Коррекционная направленность занятий по рисованию для дошкольников с нарушениями зрения

 

Среди разнообразных занятий в детском саду для детей с нарушениями зрения изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка.

При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении.

Качество рисунка слабовидящего ребенка напрямую зависит от имеющихся у него представлений о предмете и особенностей зрительного и тактильного восприятия. Вместе с тем, благодаря компенсаторным механизмам, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений, памяти) дети с нарушениями зрения могут достигать значительных результатов в освоении изобразительной грамоты. занятие по рисованию строится на возмещении, восполнении зрительных недостатков детей с нарушениями зрения. В этой связи на занятиях по рисованию необходимо оказывать коррекционно-педагогическое воздействие на преодоление проблем связанных с дефицитом зрительного восприятия. На развитие сенсорного восприятия (дети учатся чувствовать форму, свет, тень предметов, их положение в пространстве и отношение друг с другом и т. д.) На накопление представлений и образов предметов (дети учатся оперировать полученными знаниями и навыками, т. е., они способны соотносить их по форме и цвету и т. д.). На оказание положительного влияния на эстетическое воспитание личности, приобщение к искусству; на формирование умений и навыков изображения.

На первых этапах обучения рисованию при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации, возможно применение шаблонов и трафаретов для обводки. Исследования тифлопедагогов показали, что дети лучше запоминают предметы, когда знакомство с ними начинается с осязания. Используется игра «Чудесный мешочек». Воспитатель постоянно нацеливает детей на сравнение своего рисунка с натурой, формирует приемы сличения натуры с изображением, умение вносить необходимые поправки в свой рисунок. Важно точно и конкретно называть все признаки предмета. Хорошо использовать для описания явлений и свойств окружающего мира художественное слово, которое дополняет и уточняет представление детей, обогащает эмоциональное переживание. На занятиях идет значительная работа по обогащению зрительных представлений детей. Через отображение окружающей действительности дети уточняют свои знания о предметах и свойствах (форма, цвет, величина и расположение). Необходимо, чтобы натура находилась на расстоянии доступном для зрительного восприятия. Для этого на каждый стол нужно поставить изображение предметов, так как у дошкольников с нарушением зрения есть особенность - при изображении больше опираться на имеющиеся представления, чем смотреть на образец. Во время показа приемов рисования, например, красками, воспитатель должен пользоваться кисточкой большего размера, чем у детей, чтобы были видны линии. Вместо карандаша лучше использовать фломастер, маркер, чтобы детям были видны яркие линии. При фронтальном показе приемов рисования воспитатель должен пригласить детей поближе к себе, чтобы они смогли рассмотреть, как надо выполнять задание. У детей с нарушениями зрения вызывает затруднение изображение предметов в пространстве с учетом их величины. Поэтому воспитатель должен развивать восприятие величины через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся сопоставлять величину предметов в зависимости от их положения в пространстве. Для этого следует подбирать различные картины, где можно показывать изображение перспективы. Содержание рисунков должно соответствовать предметам и явлениям, с которыми дети сталкивались в играх, на занятиях, в повседневной жизни. Для формирования интереса у детей к изобразительной деятельности, важно чтобы дети знали конечную цель задания (для чего делают и т.д.) К оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно с учетом состояния зрения детей, уровня общего развития, имеющихся умений и навыков.

Для детей с нарушениями зрения изобразительная деятельность, прежде всего, является средством познания. Ребенок лишен возможности адекватно видеть и самостоятельно изучать предметы. составляющие его окружение. В ходе овладения изобразительной деятельностью решается целый ряд проблем: объект изучается в целом: подробно, на оптимальном расстоянии рассматриваются характерные особенности; многократные повторы позволяют отрабатывать графические навыки, развивать формообразующие движения, совершенствовать мелкую моторику. Изобразительная деятельность позволяет освоить использование различного рода графических и изобразительных материалов, что также расширяет сенсорную сферу ребенка.

При умелом педагогическом руководстве занятия изобразительной деятельностью помогают в стрессовых ситуациях, снимают агрессию, страхи, помогают приобрести уверенность. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не отпугнуть слабовидящего ребенка от процесса рисования, не поддерживать настроения, связанные с состоянием зрения, а вводить его постепенно в яркий мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства как огромное достижение.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чтения В.А Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в...

Праздник Масленицы

Праздник Масленицы Действующие лица: Ведущая – Скоморох. Баба Яга 2 Хозяйки (девочки).. Ход мероприятия: Скоморох вместе с детьми под музыку заходят в зал. Скоморох: Ой, вы гости, господа! Заходите...

Конспект мероприятия «Игры с друзьями»

Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...

Читайте также

Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо»

Конспект мероприятия для средней и старшей группы «Всемирный день Спасибо» Цель: сформировать у детей понятие «вежливое поведение».  Задачи: • учить детей выражать свою благодарность...

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...

Сценарий «Проводы зимы»

Сценарий «Проводы зимы» (На улице) Все дети детского сада встречаются на улице. Ведущий: Что за праздник? Что за праздник? Будет праздник здесь большой...