Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в дошкольном возрасте

 

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста.

К моменту поступления в школу он, обычно, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.

В психологии и педагогике развитию речи и общению в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание.

Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого, это и побуждает разработчиков нового проекта Государственного стандарта общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. Это же относиться и к дошкольному образованию.

Сегодня, человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня, как никогда актуально - «чем меньшее мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни».

Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е.Е.Шулешко, В.М.Букатовым.

Сегодня необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъекта, а не объекта воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Применяя в воспитании детей дошкольного возраста социо-игровые приемы, мы как раз и формируем, развиваем и воспитываем коммуникативные универсальные учебные действия.

Социо-игровые приемы заключаются в шести «золотых правилах»:

  1. Здесь используется работа малыми группами (группы ровесников) - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
  2. «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек - лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
  3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.
  4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение времени, например с помощью песочных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет начало и конец.
  5. Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности.
  6. Ориентация на принцип полифонии. «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.

Применение социо-игровых приемов способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Кгоммуникация реализуется как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности т.е. дети учатся, а в последствии и умеют договариваться, находить общие решение, аргументровать свое предложение, убеждать и уступать, способны сохранять доброжелатльное оношение друг к другу в ситуации конфликта интересов а так же осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Практическая работа.

1. Деление на малые группы - по временам года (кто в какое время года родился), ставим картинку времени года.

2. Смена лидера - каждая команда выбирает лидера для выполнения задания.

Игра «Узнай по описанию соперника». Каждая команда должна определиться кого они описывают из противоположной команды (из любой из трех) и выбранный лидер описывает данного человека, в других командах должны определить о ком говорят.

3. Смена мизансцен (смена места деятельности).  Команды выбирают другого лидера и отправляют для выполнения задания (двигательная активность), каждому даны корзинки, в них грибы и матрешки. Нужно выбрать только грибы и сложить в свои корзинки (все проходит в темпе под бубен).

4. Смена темпа и ритма (все имеет начало и конец). Каждой команде даются листы бумаги, ручка и напечатанная цифра, должны написать сосав числа.

5. Интеграция прослеживается везде.

6. Метод полифонии. За 3 минуты нужно создать:

1-2 командам - натюрморт, 3-4 командам – пейзаж в технике аппликация различными методами и приемами на листе формата А 3.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями

Управленческие практики в области цифровизации при работе с родителями В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач...

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Читайте также

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его...

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...

Безопасность дошкольника – обучение с увлечением

Безопасность дошкольника – обучение с увлечением (Из опыта работы) «Надо видеть, предвидеть, учить. По возможности все избежать, А где надо на помощь позвать». Т. Г...