Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX века.
Изучая тяжелые расстройства речи, Р.Е. Левина выделила и дала подробное описание категории детей, у которых недостаточно сформированы все языковые структуры. У этих детей нарушено различение и произношение звуков, овладение системой морфем происходит неполноценно, в связи с чем отмечено отставание развития навыков словообразования и словоизменения, связной речи, отстает от нормы словарный запас по качественным и количественным показателям. Это системное нарушение получило название «общее нарушение речи» (ОНР). ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормально интеллекте и слухе.
Дети с нарушениями речевого развития имеют свои особенности психического развития в дошкольном возрасте. Ю.Ф. Гаркуша в своем исследовании представляет результаты изучения психических функций детей с нарушениями речевого развития:
- дети с ОНР испытывают трудности в зрительном опознавании образа предмета, им требуется достаточно большое количество времени для того, чтобы принять решение; для них характерна неуверенность, совершение ошибок в распознавании предметов; им сложно выполнять задания «по образцу», что связано с недостаточной сформированностью зрительного восприятия;
- в плане мнемических функций, детям с ОНР свойственна низкая степень запоминания вербальных стимулов, дети очень быстро утомляются, им необходима помощь взрослого, сами же дети мало инициативы в процессе общения.
В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши также подчеркивается, что дети с ОНР имеют нарушения общения, незрелость мотивационно-потребностной сферы, что вызывает затруднения процесса межличностного взаимодействия, создавая серьезные проблемы в их развитии и обучении.
Общая соматическая ослабленность детей с ОНР способствует отставанию в развитии двигательной сферы: у них отмечается низкая степень скоординированности, скорости и четкости движений. По наблюдениям Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, дети с ОНР обнаруживают недостаточную координацию движений в таких видах моторики, как общая, мимическая, мелкая и артикуляционная моторика.
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.
Л. В. Кузнецова, ссылаясь на исследования своих коллег, отмечает, что в зависимости от модальности раздражителя у детей с ОНР обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания.
Так, дошкольникам с речевым недоразвитием гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной инструкции.
О.В. Трошин, Е.В. Жулина констатируют, что внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Прежде всего такие дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач; им гораздо сложнее сосредоточиться на выполнении задания в условиях словесной инструкции (при этом наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур).
Распределение внимание между речью и практическим действием для детей с ОНР оказывается трудной, практически невыполнимой задачей реакции. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются сложные реакции сопровождающего характера, а также реакции не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент. Все виды контроля за деятельностью (упреждающий текущий и последующий) часто являются у детей с ОНР несформированными или значительно нарушенными. Причем в большей степени страдает упреждающий, то есть связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) контроль.
Снижение уровня произвольного внимания у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
У дошкольников с ОНР все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий) часто несформированы или значительно нарушены, причем больше всего страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Особенности произвольного внимания у детей с ОНР ярко проявляется в характере отвлечений.
Таким образом, можно сказать, что у детей дошкольного возраста с ОНР имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными особенностями. У детей с ОНР внимание характеризуется следующими особенностями:
- основные свойства страдают и количественно и качественно;
- объем узкий;
- концентрация снижена;
- отмечается явление «мерцающего внимания»;
- быстрая утомляемость.
Читайте также |
---|
Конспект открытого занятия по математическому развитию «Квест «Детективное агентство» с…
Конспект открытого занятия по математическому развитию «Квест «Детективное агентство» с детьми 5-6 лет Цель: обобщить и закрепить математические знания и умения детей...
Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия»
Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия» День недели Время Мероприятия Понедельник, 21 марта «Мы - Россияне» утро 9.00-9.15 Ситуативный разговор «Я гражданин России» Цель: Обобщать...
Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников
Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...