Сайт для воспитателей детских садов



Когнитивно-аффективное отношение к себе детей старшего дошкольного возраста

 

Начало дошкольного возраста знаменует собой период становления самосознания как ключевого личностного образования, период совершенствования показателей отдельных процессов (самопознания, самоотношения, саморегуляции) и отдельных компонентов, входящих в его структуру (когнитивного, аффективного, поведенческого). При этом необходимо понимать, что общей целью российской образовательной системы является развитие личности ребёнка. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании», федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В связи с вышесказанным актуализируется проблема, связанная с изучением возрастных аспектов развития ключевых компонентов структуры самосознания дошкольников, а именно когнитивного и аффективного.

Изменение содержания и отдельных показателей самосознания в период дошкольного возраста в числе прочего связано с расширением опыта социального взаимодействия дошкольника в процессе возрастного развития. Наиболее интенсивное и уникальное изменение когнитивного и аффективного отношения к себе, которые рассматриваются в качестве базовых компонентов системы представлений о себе, наблюдается в возрасте 6-7 лет, что связано с появлением морально-ценностных структур, просоциальной мотивации поведения и поступков, расширения собственного опыта и видов, реализуемых старшим дошкольником деятельностей. При этом отношение к себе старших дошкольников важный аспект общего психологического портрета ребёнка.

Методологической основой являются научные исследования в области изучения самосознания и его структуры в рамках зарубежных исследований (Э. Берна, Ч. Кули Дж. Мид, теория личности К. Роджерса, К. Хорни, К.Г. Юнга); отечественные исследования и авторские психологические концепции, в области изучения возрастных особенностей развития самосознания О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.И. Силвестру и др. Особое значение имеют положения теории М.И. Лисиной. В её авторской теории система детских представлений о себе рассматривается как когнитивно-аффективная система отношений дошкольников к самому себе. Исходя из этого, когнитивный и аффективный компоненты в системе представлений дошкольника о себе в структуре его самосознания занимают центральную позицию. Когнитивный компонент обусловлен процессами самопознания, в результате которого рождается знание о себе, представленные в виде отдельных качеств, черт, возможностей, рациональных объяснений содержания этого знания. Аффективный компонент представляет собой эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоциональная оценка знания о тех качествах, которые человек обнаруживает в себе. Когнитивно-аффективное отношение к себе с одной стороны рассматривается в научных исследованиях в качестве ключевых (базовых) компонентов самосознания, с другой стороны выступает целостной системой представления о себе, определяет содержание Образа-Я детей и взрослых, вместе с тем, определяет характер поведения и содержание поступков личности.

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Лев
    [quote name="Ольга"]Ни на Ивановна, СПАСИБО!!!Отлич ный сценарий!Была бы очень благодарна, если бы ...

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо за разнообразие и вдохновение)!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Ольга Николаевна, это потрясающая идея! Спасибо)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Очень насыщенно)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Замечательно описано), уже хочется поиграть,))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт