Развитие творческих способностей, инициативности и самостоятельности дошкольников через центр художественно-эстетического развития
Большую роль в развитии ребенка играет не только образовательный процесс, но и то, что ребенка окружает, где он проживает свой день. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Поэтому организации развивающей среды в группе следует уделять особое внимание.
Одним из показателей развивающей направленности предметной среды является высокая продуктивность детской деятельности, выполненной в течение дня. Проанализировав результаты мониторинга освоения детьми образовательной программы по разделу «Художественно-эстетическое развитие» и наблюдая за детьми, было отмечено, что во время самостоятельной деятельности дети редко выбирают центр искусства и, как следствие этого, низкая продуктивность детской деятельности. Так же у детей, которые любят и хотят создавать что-то своими руками, не всегда хватало знаний, умений, опыта. А у кого были определенные навыки и умения – не хватало творческого воображения, а кому- то не хватало уверенности, самостоятельности, инициативности. Формированию всех этих качеств способствует центр искусства.
Учитывая неравномерные темпы развития у детей восприятия и деятельности, допускается как бы «изолированное» освоение искусства и развития детского творчества. С этой целью центр искусства целесообразно разделить на две зоны:
- Зона искусства:
- уголок книги,
- уголок ряженья,
- уголок театра,
- уголок музыки.
- Зона творчества
После оформления художественно – эстетического центра Поставлены следующие задачи:
- пополнить зону творчества изобразительным, декоративным, обучающим, познавательным, наглядным материалом;
- продолжить формировать умения и навыки изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности;
- развивать изобразительно-выразительные технические умения, освоение разных изобразительных техник.
Работа по данной теме началась с подробного изучения литературы, методических рекомендаций программы «Детство» по направлению «Художественно-эстетическое развитие». Далее проведен анализ освоения детьми программных задач образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», используя для этого диагностические задания, тесты и ситуации: «Научи рисовать», «Кляксы», «Дорисовка элементов», «Несуществующие животные» и др., предлагаемые Д.И. Воробьевой, Т.Т. Казаковой, Т.С. Комаровой, Д. Гилфорда, П. Торренса, О.М. Дьяченко. Эти диагностические методики позволяют выявить уровень освоения изобразительной деятельности и уровень развития воображения, творческие способности детей.
Для того чтобы ребенок начал творить, необходимы не только технические навыки и умения творить (правильно держать кисть, карандаши, резать ножницами, обводить по шаблону), но и большое разнообразие изобразительного материала (краски, мелки, фломастеры и др.), декоративного, бросового, природного материала (ленточки, бусины, перья, пуговицы, камушки и др.).
Следующим этапом было наполнение зоны творчества:
изобразительный материал – цветные карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, воздушные фломастеры; материалы для лепки – глина, пластилин; материалы для аппликации – бумага разных видов, цветов, фактуры;
декоративный материал: перья, шишки, ленты, камушки, пуговицы, декоративные заготовки (цветы, листья, силуэты птиц, животных и др.);
оборудование: кисти, палитра, ножницы, стаканчики, фигурные ножницы, трубочки, ватные палочки, трафареты, шаблоны, штампы разных видов, стеки разных форм, фигурные дыроколы, мольберты и др.;
обучающий материал: схемы работы в зоне творчества, схемы разных видов техник, схемы последовательного выполнения работ, книги и альбомы поделок, альбомы для рассматривания, дидактические игры;
познавательный материал: иллюстрации художников к детским произведениям, альбомы про виды искусств (народное декоративно-прикладное, живопись, графика и др.), схемы элементов разных видов росписи.
Наполняемость центра зависит от возраста детей, от образовательных задач, тематических недель и интересов, желаний детей.
Завершающим этапом работы стала практическая часть и здесь важно отметить последовательность этой работы:
- обучение (навыкам, умениям выполнения разных видов техник);
- закрепление и отработка этих навыков и умений;
- использование декоративного материала и современных средств декорирования;
- самостоятельная деятельность детей.
Работа проводилась в разных формах: индивидуально, подгруппами и групповой.
На последнем этапе работы по данной теме была сформирована картотека по приемам и техникам изобразительной деятельности. Данной картотекой дети пользуются в самостоятельной деятельности или в рамках НОД при выборе изобразительного материала. Благодаря такой форме работы у детей не только развиваются творческие способности и воображение, но и самостоятельность, инициативность, умение делать выбор.
План мероприятий на учебный год с детьми средней группы
Этапы | Содержание | Задачи | Сроки | Результат |
Организа- ционный |
Изучение нормативно-правовой документации: ФГОС, СанПин, локальные акты ДОУ. Изучение ООП ДОУ и «Детство». Изучение методической литературы по художественно-эстетическому направлению. Подборка наглядности (репродукции произведений изобразительного искусства, предметы народных промыслов), предлагаемые программой. Подборка изобразительного материала, инструментов. Изготовление обучающей наглядности (схемы поэтапного выполнения, правил работы). Проведение мониторинга |
Уточнить и обобщить знания о методике проведения изобразительной деятельности и использования нетрадиционных видов техник и материалов с детьми среднего возраста. Оформить и наполнить центр «Творчество»; Стимулировать инициативность, самостоятельность в выборе изобразительных материалов, умение работать по схеме, развивать творческое воображение. Выявить уровень овладения детьми навыков и умений в изобразительной деятельности. |
сентябрь-октябрь | Центр «Творчества» Перспективный план Картотека техник и приемов Диагностическая карта |
Основной | Рисование ладошками | Тема: «Грибы в лукошке» Задачи: закрепить умения делать отпечатки ладони и дорисовывать знакомые предметы; развивать воображение, творчество. |
октябрь | Выставка детских работ |
Рисование пальцами | Тема: «Ветка рябины» Задачи: упражнять в рисовании пальчиками; учить рисовать ветку и листья рябины; закрепить навыки рисования гуашью; развивать чувство композиции. |
октябрь | Выставка детских работ | |
Рисование ватными пальчиками | Тема: «Яркие цветы для мамы» Задачи: познакомить детей с техникой рисования ватными палочками, развивать творческое воображение. |
октябрь | Выставка детских работ | |
Обрывная аппликация, аппликация из мятой бумаги |
Тема: «Пушистый котенок», «Открытка для мамы» Задачи: закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги (обрывание бумаги) и рисование; учить дорисовывать картинку; развивать чувство композиции. |
ноябрь | Выставка детских работ; Участие в творческом конкурсе; Вручение подарка для мамы |
|
Лепка из соленого теста с использованием стеки и элементов декора |
Тема: «Декоративная тарелочка» Задачи: обогащать опыт работы с различными материалами (соленое тесто), сглаживать пальцами поверхности, украшать работу, используя стеки, декоративные элементы (семена, бусины) |
ноябрь | Выставка детских работ | |
Работа по замыслу | Задачи: закрепить умение работать в разных техниках, развивать творческое воображение и самостоятельность. | декабрь | Мастер-класс для родителей; Выставка детских работ |
|
Рисование вилкой, поролоном. Комбинация техник и приемов |
Тема: «Теплые шарфики», «Новогодняя елка», «Зимний лес», «Узоры на окне». Задачи: познакомить с приемом рисования вилкой (расчесывание краски), поролоновой губкой; развивать творческое воображение, умение комбинировать, сочетать разные приемы и техники. |
декабрь | Выставка детских работ; Участие в творческом конкурсе |
|
Аппликация с использованием неизобразительных материалов (перья, ватные диски, крупа). Аппликация с использованием готовых декоративных элементов |
Тема: «Заснеженный лес», «Снеговик», «Деревья в снегу». Задачи: познакомить с приемом декорирования, формировать умение подбирать и сочетать цвета. |
январь | Выставка детских работ | |
Составление интересных композиций из природных материалов, пластилина и бумаги | Тема: «Заснеженные ветки», «Открытка для папы» Задачи: продолжать учить сочетать и комбинировать изобразительный и неизобразительный материалы; развивать инициативность, самостоятельность при выборе материалов |
февраль | Выставка детских работ; вручение подарка для папы | |
Работа по собственному замыслу | Задачи: закрепить умение работать в разных техниках, развивать творческое воображение и самостоятельность. | февраль | Выставка детских работ | |
Штампы | Тема: «Золотая рыбка», «Перелетные птицы», «Цветы для мамы» Задачи: упражнять в печатании с помощью печаток; развивать чувство композиции. |
март | Выставка детских работ; Вручение открыток мамам; Участие в творческом конкурсе |
|
Коллаж | Тема: «Скворечник», «Первые цветы», «Пасхальный кулич» Задачи: совершенствовать умение работать в разных техниках; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. |
апрель | Выставка детских работ; Мастер-класс для педагогов ДОУ |
|
Заключи- тельный |
Мониторинг Анализ Отчет на итоговом педагогическом совете |
Задачи: выявить уровень овладения детьми навыков и умений в изобразительной деятельности; проанализировать проделанную работу. | май | Диагностическая карта; анализ; отчет |
Читайте также |
---|
Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам»
Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам» Под музыку входит Лето с корзиной, украшенной цветами, в венке из цветов...
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...
«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе
«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь к самому...