Сайт для воспитателей детских садов



Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в дошкольном возрасте

 

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста.

К моменту поступления в школу он, обычно, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций.

В психологии и педагогике развитию речи и общению в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание.

Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого, это и побуждает разработчиков нового проекта Государственного стандарта общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. Это же относиться и к дошкольному образованию.

Сегодня, человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня, как никогда актуально - «чем меньшее мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни».

Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е.Е.Шулешко, В.М.Букатовым.

Сегодня необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъекта, а не объекта воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Применяя в воспитании детей дошкольного возраста социо-игровые приемы, мы как раз и формируем, развиваем и воспитываем коммуникативные универсальные учебные действия.

Социо-игровые приемы заключаются в шести «золотых правилах»:

  1. Здесь используется работа малыми группами (группы ровесников) - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
  2. «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек - лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
  3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.
  4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение времени, например с помощью песочных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет начало и конец.
  5. Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности.
  6. Ориентация на принцип полифонии. «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.

Применение социо-игровых приемов способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Кгоммуникация реализуется как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности т.е. дети учатся, а в последствии и умеют договариваться, находить общие решение, аргументровать свое предложение, убеждать и уступать, способны сохранять доброжелатльное оношение друг к другу в ситуации конфликта интересов а так же осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Практическая работа.

1. Деление на малые группы - по временам года (кто в какое время года родился), ставим картинку времени года.

2. Смена лидера - каждая команда выбирает лидера для выполнения задания.

Игра «Узнай по описанию соперника». Каждая команда должна определиться кого они описывают из противоположной команды (из любой из трех) и выбранный лидер описывает данного человека, в других командах должны определить о ком говорят.

3. Смена мизансцен (смена места деятельности).  Команды выбирают другого лидера и отправляют для выполнения задания (двигательная активность), каждому даны корзинки, в них грибы и матрешки. Нужно выбрать только грибы и сложить в свои корзинки (все проходит в темпе под бубен).

4. Смена темпа и ритма (все имеет начало и конец). Каждой команде даются листы бумаги, ручка и напечатанная цифра, должны написать сосав числа.

5. Интеграция прослеживается везде.

6. Метод полифонии. За 3 минуты нужно создать:

1-2 командам - натюрморт, 3-4 командам – пейзаж в технике аппликация различными методами и приемами на листе формата А 3.





Новые публикации

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Математика «Забавная гос…

Конспект непосредственной образовательной деятельностиМатематика «Забавная гостья из леса» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Учить находить определённое количество предметов...

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекцион…

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в группе для детей с ТНР Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова» Цель: Формирование у детей представлений о ценности хлеба в ходе проектной деятельности. Задачи: 1. Расширить знания...

Читайте также

Интегрированное занятие по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в средней г…

Интегрированное занятие по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в средней группе   Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины...

ООД по физической культуре «Путешествие в космос»

ООД по физической культуре «Путешествие в космос» (Старшая «речевая» группа)   Цель: Обогащение двигательного опыта детей. Развитие физических способностей. Задачи: 1. Расширять знания о космосе. Вызывать интерес к...

Совместная образовательная деятельность с детьми. Развлечение «Посиделки» (с дет…

Совместная образовательная деятельность с детьмиРазвлечение «Посиделки» (с детьми старшей группы) Программное содержание: - Приобщение детей к русскому народному творчеству - Воспитание гордости и...




Комментарии

  • Tany
    Как же помогла мне эта статья в адаптации ребенка к детскому саду! tchild.ru/.../ ...

    Подробнее...

     
  • Маслова Марина
    Очень нужный и своевременный материал. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо! Понравилось.!

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Как вы успеваете провести все? Я проводила это занятие в старшей группе и то не успела за полчаса.

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    СПАСИБО!!!

    Подробнее...

В блогах

Конспект занятия по окружающему миру

 Конспект занятия по окружающему миру в средней группе

кружок по дополнительной образовательной…

кружок по дополнительной образовательной деятельности " Хочу все знать! " № Название разделов и тем занятий Кол-во часов всего теория практика 1 Вводное занятие. Теория       1.1 «Экскурсия в детскую лабораторию» 1 1   2 Раздел 2. Практическая часть   2.1 «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» 1   1 2.2 «Наши помощники – глаза» 1   1 2.3 «Угадай –...

Конспект открытого занятия в средней гру…

Цели: Упражнять в счёте звуков в пределах 5; Закрепить знание частей суток; Продолжать сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый...

Игры и занятия на третьем году жизни реб…

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами: предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство