Сайт для воспитателей детских садов



Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в дошкольном возрасте

 

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста.

К моменту поступления в школу он, обычно, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.

В психологии и педагогике развитию речи и общению в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание.

Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого, это и побуждает разработчиков нового проекта Государственного стандарта общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. Это же относиться и к дошкольному образованию.

Сегодня, человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня, как никогда актуально - «чем меньшее мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни».

Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е.Е.Шулешко, В.М.Букатовым.

Сегодня необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъекта, а не объекта воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Применяя в воспитании детей дошкольного возраста социо-игровые приемы, мы как раз и формируем, развиваем и воспитываем коммуникативные универсальные учебные действия.

Социо-игровые приемы заключаются в шести «золотых правилах»:

  1. Здесь используется работа малыми группами (группы ровесников) - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
  2. «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек - лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
  3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.
  4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение времени, например с помощью песочных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет начало и конец.
  5. Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности.
  6. Ориентация на принцип полифонии. «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.

Применение социо-игровых приемов способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Кгоммуникация реализуется как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности т.е. дети учатся, а в последствии и умеют договариваться, находить общие решение, аргументровать свое предложение, убеждать и уступать, способны сохранять доброжелатльное оношение друг к другу в ситуации конфликта интересов а так же осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Практическая работа.

1. Деление на малые группы - по временам года (кто в какое время года родился), ставим картинку времени года.

2. Смена лидера - каждая команда выбирает лидера для выполнения задания.

Игра «Узнай по описанию соперника». Каждая команда должна определиться кого они описывают из противоположной команды (из любой из трех) и выбранный лидер описывает данного человека, в других командах должны определить о ком говорят.

3. Смена мизансцен (смена места деятельности).  Команды выбирают другого лидера и отправляют для выполнения задания (двигательная активность), каждому даны корзинки, в них грибы и матрешки. Нужно выбрать только грибы и сложить в свои корзинки (все проходит в темпе под бубен).

4. Смена темпа и ритма (все имеет начало и конец). Каждой команде даются листы бумаги, ручка и напечатанная цифра, должны написать сосав числа.

5. Интеграция прослеживается везде.

6. Метод полифонии. За 3 минуты нужно создать:

1-2 командам - натюрморт, 3-4 командам – пейзаж в технике аппликация различными методами и приемами на листе формата А 3.





Новые публикации

КВН в подготовительной группе «Животные Арктики и Саванны»

КВН в подготовительной группе «Животные Арктики и Саванны» {pdf=download/files/presentation/file578.pdf|90%|700|native}

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта ра…

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую...

Читайте также

План работы с родителями в подготовительной группе на 2015-2016 уч. год

План работы с родителями в подготовительной группе на 2015-2016 уч. год   Месяц Название мероприятия Цель Ответственные Сентябрь 1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе» Знакомство родителей...

«Волшебный ключик» от двери в здоровую и счастливую жизнь

«Волшебный ключик» от двери в здоровую и счастливую жизнь   Вы хотите привычную серость и обыденность будней заменить на активную насыщенную жизнь? Научиться...

Методические рекомендации по художественному творчеству старших дошкольников «Ме…

Методические рекомендации по художественному творчеству старших дошкольников «Метод силуэта»   {pdf=download/files/presentation/file356.pdf|80%|700|native}




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Анализ выполнения рабочей программы педа…

Во второй младшей группе № 2 в 2018-2019 году находилось 6 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 15 воспитанников - от 3 до 4 лет.  В течение периода с сентября...

Формирование личности детей старшего дош…

Не для кого не секрет, что шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Но часто ли мы задумаемся о том, что обучения детей старшего...

Что скрывает сосулька?

ООД по Познавательному развитию в старшей группе « Звёздочки» Воспитатель : Шемякина М.А. « Что скрывает сосулька?» Актуальность Наблюдая за детьми на прогулке, заметила, как дети едят снег, пробуют снег на вкус, облизывают катышки...

Конспект занятия по робототехнике «Карас…

Задачи: - учить детей, используя схему, строить карася из конструктора «KID K,NEX Education»; называть детали конструктора (коннектор, стержень, глаз) через упражнение «Скажи правильно»; - закрепить правила безопасности (детали в рот брать нельзя)...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство