Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

 

В дошкольной педагогике на протяжении многих лет ведется активный поиск разнообразных средств, форм и методов трудового воспитания детей. В народной педагогике накоплен огромный опыт трудового воспитания, прошедший многовековую проверку временем. Народная педагогическая практика каждую область жизни использовала в воспитательных целях. Пособием для воспитания являлась вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, окружающим миром. Педагогический опыт людей закреплен в фольклоре, в играх и игрушках, в праздниках, в предметах народного прикладного искусства. Использование народных традиций в практике дошкольного учреждения открывает огромные возможности для трудового воспитания детей. Однако в настоящее время этот богатейший потенциал часто остается невостребованным в практике работы дошкольных организаций.

Нами было изучено состояние проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики в практике работы дошкольной образовательной организации.

Анализ актуального уровня трудового воспитания старших дошкольников показал, что у большинства детей преобладает средний уровень трудового воспитания. Они не всегда положительно относятся к трудовым заданиям и просьбам, при этом трудовые навыки у них слабо сформированы, а больше всего проблем возникает во время установления взаимодействия друг с другом в процессе труда.

Опыт народной педагогики практически не используется в современной практике воспитания. Диапазон средств народной педагогики, используемый педагогами дошкольной организации в трудовом воспитании детей, узкий, и не в полной мере соответствует психологическим особенностям современных дошкольников. Предметно-развивающие зоны не решают проблему приобщения детей к труду средствами народной педагогики.

Изучение ориентированности семьи на использование средств народной педагогики в трудовом воспитании детей показало абсолютное незнание и непонимание родителями воспитательных возможностей народной педагогики. В восприятии современных родителей средствами народной педагогики в приобщении ребенка к труду являются только розги, угол с горохом и другие телесные наказания.

Следовательно, уровень использования средств народной педагогики в трудовом воспитании детей можно считать неудовлетворительным, что поставило перед нами проблему создания педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики строилась по следующим направлениям:

- повышение профессиональной готовности педагогов к использованию средств народной педагогики в трудовом воспитании детей;

- регулярное включение разнообразных средств народной педагогики в образовательную работу с детьми на основе принципов системности, доступности, соответствия возрастным и индивидуальным возможностям;

- создание соответствующей образовательной среды в группе;

- осуществление данной работы в тесном контакте с семьями воспитанников.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования средств народной педагогики в трудовом воспитании старших дошкольников нами разработана программа работы с педагогами, которая включала: методические семинары «Опыт народной педагогики в воспитании современных дошкольников», «Использование народных пословиц и поговорок в образовательной работе с детьми», мастер-классы «Народные трудовые праздники как средство воспитания детей», «Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания уважения к труду людей», консультацию «Народная сказка как средство трудового воспитания дошкольников», выставку методической литературы по проблеме использования опыта народной педагогики в воспитании дошкольников.

Работа по трудовому воспитанию подразумевала регулярное включение разнообразных средств народной педагогики в воспитательно-образовательный процесс на основе принципов системности, доступности, соответствия возрастным и индивидуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы заключалась в создании системы работы по трудовому воспитанию дошкольников средствами народной педагогики.

В работе решались следующие задачи: способствовать формированию у старших дошкольников системы знаний о русской народной культуре, искусстве, традициях; воспитывать устойчивый познавательный интерес и уважение к труду; создать условия для самостоятельного отражения дошкольниками полученных знаний и умений.

Разработанный и реализованный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, нацеленный на трудовое воспитание средствами народной педагогики, включал в себя следующие приоритетные направления.

Первое направление работы — фольклор. На конкретных образцах народной мудрости мы показывали детям, что в народе всегда осуждались лень и нерадивость, и восхвалялось трудолюбие. В работе использовали народные сказки, пословицы и поговорки о труде.

Второе направление работы — народные игры и игрушки. Посредством специально подобранных народных игр дошкольники приучались соблюдать правила, преодолевать трудности, готовились к трудовой деятельности. Также дети знакомились с традиционными игрушками, учились самостоятельно их изготавливать.

Третье направление работы — традиционные праздники. Знакомясь с циклом народных трудовых праздников, традициями и обрядами своего народа, дошкольники приобщались к народным идеалам трудолюбия.

Четвертое направление работы — декоративно-прикладное искусство. Дошкольники приобщались к трудовой деятельности через эмоциональное восприятие образцов декоративно-прикладного творчества, самостоятельное изготовление образцов декоративно-прикладного искусства.

Образовательная среда в группе была обогащена за счет элементов, направленных на использование опыта народной педагогики в трудовом воспитании детей. Был оформлен краеведческий уголок в виде традиционной русской избы. Для мини-музея были отобраны экспонаты, которые несли не только предметно-информационную нагрузку, но и создавали атмосферу национального быта (предметы народного быта, музыкальные инструменты, народные костюмы, изделия художественных традиционных промыслов, народные игрушки, картины, иллюстрации и фотографии, изображающие сценки из повседневной жизни крестьян и др.).

Для налаживания сотрудничества с родителями дошкольников по вопросам трудового воспитания детей средствами народной педагогики нами были реализованы различные формы взаимодействия с семьей. Так, для информирования родителей впапке–передвижке «Народный календарь» постоянно помещаются материалы на тему календарных народных праздников; традиции и народные приметы; рецепты традиционной русской кухни. Родители привлекались к оформлению выставок и участию в творческих конкурсах, к проведению мастер-классов по изготовлению и украшению предметов народного декоративно-прикладного искусства. Во время проведения групповых народных праздников родители присутствовали не только как зрители, но и как действующие лица. Родители привлекались к созданию декораций, костюмов, и, конечно же, играли определенные роли.

Результаты опытно-экспериментальной работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики показали:

- рост уровня профессиональной готовности педагогов дошкольной организации к использованию средств народной педагогики в трудовом воспитании детей, ориентированности образовательного процесса дошкольной организации на использование средств народной педагогики и создание соответствующей образовательной среды в группах,

- ориентированность семьи на использование средств народной педагогики в трудовом воспитании детей,

- существенное повышение уровня трудового воспитания у старших дошкольников экспериментальной группы.

Следовательно, создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в трудовом воспитании старших дошкольников, в свою очередь, привело к повышению уровня трудового воспитания детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание народной мудрости, трудовых семейных традиций с достижениями современной педагогической науки, систематическим и коллективным характером трудовых обязанностей детей, личным примером способствует формированию у дошкольников трудолюбия, сознательного и уважительного отношения к труду.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию. Тема:…

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию Тема: «Поездка в театр» Цели: Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащение игровых действий...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Читайте также

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей…

Методическое пособие для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей «Её величество - ловкость»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в…

Занятие в младшей группе. Тема: «Согласие да лад — в семье клад» Цель: Формирование у детей представления о семье через беседу...