых игр с использованием чувашской детской литературы, дидактических пособий и поделок из природного материала.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу с семьёй я начала с бесед, с рассматривания картин о семье, подключила родителей к участию в жизни детского сада. С их помощью были оформлены природная и краеведческая зоны в групповой комнате, собрана небольшая коллекция декоративно-прикладного искусства, облагорожена прогулочная площадка. Мини-библиотечка в группе содержит книги для детей чувашских авторов, периодически оформляются книжные выставки на различные темы. Содействие оказывает детская библиотека им. Гайдара.

Тематические уголки в групповой комнате инициируют краеведческие и экологические игры и занятия: сюжетно-ролевые игры «В гости к бабушке», «День рождения Илемби», рассматривание чувашского национального орнамента, костюмов, домашней утвари, чтение чувашских народных сказок и т.п.

Играя вместе с детьми, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная), приобщала детей к истокам народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

Полученные во время игры знания дети легко передавали на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, с радостью откликались на разучивание чувашских слов, поговорок, присказок, пословиц, песенок, колыбельных.

Определённое место в работе занимает знакомство детей с народными праздниками. С глубокой древности пришел к нам праздник «Масленица» (Саварни) – это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником Пасха (Манкун). На занятиях по рисованию дети с увлечением раскрашивали пасхальные яйца. Всегда с нетерпением воспитанники ждут праздник Рождество (Сурхури), наполненный играми и развлечениями на улице.

Чтобы узнать, существуют ли какие-то традиции в семьях детей, я провела анкетирование родителей, которое показало, что в семье обязательно празднуются дни рождения, Новый Год, на 23 февраля и 8 марта принято дарить подарки, оформляются семейные фотоальбомы, совершаются прогулки в лес за грибами, поездки в деревню, туристические путешествия в разные города и страны.

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами чувашского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к своей нации, истории Чувашской Республики и её столицы – города Чебоксары.

Органично вплелась в работу по патриотическому воспитанию трудовая деятельность. Вместе с ребятами занимались земледельческим трудом на участке: посадкой растений, уходом за ними, наблюдением за их ростом и развитием. Ежегодно зимой на территории детского сада на деревьях развешиваем кормушки для птиц, подкармливаем их зерном и крошками хлеба.

В своей работе я эффективно использовала взаимодействие с учреждениями города:

  • Ботанический сад;
  • Дворец культуры тракторостроителей;
  • Культурно-выставочный центр «Радуга»;
  • Центр развития творчества детей и юношества «Росток»;
  • Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Чебоксары;
  • Детская библиотека им. А.П. Гайдара и другие.

Провела занятие на тему «Мой родной город», целью которого было обратить внимание на красоту и благоустройство города, наличие в нём достопримечательностей, на роль знаменитых чебоксарцев, прославивших город Чебоксары.

Далее сообщила детям, что в Чебоксарах, как и в других городах, есть памятные места, посвящённые героям Великой Отечественной войны. Каждый год 9 мая все жители нашего города приходят к Монументу Воинской Славы в парке Победы, чтобы почтить память героев-земляков и возложить цветы к памятнику. Объяснила детям, что возле памятника горит «вечный огонь» – это символ памяти о тех людях, кто защищал и погиб за нашу Родину. Дети не остались равнодушными к моему рассказу и изъявили желание в праздничный день возложить цветы к памятнику воинам-землякам.

Расширяя знания детей о понятии Родина, объяснила и подвела к тому, что это не только город, в котором они родились и живут, а Родиной мы зовем нашу республику и нашу Россию. Россия – очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России трудолюбивый и талантливый народ – чуваши.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, улучшилась память, расширились знания о родной природе, городе Чебоксары и Чувашской Республике, приобретены элементарные экологические навыки.

Подтверждением тому стало участие в разнообразных конкурсах на уровне:

  1. ДОУ: конкурсы чтецов: «Времена года», стихотворений на чувашском языке, стихотворений о профессиях; конкурс книжек-малышек по чувашским сказкам; конкурсы поделок: «Что нам осень принесла?», «Сказка выросла на грядке», «Снежная сказка».
  2. Ленинского района г. Чебоксары: конкурс кормушек для птиц;
  3. Чувашской Республики: конкурс поделок «Удивительный картофель», конкурсы рисунков «С любовью к животным», «Солнечный день»; творческий конкурс «Алло! Мы ищем таланты!».

В будущем планирую продолжить работу по ознакомлению с городом, его достопримечательностями, организовать встречи с интересными людьми нашего города.

Уверена, что у детей моей группы я смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине.





Новые публикации

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсиру…

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка по весеннему лесу» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно...

НОД «Путешествие в страну геометрических фигур»

НОД «Путешествие в страну геометрических фигур» Для детей второй младшей группы   Цель: Создание условий для закрепления умений о геометрических фигурах: умения различать...

Реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольно…

Реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница речь» Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования, ребенок достаточно хорошо...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность для детей младшей группы. Тема: В г…

Непосредственно образовательная деятельность для детей младшей группыТема: В гости к бабушке Варваре   Цель: познакомить детей с соленым тестом, столовой посудой, учить...

Конспект фронтального занятия для старшей группы. Тема: «Звуки с, сь, з, зь. Зву…

Конспект фронтального занятия для старшей группыТема: «Звуки с, сь, з, зь. Звукослоговой анализ слов»   Коррекционно-развивающие задачи: развитие чувства ритма, такта; закрепление в речи...

НОД познавательного типа с элементами экспериментирования «Где ночует Солнце?» (…

НОД познавательного типа с элементами экспериментирования «Где ночует Солнце?» (в подготовительной группе) Программное содержание: Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к дальнейшему изучению...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

В блогах

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как сред…

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников. Задачи: Сформировать у педагогов – участников мастер -...

«9 мая — День Победы». Сценарий праздник…

«9 мая — День Победы». Сценарий праздника для детей средней группы Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважении к ее историческому прошлому. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, закреплять...

Стихи ко Дню Победы!

День Победы — 9 мая это праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям  что такое война, о тяготах войны не только для солдат, но и...

Праздник к 8 марта «Моя мама золотая» в …

Входят 3 ребенка и читают стихи: Дарина День сегодня необычный, День сегодня не простой, Отмечаем праздник славный, Самый светлый и большой. Будут песни, будут танцы, Выступать для вас не лень. Дорогие наши мамы, Празднуем мы Женский день! Лиза Звезды в небе далеко, И достать...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство