Опыт применения методов Арт-терапии в Центре сопровождения детей с ОВЗ
На базе ГБОУ Школы-интернат №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга создан Центр сопровождения ребёнка с ОВЗ и его семьи. В центр принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети, посещающие общеобразовательные учреждения,
нуждающиеся в помощи узких специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога).
Цель центра:
- Оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет;
- Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;
- Осуществление социально - психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
- Подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, развития, коррекции, отклонений в развитии.
Задачи центра:
- Проведение специалистами Центра психолого-педагогического обследования детей;
- Оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ;
- Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с ОВЗ;
- Включение родителей (законных представителей) детей в процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;
- Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Формы работы:
- Индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия;
- Совместные занятия с детьми и родителями с целью обучения родителей способам взаимодействия с ребенком;
- Мастер- классы;
- Тренинги;
- Практические семинары для родителей с привлечением специалистов;
- Консультирование родителей;
- Проведение комплексных занятий (с участием нескольких специалистов).
В центре работают:
- учитель-логопед,
- учитель-дефектолог,
- педагог-психолог;
- музыкальный руководитель;
- учитель театральных игр, что позволяет активно применять в Центре методы Арт-Терапии: ИЗОтерапия, Песочная терапия, Игротерапия, Куклотерапия, Театрализация, Музыкальная терапия.
Одним из главных принципов работы нашего центра является принцип инклюзивного воспитания, который заключается в объединении на групповых занятиях детей с различным ОВЗ и детей без ярко-выраженных физических и психических проблем, таким образом осуществляется социализация детей с ОВЗ, в общении со своими здоровыми сверстниками, они раскрепощаются, учатся общаться, учатся нормам поведения, в то же время, наши здоровые воспитанники, узнают о том, что все люди разные, учатся терпимости, взаимопомощи, доброте и вниманию к окружающим.
В нашем центре, кроме работы узких специалистов с детьми, большое внимание мы уделяем методам Арт-Терапии.
Арт-терапия, буквально - «лечение искусством».
Впервые этот термин введён британским врачом и художником Адрианом Хиллом, который заметил, что занятия изобразительным искусством помогают людям с особыми потребностями быстрее социализироваться и адаптироваться.
Арт-терапия универсальна по своей сути, может применяться как в работе со взрослыми, так и с детьми. Сегодня существует много различных методов и направлений Арт-Терапии, которые применяются в психотерапии, а также в педагогике.
Занятия творческой деятельностью в нашем центре помогают детям скорректировать психоэмоциональное состояние, а именно:
- помогают выразить негативные чувства и эмоции (агрессию, обиду, ревность, зависть и другие) в приемлемой форме;
- избавиться от стресса, иного рода напряжений и тревог;
- избавиться от страхов и фобий;
- избавиться от стереотипов и ограничений за счет появления более широкого, креативного взгляда на окружающий мир;
- повысить самооценку и уверенность в себе.
Кроме гармонизации психического состояния, терапия искусством: помогает раскрыть творческий потенциал наших детей, развить способности и таланты; способствует установлению доверительных отношений между педагогом и ребенком; предоставляет возможность сконцентрироваться на внутренних переживаниях и развить эмоциональный самоконтроль.
Мы также активно используем приёмы Арт-терапии для социальной адаптации наших воспитанников с ОВЗ. На нашем опыте мы убедились в том, что творческие занятия являются прекрасным способом выразить чувства и мысли для тех детей, кто не умеет/не хочет/не имеет возможности сделать это на словах. Применяя Арт-Терапию как воспитательную и развивающую педагогическую методику в нашем центре, мы приобрели опыт успешной коррекционной работы, в том числе, и с детьми с Расстройствами Аутистического Спектра.
Читайте также |
---|
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...
Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»
Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...
Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…
Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...