Сайт для воспитателей детских садов



Мотивы общения средних дошкольников со сверстниками

 

Мотивы детей при общении со сверстниками отличаются некоторым своеобразием, в отличии общения со взрослым. Как свидетельствуют первые работы Майей Ивановной Лисиной, что маленькие дети, общаясь с ровесниками, мало видят их самих, но зато очень пристально всматриваются в свое собственное отражение в их «зеркале».

Проблема общения со сверстниками в дошкольном возрасте сегодня часто поднимается как в теории психологии, так и в практической деятельности. Однако рекомендации для практических психологов, воспитателей и родителей по данному вопросу относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации с детьми дошкольного возраста, хотя очевидно, что для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее диагностирование и определение мотивов общения со сверстниками, т.е. уже в дошкольном возрасте.

Таким образом проявляются противоречие между необходимостью определения мотивов общения средних дошкольников со сверстниками и недостаточной диагностической работой по определению мотивов общения средних дошкольников со сверстниками в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель исследования: изучить и экспериментально проверить мотивы, побуждающие детей среднего дошкольного возраста к общению со сверстниками.

Объект исследования – общение со сверстниками средних дошкольников.

Предмет исследования – мотивы общения средних дошкольников со сверстниками.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что основными мотивами к общению со сверстниками у средних дошкольников являются:

  • деловой мотив общения: сверстник-партнер по сюжетно-ролевым и соревновательным играм;
  • личностный мотив.

Объект и предмет исследования позволили нам определить следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме мотивов общения средних дошкольников со сверстниками.

2. Теоретически обосновать возможности диагностической работы по определению мотивов общения средних дошкольников со сверстниками;

3. Провести диагностическую работу по определению мотивов общения средних дошкольников со сверстниками;

4. Определить мотивы общения средних дошкольников со сверстниками на основе анализа диагностических данных.

Методы исследования: для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;
  • эмпирические: беседа, эксперимент.

Нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме мотивов общения дошкольников.

Мы выяснили, что коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение, ради чего появляется коммуникативная потребность. По своей природе эта потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке самого себя через посредство других людей и с их помощью.

Потребность в общении оформляется одновременно с самой коммуникативной деятельностью, потому что решающим моментом для обоих процессов является выделение объекта общения – другого человека как личности, как субъекта, как потенциального партнера по общению.

Общение – это коммуникативная деятельность и так же имеет свою мотивационную сферу.

В связи со сказанным особое значение в общении имеют мотивы.

Мотивы общения развиваются вместе с человеком на каждом этапе его жизни. У детей есть свои особенности мотивации общения.

Экспериментальная база исследования проводилась в МБДОУ № 21 Рощица г. Мыски. В эксперименте принимали участия 10 детей средней группы, 6 девочек 4 мальчика от 4 лет 2 мес. до 4 лет 9 мес.

Исследование проводилось по методикам Галины Анатольевны Урунтаевой.

1. Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

2. Изучение критериев выбора партнера для общения.

Апробируя данные методики, мы выявили, что у детей 4-5 лет проявляется: совместная деятельность, собственно деятельность, потребность в сотрудничестве, склонность к конкуренции и соревновательности, соревновательное подражание, деловой и личностные мотивы, а также продолжительность общения, проявляет предпочтение при выборе партнера.

Наиболее значительный интерес для ребенка дошкольного возраста, особенно начиная со среднего, приобретает общение со сверстниками. Общение проходит в совместной игре, в установлении правил игры, преобладании сюжетно-ролевых игр. В процессе общения в виде совместных игр происходит психического развитие личности ребенка.

Особое внимание дошкольник среднего возраста начинает уделять личности сверстника, как партнера по игре. В связи с этим на первое место выходит личностный мотив общения.

В экспериментальных материалах мы выделили свидетельства того, что же представляет собой сверстник для другого ребенка как мотив общения.

В процессе исследования выявляется что сверстник - это равное ребенку существо, и его можно использовать в целях познания и оценки.

Знакомство с любым сверстником дошкольник ведет очень пристрастно. Характерно, что он использует его, чтобы тут же «примерить» сведения о ровеснике к себе, «накладывает» информация о нем на свой личный опыт. Мы часто отмечаем также ревнивое, или, как минимум, соревновательное отношение детей к своим сверстникам.

Согласно результатам исследования, в среднем дошкольном возрасте значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями - улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому.

Однако такое личностное отношение складывается далеко не у всех детей. У многих средних дошкольников эгоистическое, конкурентное отношение к сверстникам остается преобладающим. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической коррекционной работе.

Главная стратегия помощи детям состоит в удержании привлекательного мотива и его связи с конкретным, возможно, не слишком интересным действием.

В среднем дошкольном возрасте, когда усложняются отношения детей с окружающими, когда все чаще им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оценивать свои поступки и обязательных правил становится больше, столкновения различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно детям выбирать между лично значимыми и общественно значимыми мотивами.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Таким образом, преобладающими мотивами общения ребенка среднего дошкольного возраста со сверстниками, являются деловой мотив общения: сверстник-партнер по сюжетно-ролевым и соревновательным играм и личностный мотив.





Новые публикации

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта ра…

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую...

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготов…

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготовительной к школе группеТема: «Маленький самолетик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей:...

Читайте также

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе «День рожденья куклы Кати»

Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе «День рожденья куклы Кати» Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, цвете и длине предмета. Задачи:  Образовательные:...

Сценарий игры-квеста по произведениям А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках…

Сценарий игры-квеста по произведениям А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках...» для детей старшего дошкольного возраста   Игра-квест рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Игра приурочена...

Поделка ребенка совместно с родителями на тему «Космос»

Поделка ребенка совместно с родителями на тему «Космос»     Последовательность работы:1. Коробку из – под обуви обклеить цветной бумагой.2. На подвеске вешать...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Конспект занятия по робототехнике «Карас…

Задачи: - учить детей, используя схему, строить карася из конструктора «KID K,NEX Education»; называть детали конструктора (коннектор, стержень, глаз) через упражнение «Скажи правильно»; - закрепить правила безопасности (детали в рот брать нельзя)...

Модель НОД «Весенние лужицы» образовател…

Модель НОД «Весенние лужицы» образовательная область «Физическое развитие»   Цель:      -Воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой.   Задачи: -Продолжать учить ходить в колонне по одному по кругу и бегать с остановкой по сигналу, - Учить детей...

Доклад по самообразованию.

Доклад на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.наше...

Конспект ООД в старшей группе «Как верну…

Конспект ООД в старшей группе  на тему «Как вернуть хорошее настроение». Цель: Создание условий для творческой деятельности посредством аппликации по мотивам сказки. Задачи образовательных  областей интеграции: Социально-коммуникативное развитие -Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Закреплять...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство