Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

 

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерных игр. Сегодня в обществе чтение перестаёт быть безусловной ценностью.

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, воспитывает жизненность, в каких ситуациях он не оказался.

Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале.

Опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувство дошкольника отличаются особой эмоциональностью.

Одним из путей решения данного вопроса является раннее систематическое приобщение ребенка к чтению художественной литературы как в семье, так и ДОУ.

Для того чтобы привлечь внимание родителей к чтению, совместно изготавливаем книжки – малышки, рисунки к прочитанной сказке, стихам и т.д.

Выпуск книжек – малышек позволяет:

- расширить и обогатить словарный запас детей, активизировать их речевое общение;

- привить детям желание слушать художественные произведения и рассматривать иллюстрации к ним;

- развивать у детей коммуникативные способности через совместную деятельность во время изготовления книжек.

С целью установления контактов с семьей использовала следующие формы работы:

- круглые столы;

- консультации;

- буклеты;

- проводила акцию подари книги;

- выставки книг, рисунков, поделок

- анкетирование;

- совместная творческая деятельность в постановке сказок для других групп в ДОУ

- изготовление мультфильма «Бездельник светофор»

По завершению работы по изготовлению книжек – малышек, рисунков, поделок у ребенка остается чувство гордости за достигнутый результат.

Беседы о художественных произведениях помогает детям понять прочитанное, определить свое отношение к героям, их поступкам.

Ребенок учится понимать красоту и гибкость родного языка, слушать его музыку и ритм.

Особенно хочется подчеркнуть, насколько необходимо чтение игровых стихов. Удовлетворение малыша в игре словом, звуком, во всевозможных перевоплощениях, фокусах.

Игровые стихи укрепляют в нем чувство реальности, служат подспорьем в познавательной деятельности, а также воспитывают такое драгоценное качество, как юмор.

Очень важным является приобщение родителей к почти утраченной ныне традиции устной передачи сказок, легенд. Взрослым просто необходимо учиться умению свободно обращаться со сказочным материалом, импровизировать.

Главное, что в силах педагога, родителей – убедить детей в значимости литературы, искусства. Для этого мы используем каждую возможность для общения через книжки – малышки, рисунки, поделки (лепка, аппликация и т.д.) дети пересказывают прочитанную книгу, рассказ, вместе размышляем, переживаем, учимся радоваться тому прекрасному, что нас окружает.

Планомерная и последовательная работа по ознакомлению с художественной литературой способствовала речевому развитию, совместно с родителями, дало следующие результаты:

- у детей развиты основные формы монологической и диалогической речи;

- сформированы навыки свободного речевого общения;

- владеют операциями анализа, синтеза, сравнения;

- дети выделяют вербальными средствами выразительности при передаче и создании образа сказки;

- проявляют интерес к книжной литературе, детской литературе;

- дети стремятся к речевому творчеству.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Метод воспитания – слово

Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...

Воспитание детей в семье на православных традициях

Воспитание детей в семье на православных традициях «Ничего нет выше доброго воспитания детей: оно должно быть началом, серединою и концом всех родительских забот...

Читайте также

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр» Аннотация Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в...

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности В повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последнюю пару десятилетий. Ухудшение...