Сайт для воспитателей детских садов



«Как мы знакомим детей с народными промыслами»

 

Воспитать любовь к прекрасному… Это значит и знакомить детей с различными видами искусства, и в первую очередь с произведениями народного творчества. Свою работу по ознакомлению детей с народными промыслами мы начинаем с дымковской игрушки. Обычно отбираем игрушки для каждой возрастной группы. Для младшей подбираем красочных зайчиков, медведей, собачек, петушков. Они сразу привлекают их внимание. Дымковская игрушка – частый гость у малышей на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации. Неподдельный интерес вызывают у детей забавные зверюшки: они катаются на карусели, свистят, перекликаясь друг с другом. Мы подбираем такие сюрпризы, чтобы игрушка пела, говорила, танцевала. Постепенно внимание детей сосредотачиваем на орнаменте, узоре, учим находить характерные элементы росписи – кольца, горошки, полоски (обводя их пальцем, дети называют цвет); выкладываем узор из знакомых элементов на фланелеграфе или магнитной доске – круглую, прямоугольную форму, полоски. Так же наряжаем плоскостную дымковскую барышню: меняем ей юбки, кофты, фартуки, кокошники.

Как я учу детей изображать элементы росписи? В младшей группе составляем орнамент из готовых форм и аппликации, затем рисуем знакомые элементы гуашью. Чтобы не было однообразия и механического повторения, каждый раз ставлю новую задачу. Например, на одном занятии выполняем рисунок на ткани, на другом, сделав узор, определяем с помощью трафарета, какой дымковской игрушке он больше всего подходит: конюху, барыне или утице – крылатке. В средней группе стараюсь углубить интерес. Мы не только любуемся изделием, но и рассказываем, как называется, из чего сделано, как им можно играть. На занятиях по аппликации продолжаю учить составлять узоры, но уже более сложные и многокрасочные. Причем выкладываем их не только на полосе, прямоугольнике, круге, но и на бумажных силуэтных фигурках дымковских игрушек, стараясь сочетать элементы по форме и цвету. В ходе занятий предлагаю детям загадки; по формам заготовкам они угадывают и выполняют элементы узора для силуэтной игрушки. На занятиях по рисованию решают более сложные задачи: расписывают фартучки для нянюшек – кормилиц, силуэты зверюшек, птиц. Это задание требует более совершенных навыков и умений. Ведь следует составить узор из знакомых элементов, расположить его на фартуке, юбке, силуэте, тоесть вписать в данную форму. Ребята рисуют уже сложные элементы: кружок, внутри которого попадается горошек, полоски, разные по ширине. Обращаем внимание на цветовое сочетание элементов узора. И если на первом занятии выполняются работы по образцу, то на других этот узор дополняется по своему усмотрению другими элементами росписи.

Навыки закрепляем в самостоятельной изобразительной деятельности детей: предлагаю композицию из двух – трех фигурок на бытовые или сказочные темы. В этой же возрастной группе дети учатся лепить дымковскую игрушку по темам «Плывут уточки», «Уточка – крылатка». Первое задание – разнообразные маленькие птички. Показываю приемы лепки. Если ребята в чем-то затрудняются, упрощаю его: к примеру, предлагаю вылепить только конус птицы, а крылышки, украшенные дымковским орнаментом, заменяю бумажными (они у меня заготовлены заранее). Сказочный и красочный мир становится детям ближе и понятнее, когда в ходе занятия, показывая какой-либо прием, расцвечиваю его потешкой, загадкой, частушками.

В старшей и подготовительной группе учу детей тем методам лепки, которые применяют народные умельцы. Занятия обычно бывают самые разнообразные. Дети учатся лепить животных и птиц: козлов, оленей, поросят, павлинов. Более сложное по технике задание – это человеческие фигурки. Совершенствуем навыки, приобретенные на занятиях по рисованию: дети расписывают силуэты дымковских игрушек, внося более сложные элементы: волнистые линии, сеточки. Обращаю внимание: орнамент станет более красивым, если варьировать элементы, например, сочетать кружок широкий и узкий, точки большие и маленькие. Одобряю тех, кто раскрашивает фигурки по собственному замыслу. Как только дети усваивают элементы орнамента, рисуем «дымку» белой гуашью на цветном фоне.

Анализируя детские работы, обращаю внимание на яркость и сочетание цветов, на их чистоту; учу определять цветовую гамму с точки зрения красоты, объяснять, чем нравится тот или иной цвет. В подготовительной группе применяю такой вид рисования, как роспись объёмных дымковских игрушек из глины. Дети сами лепят и раскрашивают кукол для театрализованной деятельности, придумывают сюжет. Думаю, что такое художественное творчество приносит им истинную радость.





Новые публикации

Конспект комплексного занятия «Ладошки дружбы»

Конспект комплексного занятия «Ладошки дружбы» Старшая разновозрастная группа Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель: формировать...

Дидактическая игра Магнитный театр «Репка» в группе раннего дошкольного возраста

Дидактическая игра Магнитный театр «Репка» в группе раннего дошкольного возраста Аннотация: Настольная дидактическая игра Магнитный театр «Репка» предназначена для детей 2-3 лет...

Доклад на тему: «Технологические аспекты работы с детьми по физическому воспитан…

Доклад на тему: «Технологические аспекты работы с детьми по физическому воспитанию на каждом возрастном этапе с учетом целевых ориентиров программы...

Читайте также

Спортивный праздник с родителями для детей подготовительной группы «Пу…

Спортивный праздник с родителями для детей подготовительной группы «Путешествие к далеким островам» Цель: продолжать физическое развитие дошкольников, укреплять их здоровье, вовлекать родителей в процессы...

«Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте»

«Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте» Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста   I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах...




Комментарии

  • Tany
    Как же помогла мне эта статья в адаптации ребенка к детскому саду! tchild.ru/.../ ...

    Подробнее...

     
  • Маслова Марина
    Очень нужный и своевременный материал. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо! Понравилось.!

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Как вы успеваете провести все? Я проводила это занятие в старшей группе и то не успела за полчаса.

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    СПАСИБО!!!

    Подробнее...

В блогах

Мастер-класс для педагогов "Прозрач…

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня, друзья. Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс на тему «Прозрачный мольберт-прозрачное чудо»  даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе. Одним из...

Конспект организованной образовательной …

Выполнили воспитатели: Воронина Л.Б., Горбунова Е.В. Цель: Сформировать элементарные представления детей о работе банка. Познакомить с характерными особенностями одежды и символикой сбербанка; с банковскими терминалами; с использованием банковской карты; новыми словами...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство