Хороводные игры как средство социализации ребенка
Главная проблема адаптации детей раннего возраста к детскому саду – это трудность отрыва от матери. Для многих малышей ситуация отдаления от родного человека является травмирующей. Иногда это вызывает депрессию, проявление тревожности и может сказаться на темпах общего развития.
Но с другой стороны, невозможно не учитывать, что ранее детство - период, продуктивный для развития ребенка. И бывает крайне обидно, что в этом возрасте все впечатления малыша ограничиваются тем, что он может бродить по квартире вокруг скучающей матери, которая к тому же толком и не знает, чем с ним заняться.
Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Воспитатель находит множество способов, чтобы дети адаптировались менее болезненно: ласковое слово, доброжелательность, разнообразие впечатлений, интересные игры, простор для активных действий. Дети раннего возраста еще не умеют играть вместе – только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней – и получают от этого несказанное удовольствие.
Это и есть первый опыт коллективности, совместного действия. Его надо научиться специально организовывать. Нельзя не отметить большое значение для этой цели хороводных игр и игр в кругу.
Чем хорошо хороводные игры? По своему характеру – это игры – забавы. Они всегда связаны с праздниками, в них царит веселье. Хороводные игры исключают конкуренцию и неуспех ребенка, способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребностей в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций.
Текст хороводных игр необязательно заучивать, поскольку они легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. А музыкальное сопровождение помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Эти игры помогают воспитателю завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Как только начинается такая игра, дети быстро сбегаются, забывая обо всех обидах и ссорах.
При выборе игры нужно обращать внимание на соответствие содержания возрасту: слова и движения должны быть доступными и интересными для малышей. Как правило, это игры, построенные на основе сочетания повторяющихся несложных движений со словами, которые дети с удовольствием выполняют: «Карусели» , «Снежок» , «Раздувайся пузырь!» . Это еще и песни про них лично, т. е. чуть ли не именные: подставляй свое имя – и вот уже песня про каждого в отдельности ребенка, да еще и весело всем!
Например:
- «Как на нашем не лугу пляшет Оленька (Танечка, Ванечка) в кругу!…»
- Три веселых братца гуляли по двору. (Саша вместе с мамой гуляли по двору…, Даня, Вера, Света гуляли по двору…)
В Хороводе очень важна роль взрослого. Через него ребенком усваивается игра, причем огромное значение при этом имеет положительный эмоциональный контакт. В целом вся работа требует от воспитателя повышенной эмоциональности: и руками нужно уметь всплеснуть, и удивление изобразить, и нахмуриться, т. е. мимика и жесты воспитателя должны быть на уровне актера драматического театра.
Маленький ребенок – не значит простой ребенок. В работе с детьми раннего возраста требуется не меньше (а то и больше) выдумки и искусства, чем в работе с детьми более старшего возраста. И это очень увлекательно!
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...
Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий
Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий
Обучение дошкольников правилам дорожного движения
Обучение дошкольников правилам дорожного движения Очевидно, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка...