Развитие творческих способностей, инициативности и самостоятельности дошкольников через центр художественно-эстетического развития

 

Большую роль в развитии ребенка играет не только образовательный процесс, но и то, что ребенка окружает, где он проживает свой день. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому организации развивающей среды в группе следует уделять особое внимание.

Одним из показателей развивающей направленности предметной среды является высокая продуктивность детской деятельности, выполненной в течение дня. Проанализировав результаты мониторинга освоения детьми образовательной программы по разделу «Художественно-эстетическое развитие» и наблюдая за детьми, было отмечено, что во время самостоятельной деятельности дети редко выбирают центр искусства и, как следствие этого, низкая продуктивность детской деятельности. Так же у детей, которые любят и хотят создавать что-то своими руками, не всегда хватало знаний, умений, опыта. А у кого были определенные навыки и умения – не хватало творческого воображения, а кому- то не хватало уверенности, самостоятельности, инициативности. Формированию всех этих качеств способствует центр искусства.

Учитывая неравномерные темпы развития у детей восприятия и деятельности, допускается как бы «изолированное» освоение искусства и развития детского творчества. С этой целью центр искусства целесообразно разделить на две зоны:

  1. Зона искусства:

- уголок книги,

- уголок ряженья,

- уголок театра,

- уголок музыки.

  1. Зона творчества

После оформления художественно – эстетического центра Поставлены следующие задачи:

  1. пополнить зону творчества изобразительным, декоративным, обучающим, познавательным, наглядным материалом;
  2. продолжить формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности;
  3. развивать изобразительно-выразительные технические умения, освоение разных изобразительных техник.

Работа по данной теме началась с подробного изучения литературы, методических рекомендаций программы «Детство» по направлению «Художественно-эстетическое развитие». Далее проведен анализ освоения детьми программных задач образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», используя для этого диагностические задания, тесты и ситуации: «Научи рисовать», «Кляксы», «Дорисовка элементов», «Несуществующие животные» и др., предлагаемые Д.И. Воробьевой, Т.Т. Казаковой, Т.С. Комаровой, Д. Гилфорда, П. Торренса, О.М. Дьяченко. Эти диагностические методики позволяют выявить уровень освоения изобразительной деятельности и уровень развития воображения, творческие способности детей.

Для того чтобы ребенок начал творить, необходимы не только технические навыки и умения творить (правильно держать кисть, карандаши, резать ножницами, обводить по шаблону), но и большое разнообразие изобразительного материала (краски, мелки, фломастеры и др.), декоративного, бросового, природного материала (ленточки, бусины, перья, пуговицы, камушки и др.).

Следующим этапом было наполнение зоны творчества:

изобразительный материал – цветные карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, воздушные фломастеры; материалы для лепки – глина, пластилин; материалы для аппликации – бумага разных видов, цветов, фактуры;

декоративный материал: перья, шишки, ленты, камушки, пуговицы, декоративные заготовки (цветы, листья, силуэты птиц, животных и др.);

оборудование: кисти, палитра, ножницы, стаканчики, фигурные ножницы, трубочки, ватные палочки, трафареты, шаблоны, штампы разных видов, стеки разных форм, фигурные дыроколы, мольберты и др.;

обучающий материал: схемы работы в зоне творчества, схемы разных видов техник, схемы последовательного выполнения работ, книги и альбомы поделок, альбомы для рассматривания, дидактические игры;

познавательный материал: иллюстрации художников к детским произведениям, альбомы про виды искусств (народное декоративно-прикладное, живопись, графика и др.), схемы элементов разных видов росписи.

Наполняемость центра зависит от возраста детей, от образовательных задач, тематических недель и интересов, желаний детей.

Завершающим этапом работы стала практическая часть и здесь важно отметить последовательность этой работы:

  • обучение (навыкам, умениям выполнения разных видов техник);
  • закрепление и отработка этих навыков и умений;
  • использование декоративного материала и современных средств декорирования;
  • самостоятельная деятельность детей.

Работа проводилась в разных формах: индивидуально, подгруппами и групповой.

На последнем этапе работы по данной теме была сформирована картотека по приемам и техникам изобразительной деятельности. Данной картотекой дети пользуются в самостоятельной деятельности или в рамках НОД при выборе изобразительного материала. Благодаря такой форме работы у детей не только развиваются творческие способности и воображение, но и самостоятельность, инициативность, умение делать выбор.

План мероприятий на учебный год с детьми средней группы

Этапы Содержание Задачи Сроки Результат

Организа-

ционный

Изучение нормативно-правовой документации: ФГОС, СанПин, локальные акты ДОУ.
Изучение ООП ДОУ и «Детство».
Изучение методической литературы по художественно-эстетическому направлению.
Подборка наглядности (репродукции произведений изобразительного искусства, предметы народных промыслов), предлагаемые программой.
Подборка изобразительного материала, инструментов.
Изготовление обучающей наглядности (схемы поэтапного выполнения, правил работы).
Проведение мониторинга
Уточнить и обобщить знания о методике проведения изобразительной деятельности и использования нетрадиционных видов техник и материалов с детьми среднего возраста.
Оформить и наполнить центр «Творчество»;
Стимулировать инициативность, самостоятельность в выборе изобразительных материалов, умение работать по схеме, развивать творческое воображение.
Выявить уровень овладения детьми навыков и умений в изобразительной деятельности.
сентябрь-октябрь Центр «Творчества»
Перспективный план
Картотека техник и приемов
Диагностическая карта
Основной Рисование ладошками Тема: «Грибы в лукошке»
Задачи: закрепить умения делать отпечатки ладони и дорисовывать знакомые предметы; развивать воображение, творчество.
октябрь Выставка детских работ
Рисование пальцами Тема: «Ветка рябины»
Задачи: упражнять в рисовании пальчиками; учить рисовать ветку и листья рябины; закрепить навыки рисования гуашью; развивать чувство композиции.
октябрь Выставка детских работ
Рисование ватными пальчиками Тема: «Яркие цветы для мамы»
Задачи: познакомить детей с техникой рисования ватными палочками, развивать творческое воображение.
октябрь Выставка детских работ
Обрывная аппликация,
аппликация из мятой бумаги
Тема: «Пушистый котенок», «Открытка для мамы»
Задачи: закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование; учить дорисовывать картинку; развивать чувство композиции.
ноябрь Выставка детских работ;
Участие в творческом конкурсе;
Вручение подарка для мамы
Лепка из соленого теста с
использованием стеки и элементов декора
Тема: «Декоративная тарелочка»
Задачи: обогащать опыт работы с различными материалами (соленое тесто), сглаживать пальцами поверхности, украшать работу, используя стеки, декоративные элементы (семена, бусины)
ноябрь Выставка детских работ
Работа по замыслу Задачи: закрепить умение работать в разных техниках, развивать творческое воображение и самостоятельность. декабрь Мастер-класс для родителей;
Выставка детских работ
  Рисование вилкой, поролоном.
Комбинация техник и приемов
Тема: «Теплые шарфики», «Новогодняя елка», «Зимний лес», «Узоры на окне».
Задачи: познакомить с приемом рисования вилкой (расчесывание краски), поролоновой губкой; развивать творческое воображение, умение комбинировать, сочетать разные приемы и техники.
декабрь Выставка детских работ;
Участие в творческом конкурсе
Аппликация с использованием неизобразительных материалов (перья, ватные диски, крупа).
Аппликация с использованием готовых декоративных элементов
Тема: «Заснеженный лес», «Снеговик», «Деревья в снегу».
Задачи: познакомить с приемом декорирования, формировать умение подбирать и сочетать цвета.
январь Выставка детских работ
Составление интересных композиций из природных материалов, пластилина и бумаги Тема: «Заснеженные ветки», «Открытка для папы»
Задачи: продолжать учить сочетать и комбинировать изобразительный и неизобразительный материалы; развивать инициативность, самостоятельность при выборе материалов
февраль Выставка детских работ; вручение подарка для папы
Работа по собственному замыслу Задачи: закрепить умение работать в разных техниках, развивать творческое воображение и самостоятельность. февраль Выставка детских работ
Штампы Тема: «Золотая рыбка», «Перелетные птицы», «Цветы для мамы»
Задачи: упражнять в печатании с помощью печаток; развивать чувство композиции.
март Выставка детских работ;
Вручение открыток мамам;
Участие в творческом конкурсе
Коллаж Тема: «Скворечник», «Первые цветы», «Пасхальный кулич»
Задачи: совершенствовать умение работать в разных техниках; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
апрель Выставка детских работ;
Мастер-класс для педагогов ДОУ

Заключи-

тельный

Мониторинг
Анализ
Отчет на итоговом педагогическом совете
Задачи: выявить уровень овладения детьми навыков и умений в изобразительной деятельности; проанализировать проделанную работу. май Диагностическая карта; анализ;
отчет


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам»

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам» Под музыку входит Лето с корзиной, украшенной цветами, в венке из цветов...

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь к самому...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика»

Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика» (Средняя группа) Содержание рабочей программы кружка «Математическая сенсорика» Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»