Ритмика как вид хореографического искусства

 

Ритмика является одним из видов хореографического искусства и тесно взаимосвязана с методикой музыкального воспитания. В дошкольных учреждениях музыкально - ритмические движения являются одним из основных средств музыкального воспитания. Уже с древних времён известно воздействие и сочетание ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Оздоровительное воздействие сочетания музыки и движений применялось в Египте, Китае, Индии. В античном Риме музыка и танец использовались для лечения. Считали, что лучшим путём для обучения действиям - это овладение элементарными движениями, из которых складывается более сложный элемент - движение суставов. В ритмических упражнениях используются разнообразные виды движений: основные, гимнастические, образные, а также танцевальные, так как музыка и танец тесно связаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей. Большое значение для развития музыкального кругозора, музыкального вкуса имеет хорошо подобранный, высокохудожественный музыкальный материал, который помогает детям выразительно исполнять движения в образе, в характере.

Задачи ритмики:

1. Развивать чувство ритма у воспитанников;

2. Развивать опорно-двигательный аппарат;

3. Формировать правильную осанку;

4. Совершенствовать качество движений на основе восприятия музыки, добиваясь их свободы, выразительности, чёткости, координации, пластичности, образности;

5. Формировать у детей навыки коллективного исполнения танца;

6. Развивать у дошкольников художественно-творческие способности, инициативу и самостоятельность.

У детей дошкольного возраста на занятиях по ритмике движения должны исходить из музыкальных характеров (образов): весёлый, спокойный, энергичный, оживлённый, жизнерадостный, лирический, торжественный. Воспитанники хорошо усваивают, запоминают пройденный материал, развивая свою память, двигательные навыки и чувство ритма.

На занятиях ритмикой дети заходят в зал, выполняют:

1. Построение.

2. Поклон.

3. Педагог сообщает план занятия.

4. Проводятся упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков (через хлопки, по одному хлопку, по два, в комбинации).

5. Начинается занятие с разминки:

- голова (основные упражнения),

- плечи (соединяем голову и плечи),

- наклоны корпуса «Часики» (вправо- влево, вперед-назад),

- полупальцы и приседания «Великаны-гномики» (сначала делаем все на месте, далее в повороте).

6.Выполняются прыжки:

- маленькие прыжки «Пружинки» (на месте, вправо-влево, вперед-назад, в повороте).

7. Отрабатываются перестроения рисунка в танце (круг, линия, диагональ).

8. Выполняются движения по диагонали:

- шаги на носочках,

- шаги на пяточках,

- шаг с носочка,

- бег, ноги назад - «Лошадка»,

- бег, поднимая колени вперед - «Лошадка»,

- подскоки,

- вращение на полупальцах (вправо-влево).

9. Проводится игра с танцевальными движениями на расслабление.

Игра - это самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, ввести детей в мир музыки. Существуют огромное количество игр, которые с каждым годом развиваются.

Игры на развитие творческих, зрительных способностей.

«Любимые зверушки». Ведущий показывает различных животных, птиц, а дети их должны в точности изобразить. Например:

«Пингвинчик» - дети ходят по первой позиции, руки внизу прижаты к корпусу, шагают с прямыми ногами.

«Страус» - дети наклоняются вниз, берутся руками за ноги внизу и с прямыми коленями шагают по залу, как будто страус спрятал голову в песок.

«Мишка» - дети идут по залу, свернув стопы ног вовнутрь, изображая «мишку косолапого»;

«Лисичка» - ходим по залу на полупальцах;

«Петушок» - ходим по залу с прямыми ногами, с каблука и взмахиваем руками.

В конце ведущий выбирает победителя, который более точно изображал птиц или животных.

Игры на внимание.

«Превращение». Исполняется по кругу. Когда ведущий сделает хлопок в ладоши один раз - дети должны остановиться в позе аиста, два - в позе лягушки, на три- возобновляют ходьбу по кругу.

Игры на развитие памяти.

«Запомнить движение» - дети повторяют движение за ведущим, потом выполняют его в обратном порядке.

В играх реализуется комплексное воспитание детей средствами разных видов искусств: ритмики, музыки, театра, хореографии.

«Игры с мячом». Задаётся тема (например: животные, овощи, фрукты). Педагог бросает по очереди мяч детям. Ребёнок, который поймал, быстро называет слово на заданную тему и бросает мяч обратно ведущему.

«Танцуют все». Все дети встают по кругу, в центре стоит ведущий, который показывает любое движение от себя, и все начинают танцевать под музыку. Затем ведущий выбирает другого ведущего, и игра продолжается дальше, но музыка каждый раз меняется, и дети меняют движения.

Подвижные игры. Цель - преодоление двигательного автоматизма.

10. Далее проводится партерная часть (на полу):

- разминка стоп;

- растяжка. На каждом занятии можно использовать разные виды растяжки:

«Дорожка» - дети вытягивают ноги вперед и натягивают стопы - это ровная дорожка, по которой ходят человечки. Из пальчиков делаем человечков, которые идут вперед и ловят стопы. Таким образом, дети ложатся на ноги и замирают.

«Бабочка» - дети садятся в позу бабочки (стопа к стопе, колени стараемся положить на пол), колени - это крылышки у бабочки. Бабочка полетела-работаем крылышками. Бабочка на цветочек села - положили крылышки на пол. Ловим бабочку - поднимаем руки наверх, ложимся на ноги и замираем;

- шпагат (на правую ногу, на левую ногу, поперечный);

- гимнастика (лодочка, парусник, мостик, корзинка, кошечка).

11. Изучение отдельных элементов танца (по одному или в парах).

Например:

- элементы народного танца (вынос ноги на каблук в сторону и вперед, ковырялочка, моталочка, молоточки);

- элементы современного танца (шаги, прыжки, работа корпуса).

12. В конце занятия дети делают поклон.

Таким образом, занятия по ритмике развивают у дошкольников опорно-двигательный аппарат, чувство ритма, формируют правильную осанку, совершенствуют качество движений на основе восприятия музыки. Дети свободно, четко, выразительно и пластично выполняют различные танцевальные элементы в соответствии с образом.

 

Литература:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей // Вопросы психологии. – 2009.
  3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – Санкт-Петербург, 2010.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День России» Цель: Воспитание чувства патриотизма, любви к России, гордости за родную страну Задачи: - Закрепить и...

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к нам пришла» Цели: Закрепить представления детей об осени, ее признаках; закрепить...

Читайте также

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Степ-аэробика…

Конспект образовательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Степ-аэробика как средство развития двигательной активности дошкольников»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте» Цель: формирование умения придумывать и отгадывать загадки. Задачи: Упражнять в рассуждении и в умении доказывать. Подбирать глаголы, обозначающие...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по…

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак» «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным Ему пяти словам-...