Метод экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности детей с нарушениями речи

 

Приоритетным направлением нашего ДОУ является коррекция и развитие речи воспитанников. Развитие мелкой моторики в играх и упражнениях посредством тактильного исследования материалов, веществ, предметов, способствует решению коррекционных задач. Использование метода экспериментирования, как части познавательно-исследовательской деятельности, важен и интересен в коррекционно-образовательном процессе. Этот метод неотделим от исследовательского поведения; проходит через проведение опытов в строго контролируемых и управляемых условиях, где ребенок – равноправный партнер; развивает у детей логическое мышление, инициативность, самостоятельность, творчество. За основу мы взяли методику, предлагаемую А.И. Савенковым «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», целью которой является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Подготовительным этапом в работе по экспериментированию является

создание условий, способствующих практической самостоятельной деятельности детей. В подготовительной группе смоделирован и действует уголок экспериментирования «Поле чудес», условно разделенный на два раздела. В первом разделе собраны предметы для практических действий: приборы-помощники, инструментарий для опытов, ёмкости, материалы, вещества, коллекции по свойствам материалов и использованию их человеком; карточки-алгоритмы последовательности проведения опытнических действий (цель, тема, вопрос, вывод). Во втором разделе собрана познавательная литература и дидактические игры: атласы, энциклопедии «Я познаю мир», серии книг «Необыкновенное рядом», «Как появился цветок», «Я – маленький астроном», загадки, художественные тексты; дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Разложи верно», «Ты и вода», «Ты и лес» и др.

В предварительную работу с детьми, имеющими нарушения речи, входит словарная работа. Данная работа дает детям тот базис, в процессе которого идет накопление словаря, понимание детьми проблемы, гипотезы, определение понятий, объяснение и защита своих идей.

Рассмотрим специфику организации использования метода экспериментирования на примере познавательно-исследовательской деятельности по теме: «Где прячется крахмал?».

I этап: проводится предварительная работа по подготовке детей к экспериментальной деятельности: игра-загадка «Расшифруй слово», беседа по вопросам об использовании картофеля в жизни человека, рассказ воспитателя «Как появился картофель в России?» с использованием слайдов, игра «Что сначала, что потом?» (стадии роста картофеля), рассматривание энциклопедий о растениях, исследование соли, сахара, мешочков с мукой и крахмалом (зрительное и слуховое восприятие). Словарная работа: крахмал, клубень, овощеводы, лунка, драники.

II этап: практическая деятельность с целью приобретения специальных умений и навыков ребенком в познавательно-исследовательской деятельности. Дети вместе с воспитателем очищают картофель от кожуры, трут на терке, «кашицу» кладут в марлю, обозначают узелок, опускают в стакан с водой до трех раз, отдавливают узелок с массой. Вода отстаивается несколько минут, медленно сливают воду, на дне - белый осадок, это крахмал. В результате практических действий с картофелем дети делают вывод, как получить крахмал и фиксируют алгоритм опыта в тетрадях наблюдений.

Таким образом, экспериментирование, как метод познавательно-исследовательской деятельности, позитивно влияет на коррекцию речевых нарушений: способствует расширению кругозора и обогащению словаря, закреплению правильной артикуляции звуков, формированию и развитию монологической и диалогической речи, коррекции мелкой моторики.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей»…

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот вещей» «Как помочь вещам служить дольше и не оказываться на свалках?» Цель:...

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и…

Рабочая программа кружка «Детский музыкальный театр «Бамбини Бельканто» Играем и поём!»

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе Цель: Создание эмоционально-положительной атмосферы и праздничного настроения выпускников и гостей мероприятия, а также условия...

Читайте также

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла –…

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла – природа ожила» Аннотация проекта По методу -  информационно-познавательный. По количеству участников – групповой. По...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»