Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в дошкольном возрасте
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста.
К моменту поступления в школу он, обычно, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.
В психологии и педагогике развитию речи и общению в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание.
Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого, это и побуждает разработчиков нового проекта Государственного стандарта общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. Это же относиться и к дошкольному образованию.
Сегодня, человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня, как никогда актуально - «чем меньшее мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни».
Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е.Е.Шулешко, В.М.Букатовым.
Сегодня необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъекта, а не объекта воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Применяя в воспитании детей дошкольного возраста социо-игровые приемы, мы как раз и формируем, развиваем и воспитываем коммуникативные универсальные учебные действия.
Социо-игровые приемы заключаются в шести «золотых правилах»:
- Здесь используется работа малыми группами (группы ровесников) - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
- «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек - лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
- Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.
- Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение времени, например с помощью песочных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет начало и конец.
- Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности.
- Ориентация на принцип полифонии. «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.
Применение социо-игровых приемов способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Кгоммуникация реализуется как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности т.е. дети учатся, а в последствии и умеют договариваться, находить общие решение, аргументровать свое предложение, убеждать и уступать, способны сохранять доброжелатльное оношение друг к другу в ситуации конфликта интересов а так же осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Практическая работа.
1. Деление на малые группы - по временам года (кто в какое время года родился), ставим картинку времени года.
2. Смена лидера - каждая команда выбирает лидера для выполнения задания.
Игра «Узнай по описанию соперника». Каждая команда должна определиться кого они описывают из противоположной команды (из любой из трех) и выбранный лидер описывает данного человека, в других командах должны определить о ком говорят.
3. Смена мизансцен (смена места деятельности). Команды выбирают другого лидера и отправляют для выполнения задания (двигательная активность), каждому даны корзинки, в них грибы и матрешки. Нужно выбрать только грибы и сложить в свои корзинки (все проходит в темпе под бубен).
4. Смена темпа и ритма (все имеет начало и конец). Каждой команде даются листы бумаги, ручка и напечатанная цифра, должны написать сосав числа.
5. Интеграция прослеживается везде.
6. Метод полифонии. За 3 минуты нужно создать:
1-2 командам - натюрморт, 3-4 командам – пейзаж в технике аппликация различными методами и приемами на листе формата А 3.
Читайте также |
---|
Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями
Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...
Проект: «Что мы знаем о воде?»
Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...