Сайт для воспитателей детских садов



Когнитивно-аффективное отношение к себе детей старшего дошкольного возраста

 

Начало дошкольного возраста знаменует собой период становления самосознания как ключевого личностного образования, период совершенствования показателей отдельных процессов (самопознания, самоотношения, саморегуляции) и отдельных компонентов, входящих в его структуру (когнитивного, аффективного, поведенческого). При этом необходимо понимать, что общей целью российской образовательной системы является развитие личности ребёнка. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В связи с вышесказанным актуализируется проблема, связанная с изучением возрастных аспектов развития ключевых компонентов структуры самосознания дошкольников, а именно когнитивного и аффективного.

Изменение содержания и отдельных показателей самосознания в период дошкольного возраста в числе прочего связано с расширением опыта социального взаимодействия дошкольника в процессе возрастного развития. Наиболее интенсивное и уникальное изменение когнитивного и аффективного отношения к себе, которые рассматриваются в качестве базовых компонентов системы представлений о себе, наблюдается в возрасте 6-7 лет, что связано с появлением морально-ценностных структур, просоциальной мотивации поведения и поступков, расширения собственного опыта и видов, реализуемых старшим дошкольником деятельностей. При этом отношение к себе старших дошкольников важный аспект общего психологического портрета ребёнка.

Методологической основой являются научные исследования в области изучения самосознания и его структуры в рамках зарубежных исследований (Э. Берна, Ч. Кули Дж. Мид, теория личности К. Роджерса, К. Хорни, К.Г. Юнга); отечественные исследования и авторские психологические концепции, в области изучения возрастных особенностей развития самосознания О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.И. Силвестру и др. Особое значение имеют положения теории М.И. Лисиной. В её авторской теории система детских представлений о себе рассматривается как когнитивно-аффективная система отношений дошкольников к самому себе. Исходя из этого, когнитивный и аффективный компоненты в системе представлений дошкольника о себе в структуре его самосознания занимают центральную позицию. Когнитивный компонент обусловлен процессами самопознания, в результате которого рождается знание о себе, представленные в виде отдельных качеств, черт, возможностей, рациональных объяснений содержания этого знания. Аффективный компонент представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоциональная оценка знания о тех качествах, которые человек обнаруживает в себе. Когнитивно-аффективное отношение к себе с одной стороны рассматривается в научных исследованиях в качестве ключевых (базовых) компонентов самосознания, с другой стороны выступает целостной системой представления о себе, определяет содержание Образа-Я детей и взрослых, вместе с тем, определяет характер поведения и содержание поступков личности.





Новые публикации

НОД «Ключ от снежного королевства»

НОД «Ключ от снежного королевства» Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель применения ИКТ в НОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка...

Специфика работы педагога хореографа в детском хореографическом коллективе

Специфика работы педагога хореографа в детском хореографическом коллективе Детское хореографическое искусство, важный компонент современной культуры, составляет сферу личного творческого опыта ребенка...

Конспект игры - беседы с детьми подготовительной группы «Помоги себе сам»

Конспект игры - беседы с детьми подготовительной группы «Помоги себе сам» Программное содержание: - совершенствовать навыки нетрадиционного оздоровления организма и приемы профилактики простудных заболеваний: массаж...

Читайте также

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительного возраста с …

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительного возраста с ОНРЛексическая тема: «Город»   Задачи: I. Коррекционно-развивающие: 1. Развитие логического мышления: умение отгадывать загадки, ребусы...

Родительское собрание: «Роль игры в организации поведения ребенка»

Родительское собрание: «Роль игры в организации поведения ребенка» (Подготовительная группа)   Большинство родителей испытывают трудности при организации поведения ребенка. Часто именно в этих...

План-конспект педагогического мероприятия для детей подготовительного к школе во…

План-конспект педагогического мероприятия для детей подготовительного к школе возраста по познавательному развитию на тему «Электричество»   Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель:...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Наталья
    Очень интересное и легкое занятие, ничего лишнего!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Большое спасибо за идею проведения развлечения

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо!!Очень хороший сценарий! ...!!

    Подробнее...

     
  • Елизавета
    очень интересная информация!!!! Большое спасибо обязательно применю на практике.

    Подробнее...

     
  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

В блогах

Конкурс "Мой город"

Мои родители супер!!!  

Конспект коррекционно-развивающего занят…

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья  и обладают лечебными свойствами. Задачи: -познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями; -дать детям знания о простейших способах использования лекарственных растений для укрепления организма; -учить приемам...

Итоговое занятие в средней группе "…

Цель: - закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года по различным образовательным областям программы Программное содержание: - закреплять умение классифицировать транспорт - закреплять умение находить четвертый лишний предмет и...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство