Сайт для воспитателей детских садов



Использование нетрадиционных материалов как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

В современном мире, когда всё острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и всё большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности.

Детское творчество - это чудесная и загадочная страна. Помогая ребёнку войти в неё и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаться к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят и младших школьников, а также для детей, страдающих нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).

В наш стремительный, напичканный электроникой век очень важно не потеряться в этом мире. Пусть ребёнок вырастет и не станет великим художником, ни знаменитым музыкантом, ни артистом, а простым инженером, врачом, учителем, но он научится находить нестандартные решения, творчески мыслить, находить неординарные ответы.

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям- всё это пригодится детям в дальнейшем.

Умение что-нибудь делать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по-настоящему счастлив.

Так, занимаясь изготовлением поделок, я, предлагаю детям, использовать разнообразный материал это может быть бумага и картон, нитки различной толщины и длины, кусочки кожи и ткани, самостоятельно засушенные листья, плоды растений, шишки, и даже лазерные диски. Компьютерные диски, в наше время, простой, легкодоступный, необыкновенно прочный материал. Это невообразимое поле для творчества. Когда я детям предлагаю первый раз придумать, что можно сделать из диска, то вижу удивление: что из этого может получиться, но изготовив одну-две поделки их уже трудно остановить. Ведь при помощи диска можно сделать оригинальную аппликацию, объёмную игрушку, атрибуты для подвижных игр, использовать плоды своего труда в игровой и театрализованной деятельности, а также использовать диски для украшения группы. Такая работа, благодаря своей доступности, высокой результативности позволяет ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить, видеть конечный продукт. Какой радостью светятся лица детей, когда они видят результат своего труда или на выставке, или украшение в группе, или в качестве подарка. Пусть работы выглядят коряво, ребёнок вложил в них частичку своей души, фантазии, терпения, тем дороже эти творения. При работе с дисками обращаю внимание детей на их размер- большой и маленький, также на цвет: белый, сиреневый, даже жёлтый и красный, постоянно идёт обогащение словаря: диск круглый, блестящий, гладкий, жёсткий, прочный и т.д., т.к. дети начинают использовать новый, нетрадиционный материал у них появляется интерес, улучшается внимание, повышается творческий потенциал, а значит лучше работает головной мозг. Давно, заметили, работают руки, работают пальчики, лучше развивается работа головного мозга. Ребёнок должен не просто повторить «сделай как у меня», а придумать работу на заданную тему, рассказать, как и какие материалы он будет использовать. Когда ребёнок описывает свой замысел, идёт работа над связной речью, что особенно важно для логопедических групп.

Выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствует развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театрализованной деятельности в группе.

Согласно принципу интеграции, художественно творческое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических, но и при организации всех видов детской деятельности.

Ручной труд может быть органично объединён с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.

Работая по теме «Транспорт» беру аппликацию «Весёлый паровозик», большое внимание обращаю на словарную работу:

- паровоз, поезд, состав, локомотив, пассажир, вокзал и т.д;

- едет, перевозит, стоит, гудит и т.д.;

- грузовой (транспорт), пассажирский, скоростной и т.д. («Коммуникация»).

Формирование навыков безопасного поведения вблизи железнодорожного транспорта, также умение пользоваться ножницами («Безопасность»).

При рассматривании образца обращаю внимание детей, какие геометрические фигуры использовали: колёса-диски круглые, кабина-квадрат, труба-трапеция.

- Сосчитайте сколько больших колёс? Какие диски будем использовать?

- Сколько маленьких колёс? Какие потребуются диски?

- Сколько всего колёс мы видим?

- А сколько колёс может быть у паровозика на другой стороне? Как вы догадались? («Познание»).

Ребёнок должен не просто повторить образец, а сделать свою неповторимую игрушку.

При работе с дисками обращаю внимание детей, что мы работаем со вторсырьём, но не выкидываем, а стараемся дать им «вторую жизнь», тем самым оберегаем природу, заботимся об окружающем мире. («Познание»). Так, благодаря использованию нетрадиционного материала (лазерных дисков) работа становится ярче и интереснее.

Большую помощь в наших творческих мастерских оказывают родители. Они помогают в подборе необходимого материала, а мы их радуем своими выставками, подарками.

 

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» М.А.Васильевой.
  2. Марина Левина «365 весёлых уроков труда».
  3. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».




Новые публикации

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта ра…

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую...

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготов…

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготовительной к школе группеТема: «Маленький самолетик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей:...

Читайте также

Конспект физкультурного занятия на свежем воздухе

Конспект физкультурного занятия на свежем воздухе Подготовительная к школе группа   Цель: укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Задачи:     -...

Программа по гражданскому воспитанию дошкольников «Родной край»

Программа по гражданскому воспитанию дошкольников «Родной край»   Гражданское становление дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центр жизни...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по математике + ознакомлен…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по математике + ознакомлению с художественной литературой в средней группе по теме «Путешествие колобка» Программное содержание. Образовательные задачи...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Модель НОД «Весенние лужицы» образовател…

Модель НОД «Весенние лужицы» образовательная область «Физическое развитие»   Цель:      -Воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой.   Задачи: -Продолжать учить ходить в колонне по одному по кругу и бегать с остановкой по сигналу, - Учить детей...

Доклад по самообразованию.

Доклад на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.наше...

Конспект ООД в старшей группе «Как верну…

Конспект ООД в старшей группе  на тему «Как вернуть хорошее настроение». Цель: Создание условий для творческой деятельности посредством аппликации по мотивам сказки. Задачи образовательных  областей интеграции: Социально-коммуникативное развитие -Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Закреплять...

Конспект занятия: «Путешествие в страну …

ГБУ  СО  СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект занятия: «Путешествие в страну загадок» Специалист по реабилитационной работе  Кировского филиала Деминой Е.И. Коррекционная цель: Закреплять умение детей отгадывать и загадывать загадки, закреплять знание правил поведения в природе, умение различать овощи...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство