Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерных игр. Сегодня в обществе чтение перестаёт быть безусловной ценностью.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, воспитывает жизненность, в каких ситуациях он не оказался.
Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале.
Опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувство дошкольника отличаются особой эмоциональностью.
Одним из путей решения данного вопроса является раннее систематическое приобщение ребенка к чтению художественной литературы как в семье, так и ДОУ.
Для того чтобы привлечь внимание родителей к чтению, совместно изготавливаем книжки – малышки, рисунки к прочитанной сказке, стихам и т.д.
Выпуск книжек – малышек позволяет:
- расширить и обогатить словарный запас детей, активизировать их речевое общение;
- привить детям желание слушать художественные произведения и рассматривать иллюстрации к ним;
- развивать у детей коммуникативные способности через совместную деятельность во время изготовления книжек.
С целью установления контактов с семьей использовала следующие формы работы:
- круглые столы;
- консультации;
- буклеты;
- проводила акцию подари книги;
- выставки книг, рисунков, поделок
- анкетирование;
- совместная творческая деятельность в постановке сказок для других групп в ДОУ
- изготовление мультфильма «Бездельник светофор»
По завершению работы по изготовлению книжек – малышек, рисунков, поделок у ребенка остается чувство гордости за достигнутый результат.
Беседы о художественных произведениях помогает детям понять прочитанное, определить свое отношение к героям, их поступкам.
Ребенок учится понимать красоту и гибкость родного языка, слушать его музыку и ритм.
Особенно хочется подчеркнуть, насколько необходимо чтение игровых стихов. Удовлетворение малыша в игре словом, звуком, во всевозможных перевоплощениях, фокусах.
Игровые стихи укрепляют в нем чувство реальности, служат подспорьем в познавательной деятельности, а также воспитывают такое драгоценное качество, как юмор.
Очень важным является приобщение родителей к почти утраченной ныне традиции устной передачи сказок, легенд. Взрослым просто необходимо учиться умению свободно обращаться со сказочным материалом, импровизировать.
Главное, что в силах педагога, родителей – убедить детей в значимости литературы, искусства. Для этого мы используем каждую возможность для общения через книжки – малышки, рисунки, поделки (лепка, аппликация и т.д.) дети пересказывают прочитанную книгу, рассказ, вместе размышляем, переживаем, учимся радоваться тому прекрасному, что нас окружает.
Планомерная и последовательная работа по ознакомлению с художественной литературой способствовала речевому развитию, совместно с родителями, дало следующие результаты:
- у детей развиты основные формы монологической и диалогической речи;
- сформированы навыки свободного речевого общения;
- владеют операциями анализа, синтеза, сравнения;
- дети выделяют вербальными средствами выразительности при передаче и создании образа сказки;
- проявляют интерес к книжной литературе, детской литературе;
- дети стремятся к речевому творчеству.
Читайте также |
---|
Метод воспитания – слово
Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...
Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы
Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...
Воспитание детей в семье на православных традициях
Воспитание детей в семье на православных традициях «Ничего нет выше доброго воспитания детей: оно должно быть началом, серединою и концом всех родительских забот...