Воспитание любви к «малой Родине» через ознакомление с природой родного края
Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. В процессе жизни и бытия в рамках конкретной социокультурной среды в человеке закладываются патриотические чувства, истоком которых являются глубинные чувства любви и привязанности к своей семье, своей земле, своему народу – родной, естественной и привычной среде обитания.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
В законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Основной из задач дошкольных образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, к ним относятся: чувство красоты, любви, доброты, воспитание на примерах истории и культуры родного города и страны.
Писатель И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Если в дошкольный период сформировано это чувство, то в школьный период становится возможным то, что выдающийся педагог В.А. Сухомлинский определял «как личное отношение к Родине».
Патриотическое воспитание – приоритетное в воспитательном процессе нашего ДОУ – осуществляется через ознакомление с природой и культурой родного края.
Свою работу по патриотическому воспитанию я начала с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:
- Знакомить детей с природой и экологическими особенностями Чувашской Республики и города Чебоксары.
- Воспитывать интерес и любовь к чувашской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
- Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу, родной природе.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии дети включились в сюжетно-ролевую игру в детский сад.
Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
С этой целью мной были организованы экологические сезонные экскурсии:
- в лесо-парковую зону «Шупашкар», где дети наблюдали сезонные изменения в природе, ознакомились с произрастающими деревьями и кустарниками, послушали шум леса;
- в «Дубовую рощу», где говорили о животных, обитающих в республике; кормили белочек орешками;
- к деревянной скульптуре «Медведь», возле которой продолжили изучение фауны и фольклора чувашского края, познакомились с прикладным творчеством чувашского народа;
- к роднику, где познакомились с природными ресурсами Чувашии, этнографическими обрядами и народными приметами; попробовали родниковой воды;
- к зданию Дворца культуры тракторостроителей, где проведена беседа о городе Чебоксары и его достопримечательностях.
Информацию, полученную в ходе экскурсий и тематических занятий в группе, закрепляли во время дидактических и сюжетно-ролевых игр с использованием чувашской детской литературы, дидактических пособий и поделок из природного материала.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу с семьёй я начала с бесед, с рассматривания картин о семье, подключила родителей к участию в жизни детского сада. С их помощью были оформлены природная и краеведческая зоны в групповой комнате, собрана небольшая коллекция декоративно-прикладного искусства, облагорожена прогулочная площадка. Мини-библиотечка в группе содержит книги для детей чувашских авторов, периодически оформляются книжные выставки на различные темы. Содействие оказывает детская библиотека им. Гайдара.
Тематические уголки в групповой комнате инициируют краеведческие и экологические игры и занятия: сюжетно-ролевые игры «В гости к бабушке», «День рождения Илемби», рассматривание чувашского национального орнамента, костюмов, домашней утвари, чтение чувашских народных сказок и т.п.
Играя вместе с детьми, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная), приобщала детей к истокам народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.
Полученные во время игры знания дети легко передавали на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, с радостью откликались на разучивание чувашских слов, поговорок, присказок, пословиц, песенок, колыбельных.
Определённое место в работе занимает знакомство детей с народными праздниками. С глубокой древности пришел к нам праздник «Масленица» (Саварни) – это проводы зимы и встреча весны. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником Пасха (Манкун). На занятиях по рисованию дети с увлечением раскрашивали пасхальные яйца. Всегда с нетерпением воспитанники ждут праздник Рождество (Сурхури), наполненный играми и развлечениями на улице.
Чтобы узнать, существуют ли какие-то традиции в семьях детей, я провела анкетирование родителей, которое показало, что в семье обязательно празднуются дни рождения, Новый Год, на 23 февраля и 8 марта принято дарить подарки, оформляются семейные фотоальбомы, совершаются прогулки в лес за грибами, поездки в деревню, туристические путешествия в разные города и страны.
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами чувашского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к своей нации, истории Чувашской Республики и её столицы – города Чебоксары.
Органично вплелась в работу по патриотическому воспитанию трудовая деятельность. Вместе с ребятами занимались земледельческим трудом на участке: посадкой растений, уходом за ними, наблюдением за их ростом и развитием. Ежегодно зимой на территории детского сада на деревьях развешиваем кормушки для птиц, подкармливаем их зерном и крошками хлеба.
В своей работе я эффективно использовала взаимодействие с учреждениями города:
- Ботанический сад;
- Дворец культуры тракторостроителей;
- Культурно-выставочный центр «Радуга»;
- Центр развития творчества детей и юношества «Росток»;
- Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Чебоксары;
- Детская библиотека им. А.П. Гайдара и другие.
Провела занятие на тему «Мой родной город», целью которого было обратить внимание на красоту и благоустройство города, наличие в нём достопримечательностей, на роль знаменитых чебоксарцев, прославивших город Чебоксары.
Далее сообщила детям, что в Чебоксарах, как и в других городах, есть памятные места, посвящённые героям Великой Отечественной войны. Каждый год 9 мая все жители нашего города приходят к Монументу Воинской Славы в парке Победы, чтобы почтить память героев-земляков и возложить цветы к памятнику. Объяснила детям, что возле памятника горит «вечный огонь» – это символ памяти о тех людях, кто защищал и погиб за нашу Родину. Дети не остались равнодушными к моему рассказу и изъявили желание в праздничный день возложить цветы к памятнику воинам-землякам.
Расширяя знания детей о понятии Родина, объяснила и подвела к тому, что это не только город, в котором они родились и живут, а Родиной мы зовем нашу республику и нашу Россию. Россия – очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России трудолюбивый и талантливый народ – чуваши.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, улучшилась память, расширились знания о родной природе, городе Чебоксары и Чувашской Республике, приобретены элементарные экологические навыки.
Подтверждением тому стало участие в разнообразных конкурсах на уровне:
- ДОУ: конкурсы чтецов: «Времена года», стихотворений на чувашском языке, стихотворений о профессиях; конкурс книжек-малышек по чувашским сказкам; конкурсы поделок: «Что нам осень принесла?», «Сказка выросла на грядке», «Снежная сказка».
- Ленинского района г. Чебоксары: конкурс кормушек для птиц;
- Чувашской Республики: конкурс поделок «Удивительный картофель», конкурсы рисунков «С любовью к животным», «Солнечный день»; творческий конкурс «Алло! Мы ищем таланты!».
В будущем планирую продолжить работу по ознакомлению с городом, его достопримечательностями, организовать встречи с интересными людьми нашего города.
Уверена, что у детей моей группы я смогла зародить первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине.
Читайте также |
---|
Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…
Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы…
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Цель: формирование гражданско-патриотических чувств. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России...
Развивающая игра на липучках «Чей малыш?»
Развивающая игра на липучках «Чей малыш?» Цель игры: развитие наблюдательности, усиление внимания и памяти детей, а также знакомство с домашними животными...