«Использование педагогическими работниками информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

(Из опыта работы)

 

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования, в свою очередь, предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это означает, что мы должны уметь выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. В современном мире неумение пользоваться компьютером подобно безграмотности. И, подобно грамоте, компьютер лучше осваивать как можно раньше. В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента воспитательно-образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

С целью выявления положительного опыта работы педагогов нашего дошкольного учреждения по использованию ИКТ (в том числе мультимедиа-технологий) в организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, мы практикуем проведение недель компьютерной грамотности, в рамках которых организуем экспертизу педагогической деятельности; анкетирование педагогов; анализ развивающей среды; анализ содержания информационных уголков для родителей.

Используя всевозможные источники финансирования, мы прилагаем все усилия для того, чтобы усовершенствовать материальное обеспечение нашего учреждения, активно внедрять средства ИКТ в образовательное пространство групп и сада.

В детском саду имеются компьютеры, ноутбуки, которые подключены к сети Интернет, несколько единиц копировально-множительной техники, каждое групповое помещение и музыкальный зал оснащены жидко-кристаллическими экранами, имеется фотоаппарат, музыкальный центр, в ясельной группе имеются магнитофон, в младшей телевизор с DVD установкой, которые активно используются в различных режимных моментах. Каждый педагог имеет свободный доступ к перечисленному оборудованию. Вся оргтехника используется сотрудниками МДОУ практически во всех областях образовательного процесса, так например:

подготовка дидактических материалов средствами ИКТ, подготовка к НОД и другим видам детской деятельности (здесь имеется в виду сбор информации при подготовке к работе по тематической неделе, оформление презентаций, создание медиатеки, распечатка наглядных и дидактических материалов и др.);

проведение НОД и режимных моментов с детьми (здесь мы подразумеваем разработку компьютерных презентаций, подготовку иллюстративного материала, прослушивание аудио- и видеофрагментов);

общение с коллегами своего учреждения (в этом случае нам также помогут компьютерные презентации для проведения консультаций, педсоветов, ШМП, праздников, сбор различной информации (в том числе таблиц мониторинга) и её систематизация);

работа с родителями (здесь также неоценимую помощь окажут компьютерные презентации, аудио- и видеофрагменты образовательной деятельности, сбор различной информации, её систематизация и оформление);

организация досуга детей в вечернее время (здесь также большим подспорьем станут для нас просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, сказок).

С целью определения уровня использования педагогами учреждения информационно-коммуникативных технологий в процессе образовательной деятельности, педагоги решили организовывать свободное взаимопосещение занятий друг у друга с последующим анализом. Это дает нам возможность определить уровень владения средствами ИКТ, умения разрабатывать самостоятельно или корректировать, в соответствии с поставленными целями и задачами, взятые из Интернета мультимедийные презентации, включать их в образовательный процесс. Кроме того, мы считаем, что использование технических средств и компьютерной техники в ходе занятий повышает интерес детей, способствует концентрации их внимания, активизирует рабочую деятельность. Занятия проходят легко и непринужденно. Особый интерес вызывает у воспитанников воспроизведение таких моментов, которые не могут в полной мере сделать иллюстрации, отрывки художественной литературы: это шум дождя, плеск воды, сюжеты животного мира и явлений природы. Как показывает практика с каждым разом увеличивается число педагогов, которые при подготовке к организации непосредственно образовательной деятельности используют компьютерную технику.

Практически все педагогические работники нашего учреждения активно применяют различные виды оргтехники при оформлении образовательного процесса и предметно-развивающей среды наглядным и раздаточным материалом, повышая тем самым, уровень интереса детей на различных этапах деятельности. Демонстрационный материал, используемый при показе, отличается качеством исполнения, красочностью, эстетическим оформлением. А это значит, что нам необходимо активизировать работу по повышению уровня владения различными компьютерными программами, осваивать его возможности, потому что мультимедийные слайдовые презентации отличаются качеством исполнения, продуманностью цветового дизайна, наличием разнообразных анимационных и звуковых эффектов.

Для организации работы с родителями воспитатели групп также систематически организуют в приёмных тематические фотовыставки к праздничным, торжественным и памятным датам, оформляют предметно-развивающее пространство групп разнообразными яркими красочными иллюстрациями, распечатанными на цветном принтере; наполняют содержание папок-передвижек, родительских уголков привлекающими внимание текстовой информацией и фотоматериалами, накапливают портфолио своей педагогической деятельности. При проведении родительских собраний воспитатели оформляют стенды с фотографиями детей, сюжетов непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов и досуга воспитанников, это делает общение с родителями, законными представителями детей, более интересными, содержательными и, самое главное- наглядными.

С целью определения уровня владения и степени использования ИКТ было проведено анкетирование среди сотрудников учреждения. Для проведения подробного анализа уровня информационной культуры педагога за основу были взяты следующие показатели:

- знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;

- практические умения по сбору, обработке и передаче информации, решению задач образования детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий;

  - наличие потребностей в использовании информационных технологий при решении профессиональных задач, постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;

- активность использования информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности. Несмотря на то, что из всего педагогического коллектива лишь трое прошли курсы повышения квалификации по ИКТ, результаты анкетирования показали, что 100% педагогов используют ИКТ при подготовке к НОД, 100% - в ходе проведения педагогического мероприятия с детьми, 89% - для самообразования. Абсолютно все педагоги- 100%, являются уверенными интернет-пользователями. Текстовой редактор используют- 89%, мультимедийные презентации- 78%, электронные таблицы- 100%, гораздо реже специализированные программы- 22%. Я уверена, что пройдет немного времени, и мы постепенно освоим то, что сегодня считаем недостижимым.

На сегодня наши педагоги используют такие компьютерные музыкальные программы, как Nero, Power Paint, являются активными пользователями таких сайтов как: maaam. ru, на nsportal. ru, NUMI.RU, регулярно размещающие информацию из своего опыта работы, принимают участие в интернет-конкурсах различного уровня, имеют публикации в сети Интернет. Отрадно отметить тот факт, что 100% педагогов считают, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к НОД и позволяет значительно разнообразить её.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей в настоящее время рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного работника дошкольного учреждения. Поэтому администрация нашего учреждения ДОУ предлагает ввести в практику проведение различных форм работы с педагогами, направленных на повышения их ИКТ-компетентности, а именно:

семинары–практикумы (с целью совершенствования умений и навыков подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Paint);

групповое консультирование (по различным общим практическим вопросам);

индивидуальное консультирование (по вопросам того или иного направления);

съёмка открытых мероприятий (просмотр с целью отслеживания недочетов в работе, накопление опыта работы, формирование портфолио, методической медиатеки);

проведение открытых просмотров НОД (с целью обмена практическим опытом, обогащения педагогического мастерства).

Все это свидетельствует о том, что интерес педагогов к использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОУ многократно возрос, а многие воспитатели не собираются останавливаться на достигнутом. Кроме этого среди педагогов нашего учреждения есть такие, которые готовы оказать как теоретическую, так и практическую помощь в решении имеющихся проблем и запросов воспитателей по ликвидации компьютерной неграмотности. В связи с этим имеется предложение запланировать до начала нового учебного года теоретический семинар или тематические консультации по вопросам поиска и обработки информации в сети Интернет, оформлению диагностических данных средствами Microsoft Office Excel , использованию программ Power Paint, а также другим интересующим вопросам.

Таким образом, администрация и педагоги нашего дошкольного учреждения пришли к единому мнению о необходимости активного внедрения ИКТ в образовательное пространство ДОУ с целью повышения качества образовательного процесса и уровня развития воспитанников. Надеемся, что наш опыт окажется полезным для коллег других дошкольных учреждений.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

«Весенние цветы»

«Весенние цветы» В нашей группе был проведён познавательно-творческий проект «Весенние цветы». Проект был направлен на познавательное развитие детей к природе, в...

Читайте также

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения

Личность императора Петра I как фактор воспитания подрастающего поколения Если в России не будет людей с более высокой шкалой нравственных ценностей, никакие...

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...