Сайт для воспитателей детских садов






Когнитивно-аффективное отношение к себе детей старшего дошкольного возраста

 

Начало дошкольного возраста знаменует собой период становления самосознания как ключевого личностного образования, период совершенствования показателей отдельных процессов (самопознания, самоотношения, саморегуляции) и отдельных компонентов, входящих в его структуру (когнитивного, аффективного, поведенческого). При этом необходимо понимать, что общей целью российской образовательной системы является развитие личности ребёнка. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В связи с вышесказанным актуализируется проблема, связанная с изучением возрастных аспектов развития ключевых компонентов структуры самосознания дошкольников, а именно когнитивного и аффективного.

Изменение содержания и отдельных показателей самосознания в период дошкольного возраста в числе прочего связано с расширением опыта социального взаимодействия дошкольника в процессе возрастного развития. Наиболее интенсивное и уникальное изменение когнитивного и аффективного отношения к себе, которые рассматриваются в качестве базовых компонентов системы представлений о себе, наблюдается в возрасте 6-7 лет, что связано с появлением морально-ценностных структур, просоциальной мотивации поведения и поступков, расширения собственного опыта и видов, реализуемых старшим дошкольником деятельностей. При этом отношение к себе старших дошкольников важный аспект общего психологического портрета ребёнка.

Методологической основой являются научные исследования в области изучения самосознания и его структуры в рамках зарубежных исследований (Э. Берна, Ч. Кули Дж. Мид, теория личности К. Роджерса, К. Хорни, К.Г. Юнга); отечественные исследования и авторские психологические концепции, в области изучения возрастных особенностей развития самосознания О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.И. Силвестру и др. Особое значение имеют положения теории М.И. Лисиной. В её авторской теории система детских представлений о себе рассматривается как когнитивно-аффективная система отношений дошкольников к самому себе. Исходя из этого, когнитивный и аффективный компоненты в системе представлений дошкольника о себе в структуре его самосознания занимают центральную позицию. Когнитивный компонент обусловлен процессами самопознания, в результате которого рождается знание о себе, представленные в виде отдельных качеств, черт, возможностей, рациональных объяснений содержания этого знания. Аффективный компонент представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоциональная оценка знания о тех качествах, которые человек обнаруживает в себе. Когнитивно-аффективное отношение к себе с одной стороны рассматривается в научных исследованиях в качестве ключевых (базовых) компонентов самосознания, с другой стороны выступает целостной системой представления о себе, определяет содержание Образа-Я детей и взрослых, вместе с тем, определяет характер поведения и содержание поступков личности.

0 Плохо0




Новые публикации

Зимушка - зима

Зимушка - зима Задачи:  - активизировать словарь по теме "Зима";  - закрепить и систематизировать изученный ранее материал по теме "Зима"; - учить подбирать слова...

Непосредственная образовательная деятельность по экологии на тему: «Игра – викто…

Непосредственная образовательная деятельность по экологии на тему: «Игра – викторина «В гостях у природы» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Расширять...

Непосредственно образовательная деятельность «В поиске новых друзей»

Непосредственно образовательная деятельность «В поиске новых друзей» Цель: Создать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения детей старшего и младшего дошкольного возраста в совместной творческой деятельности. Задачи: Развивающие: -...

Читайте также

Конспект занятия по образовательной области «Познание». Тема «Правила дорожного …

Конспект занятия по образовательной области «Познание»Тема «Правила дорожного движения»   Цель: формирование правильного поведения на улицах города. Задачи: - формирование знаний правил дорожного движения; -...

Итоговая работа на тему «План-конспект непосредственно образовательной деятельно…

Итоговая работа на тему «План-конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие на остров Витамин» по курсу ИОЧ «Формирование основ...

Открытое занятие по сенсорике в первой младшей группе «Мы идём в лес»

Открытое занятие по сенсорике в первой младшей группе «Мы идём в лес» Задачи: 1. Образовательные: закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Театрализованная музыкальная сказка …

20-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

                       Принцесса на горошине                          Театрализованная сказка Атрибуты: костюмы для героев, 2 трона для короля и королевы, что-нибудь подобное кровати, где могла бы прилечь Незнакомка (украшенное), цветы по два для каждой девочки...

Театрализованная музыкальная сказка …

20-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

КУРОЧКА-РЯБА Действующие герои: Дети:  Дед, Баба, Курочка-Ряба, Золотое Яйцо, Мышка-Норушка, Мышата, Скоморохи (4 ребенка) Атрибуты: Костюмы героям. Звучит весёлая музыка. На сцену выбегают Скоморохи. Они начинают рассказывать сказку, как бы придумывая её на ходу. 1...

"Россия - Родина моя"

20-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Проект: «Россия Родина моя». (Средная группа.) Подготовила: Темникова Н.А. Вид проекта: познавательный, творческий. По срокам проведения: краткосрочный . Участники проекта: дети средней группы, воспитатели. Цель проекта: Продолжать знакомить детей с малой родиной и страной в которой живешь. Задачи: Расширять...

Занятие по краеведению для детей средней…

19-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Цель: активизировать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание собственной личности. Задачи: - Углубить представление о людях: понимать различие людей по полу и возрасту, сравнивать людей, находить признаки сходства и различия; - Уточнить знаний дошкольников...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство